СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Идейно-художественное своеобразие цикла А.Блока «На поле Куликовом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может помочь учителю в проведении урока-анализа поэтического цикла А.Блока "На поле Куликовом"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Идейно-художественное своеобразие цикла А.Блока «На поле Куликовом»»

Технологическая карта урока


Предмет: литература

Класс: 8

Тип урока: урок-анализ художественного произведения

Тема: Идейно-художественное своеобразие цикла А.Блока «На поле Куликовом».

Цель: раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России.

УУД

личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

регулятивные: : способность ставить учебные цели и задачи, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать устные высказывания.


познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.


Планируемые результаты:

личностные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за великую историю великой страны.

метапредметные: развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию.

предметные: развитие творческих способностей обучающихся через выразительное чтение, развитие навыков анализа текста лирического стихотворения.


Основные понятия: стихотворный цикл,образы-символы


Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, портрет поэта, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 2, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008. Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/,: http://school-collection.edu.ru


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

В известном письме К. Станиславскому 09.12.1908г. А. Блок утверждал» «… тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений – живая, реальная тема: она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…»

Как вы думаете,что это за тема?


Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,отвечают на вопрос.

Обучающиеся говорят о том,что тему Родины Блок считал главной в своем творчестве, этой теме посвящены многие стихи поэта.

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.


Обучающиеся вспоминают основные факты из биографии Блока и основные черты символизма как литературного направления.






 

 

 

 

Умение делать обобщение по ранее изученному материалу.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы:

В чем заключается своеобразие звучания темы Родины  в лирике А.Блока и в частности, в цикле стихотворений «На поле Куликовом?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.


Обучающиеся формулируют тему и цель урока.

.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

 

IV. «Открытие» учащимися новых знаний



Организует анализ стихотворения,задает проблемные вопросы.

- Что такое стихотворный цикл?


-Какому историческому событию посвящен цикл стихотворений Блока?


- Куликовская битва принадлежит, по

Обучающиеся осуществляют поиск информации в электронных словарях.

























Разбиваются на группы, работают над предло-женными вопросами.


Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/

 



Ученик, заранее получивший задание, делает краткое сообщение о событиях Куликовской битвы.


















Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

 

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.



























Умение анализи-ровать стихотворный текст,определять основные мотивы и образы

Определение основной и второстепенной информации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди." (из примечания Блока).


-Давайте поразмышляем, в чем же видит Блок символичность Куликовской битвы и каким образом такие события могут вернуться…


Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для групп:

1.  Как изображена Куликовская битва в стихотворениях? В каком временном пласте она происходит? Как соединяются в стихотворениях историческое и символическое переживание события?

2. Какие образы использует Блок, чтобы показать противостояние двух сил в битве? Шпаргалка: понаблюдайте за источниками света и тьмы, использованием собственных имён, найдите ключевые слова в стихотворениях.

3. Как представлен женский образ в стихотворениях? В чём его своеобразие и необычность?

4. Образ лирического героя: в каком временном пласте он существует, в каких «ролях-масках» представлен? Чем для героя становится родина, Русь в стихотворениях?

1 группа-1 часть цикла.

2 группа– 2 часть цикла.

3 группа– 3 часть цикла.

4 группа-4 часть цикла.

5 группа- часть цикла.

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности 

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.

 

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.

Просит обозначить сквозные повторяющиеся образы и микротемы, которые обучающиеся нашли во всех стихотворениях цикла?



Обучающимся предлагается сделать обобщенный вывод проведенного в каждой группе исследования,создать кластер.

Вывод: Блок создаёт образ круга, повторяющегося события; через все стихотворения проходит символический женский образ, «проносится» степная кобылица – символ стремления,движения вперёд, неукротимого бега времени, стихии. Финал цикла открыт, последнее стихотворение заканчивается побудительным восклицательным предложением – битва не закончена, действие не завершено. Более того, начинается новое действие,к которому готовится лирический герой.


Умение строить связное высказывание обобщающего характера


VII. Включение новых знаний в систему знаний

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать синквейн по впечатлениям о цикле «На поле Куликовом»

 

Оформляют письменное высказывание в форме синквейна с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание письменного высказывания и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

 

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

 

Формирование навыков рефлексии

XI. Д/з.

Задание 1. Письменный вывод по итогам урока в форме сочинения-миниатюры.

Задание 2. Найти строки в цикле, которые могли бы стать эпиграфом к нему.

Задание3.Выучить понравившийся отрывок из цикла наизусть.

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок