СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация и знаки препинания в БСП".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация и знаки препинания в БСП".»

Учитель: Кирсанова Е.В.

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Автор УМК: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко

Тема урока: «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация и знаки препинания в БСП».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)


Повторить понятия простое предложение, ССП, СПП;

Усвоить алгоритм нахождения БСП;

Постановку знаков препинания, построение схемы БСП,

Нахождение грамматической основы сложного предложения

Личностные

- формирование навыков организации и анализа своей деятельности

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи


Регулятивные

- проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества


Познавательные

- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования бессоюзных сложных предложений


Коммуникативные

- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество

Основные понятия

Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями сложного предложения

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы


Информатика(поиск информации в Интернете)

Литература (домашнее задание)

Индивидуальная

Парная

фронтальная

Интернет, учебник, раздаточный материал, схема опорного конспекта, рисунки





Технологическая карта урока



Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Технологии

Формируемые УУД

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Эмоциональный и психологический настрой

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

- Готовы к работе? Мы начнем наш урок с проверки домашнего задания: я попросила вас найти в Интерненте информацию о сегодняшнем дне. «В этот день 22 февраля…»


- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Какой, оказывается сегодня замечательный день: и важный, и веселый, и значимый. Я надеюсь, что для вас сегодняшний день и наш урок тоже будет важным и полезным.

- Ребята, а что нужно для успешной работы на уроке?


- Откройте тетради, запишите число 22 февраля. Классная работа











Зачитывают сообщения





- Внимательно слушать учителя и ответы ребят,

- желание узнать новое,

- быть активным на уроке







Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися


Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют позитивное отношение к другим и готовность к сотрудничеству.


Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя.



2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.

Слайд

Какие виды предложений мы уже изучили? Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.

Слайд

- Проверьте себя и оцените свою работу – поставьте +, если все ответы совпали с эталоном.



2.Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- (слайд) Какие из предложений не относятся ни к одной группе?

Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы.

- Что вы можете о них сказать?

- Как части предложений связаны друг с другом?



- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд )

- Сформулируйте тему урока, важные для вас, цели урока,

используя опорные слова: 1) познакомиться с... 2) научиться...

(опорная запись на доске)


Сообщение целей урока учителем.

- Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?)

(Слайд ). Это задание 5.в экзаменационной работе

Итак, что мы уже знаем о сложных предложениях? Перечислите.

- Начертите в тетрадь таблицу и заполните 1 столбик.Слайд

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)




Работаем в парах.

Проверка записей (ученики называют по очереди)

- Проверим свои знания по учебнику

Оцените свою работу на полях +






- простые предложения, ССП и СПП

Обучающиеся выполняют задания в тетради, (1 учащийся за доской)

Проверяют по эталону (работа учащегося за доской)

ПП

ССП

ССП

???

1,3

2,4

6,7

5,8





- зачитывают предложения


- записывают предложения, выделяют грамматические основы,

- отмечают, что это сложные предложения, потому что 2 основы,

- что в них нет союзов.

- если союзов нет, то части связаны по смыслу


- бессоюзные сложные предложения



- определяют для себя цели и задачи: 1)познакомиться с БСП,

2)научиться находить БСП в тексте, ставить знаки препинания, чертить схемы БСП





- записывают тему урока, вспоминают правило

- правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».


Работа в парах.

Заполняют 1 графу таблицы

Дети перечисляют:

- Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП, БСП

- Сложные предложения состоят из нескольких простых.

- В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

- В БСП нет союзов.

Сверяют по учебнику с.94



Коммуникативные:

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия, выявлять, что усвоено, а что предстоит усвоить

Познавательные:

формулирование ответов на вопросы учителя; умение анализировать языковой материал и поиск нужной информации


3.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Цель:организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё на знаем?

Использует приемы создания проблемной ситуации.

Исследование (упр.214 из учебника) Выписать БСП. 1 пара - с 1 по 6, вторая – с 7 по 11.Подчеркните грамматические основы

Проверка Слайд

1 пара: 1,2,3, 5, 6

2 пара: 7,8,9,11

- Что вы заметили при работе с БСП?

- Почему это происходит и от чего зависит?

- Почему у нас возникли затруднения? Что мы хотим узнать нового о БСП?



Запишем во вторую графу, что хотим узнать о БСП

Слайд (2 графа)












- В предложениях разные знаки препинания.

- разные смысловые отношения


- Что такое БСП?

- Из чего они состоят?

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

- Какие знаки препинания в БСП? Как выглядит схема БСП?


Познавательные:

Извлечение необходимой информации и ее использование, постановка проблемы

Коммуникативные:

аргументация своего мнения

Регулятивные: усваивают последовательность действий по выполнению задания, выделяют то, что уже усвоено и что надо усвоить

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задачи, вызвавшей затруднение

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнение учащихся

- Где мы можем найти нужную информацию?



Самостоятельное изучение материала разными методами:

В паре: анализируют материал по карточке

Индивидуально: работа с рисунками (1 ученик), по учебнику (1 ученик)


Организует проверку

Дети зачитывают выводы


1. Что такое БСП? Это слож. предл., части которого связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов.

- Из чего они состоят? Из простых предложений.

- Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Смысловые отношения зависят от содержания входящих в них простых предложенийи выражаются интонацией(в устной речи) и знаками препинания ( в письменной)

- Какие знаки препинания в БСП ?

, ; : -


Слайд Заполните 3 графу таблицы


Оцените работу +

Объясняет задание: определить смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.



Выбирают пути решения проблемы, обсуждают план выхода из затруднения:

- обратиться к учителю для объяснения

- обратиться к материалу учебника

- проанализировать языковой материал

- интернет

Самостоятельная работа учащихся:

- читают правило в учебнике с.95

- Работа с рисунками

-- работа по карточке

- делают выводы



Ответы учащихся:


по учебнику, затем по рисунку, дальше по карточке




- каждому типу предложений соответствует свой рисунок,

- пробуют начертить схемы предложений по рисункам


Как выглядит схема БСП?


- по карточке


Заполняют 3 графу таблицы, объясняют
































С+.

Коммуникативные: принимать другое мнение, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные:

Внесение необходимых корректировок в план и способ действия





Познавательные: выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей; построение рассуждений.








Регулятивные:

Осуществление оценки, коррекция

Личностные: проявлять интерес к новому заданию.


Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли














5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:

- предлагает выполнить задание

Работа с пословицами.

Раздаются произвольно фрагменты пословиц – нужно собрать в единую фразу.

Объясняет задание, раздает материал.







Читают, сопоставляют фрагменты, объясняют значение пословиц.

(Прием «Жокей и лошадь»)


Регулятивные: преодолевают затруднения.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, общение со своими товарищами с целью получения нужного результата

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует деятельность по применению новых знаний

Задание на карточках: из простых составить БСП, вставить знаки препинания, начертить схему, определить значение.


Оцените работу +

Слайд

Выполняют задания в тетради



Проверка по образцу









С+.

Познавательные:

Самостоятельное решение задачи, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные – принимают другое мнение.

Регулятивные: осуществление самоанализа и самоконтроля, проверка знаний по эталону


7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель:включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Работа с последующей проверкой по эталону (раздаточный материал) по типу ОГЭ


Оцените работу +


Слайд

Выполняют задание в на карточках – тестовые задания 12, 14

С+.

Регулятивные:

умение осуществлять проверку знаний по эталону, коррекция

Личностные :

Самоопределение, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Организует рефлексию. Обобщает полученные на уроке сведения.

Вернуться к таблице Слайд

Проводит беседу по вопросам:

- что мы узнали на уроке? Какую тему мы изучили?

- выполнили цель урока?

- докажите

- в чем вы испытали затруднения?

- что вам помогло их преодолеть?


- оцените свою работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.











Задает домашнее задание: Слайд

С.95 правило,

Упр.215 или

Выписать из учебника литературы примеры бессоюзных сложных предложений с разными значениями.


Отвечают на вопросы. Вернуться к таблице.

1.Что знали?

2.Какая задача стояла перед нами?

3.Сегодня мы узнали…

4. Теперь я могу…

- Предлагаю поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял…. Я узнал...

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?


- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Считают количество +

6-7 молодцы!

4-5 вы старались, но у вас не все получилось, нужно поработать

Меньше 4 придётся повторить


Записывают домашнее задание в дневник


Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке, качество и уровень усвоения знаний

Личностные:

Оценка собственной деятельности, рефлексия

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать высказывания других