Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Идейно-художественное своеобразие цикла А.Блока «На поле Куликовом»»
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 8
Тип урока: урок-анализ художественного произведения
Тема: Идейно-художественное своеобразие цикла А.Блока «На поле Куликовом».
Цель: раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России.
УУД
личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
регулятивные: : способность ставить учебные цели и задачи, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать устные высказывания.
познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую историю великой страны.
метапредметные: развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию.
предметные: развитие творческих способностей обучающихся через выразительное чтение, развитие навыков анализа текста лирического стихотворения.
Основные понятия: стихотворный цикл,образы-символы
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, портрет поэта, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 2, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008. Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/,: http://school-collection.edu.ru
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку В известном письме К. Станиславскому 09.12.1908г. А. Блок утверждал» «… тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений – живая, реальная тема: она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…» Как вы думаете,что это за тема? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок,отвечают на вопрос. Обучающиеся говорят о том,что тему Родины Блок считал главной в своем творчестве, этой теме посвящены многие стихи поэта. | | | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. | Обучающиеся вспоминают основные факты из биографии Блока и основные черты символизма как литературного направления. | | Умение делать обобщение по ранее изученному материалу. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: В чем заключается своеобразие звучания темы Родины в лирике А.Блока и в частности, в цикле стихотворений «На поле Куликовом? Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. | Обучающиеся формулируют тему и цель урока. | . | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний | Организует анализ стихотворения,задает проблемные вопросы. - Что такое стихотворный цикл? -Какому историческому событию посвящен цикл стихотворений Блока? - Куликовская битва принадлежит, по | Обучающиеся осуществляют поиск информации в электронных словарях.
Разбиваются на группы, работают над предло-женными вопросами. | Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/
Ученик, заранее получивший задание, делает краткое сообщение о событиях Куликовской битвы.
Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. Умение анализи-ровать стихотворный текст,определять основные мотивы и образы | Определение основной и второстепенной информации; |
убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди." (из примечания Блока). -Давайте поразмышляем, в чем же видит Блок символичность Куликовской битвы и каким образом такие события могут вернуться… Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для групп: 1. Как изображена Куликовская битва в стихотворениях? В каком временном пласте она происходит? Как соединяются в стихотворениях историческое и символическое переживание события? 2. Какие образы использует Блок, чтобы показать противостояние двух сил в битве? Шпаргалка: понаблюдайте за источниками света и тьмы, использованием собственных имён, найдите ключевые слова в стихотворениях. 3. Как представлен женский образ в стихотворениях? В чём его своеобразие и необычность? 4. Образ лирического героя: в каком временном пласте он существует, в каких «ролях-масках» представлен? Чем для героя становится родина, Русь в стихотворениях? 1 группа-1 часть цикла. 2 группа– 2 часть цикла. 3 группа– 3 часть цикла. 4 группа-4 часть цикла. 5 группа- часть цикла. |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования. | Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п. | | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VI. | Просит обозначить сквозные повторяющиеся образы и микротемы, которые обучающиеся нашли во всех стихотворениях цикла? | | Обучающимся предлагается сделать обобщенный вывод проведенного в каждой группе исследования,создать кластер. Вывод: Блок создаёт образ круга, повторяющегося события; через все стихотворения проходит символический женский образ, «проносится» степная кобылица – символ стремления,движения вперёд, неукротимого бега времени, стихии. Финал цикла открыт, последнее стихотворение заканчивается побудительным восклицательным предложением – битва не закончена, действие не завершено. Более того, начинается новое действие,к которому готовится лирический герой. | Умение строить связное высказывание обобщающего характера | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает обучающимся написать синквейн по впечатлениям о цикле «На поле Куликовом» | Оформляют письменное высказывание в форме синквейна с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа | Создание письменного высказывания и его представление | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Какие новые вопросы возникли в конце урока? | | Формирование навыков рефлексии |
XI. Д/з. | Задание 1. Письменный вывод по итогам урока в форме сочинения-миниатюры. Задание 2. Найти строки в цикле, которые могли бы стать эпиграфом к нему. Задание3.Выучить понравившийся отрывок из цикла наизусть. | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок | | |