Предметные -иметь знания об имени прилагательном; -иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе; -уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание; -устанавливать связь слов в предложении; -правильно ставить вопрос и распознавать падеж. Личностные: - проявление интереса к изучению нового; - оценивать свои достижения; - умение находить границы своего знания/незнания; - создание мотивации к изучению русского языка. Метапредметные: - принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя; осуществлять самоконтроль (р.); - высказывать предположения; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; моделировать; подводить под понятие (п.); - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга (к.) |
Повторение изученного материала | Предметные: -иметь знания об имени прилагательном; -устанавливать связь слов в предложении; -правильно ставить вопрос и распознавать падеж. УУД: - анализировать с выделением существенных признаков, делать выводы; представлять результаты анализа (п.) - прогнозировать (р.) - слушать и понимать речь учителя (к.) | | -С какой частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках? -Что вы знаете об имени прилагательном? - А почему именно имя прилагательное связано с именем существительным? Докажите. -А что значит слово «просклонять»? -Сколько падежей у ИП? -Что такое основа? (примеры) -Что значит твердый согласный на конце основы? (примеры) | -С именем прилагательным. -ИП – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? какая? какие? ИС – предмет, а ИП – признак предмета. Род одинаковый, падеж, число. -Изменить по падежам. - 6, как и у ИС. |
Мотивация и осознание учебной задачи | Предметные: -иметь знания об имени прилагательном; -иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе; -уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание; -правильно ставить вопрос и распознавать падеж. УУД: - принимать учебную задачу, прогнозировать (р.); - анализировать с выделением существенных признаков (п.); - делать выводы; представлять результаты анализа (п.); - участвовать в диалоге, строить рассуждение (к.) | | Словарная работа: - А сейчас переходим к следующему этапу урока – словарно – орфографической работе. Напишите под диктовку словосочетания: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Взаимопроверка. -Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная – а-, и вы узнаете новое слово из словаря. -Что это за часть речи? Какого рода? Докажите. -Все согласны? Оцените работу одноклассника знаком «+» или «-». -На предыдущих уроках мы говорили о склонении ИП мужского и среднего рода. Сравнивали их окончания и даже обнаружили кое-что интересное. Что? Кто мне скажет? -Как вы думаете, какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? Нет ли у этих окончаний такой же особенности? -Это нам сегодня и предстоит выяснить. Вы готовы? -Попробуем подобрать прилагательное к ИС «свобода». -Запишем словосочетание «абсолютная свобода». Просклоняем его. Выделите окончания. -Внимательно посмотрите на выделенные окончания. Кто что заметил? -Все согласны? Оцените работу одноклассников знаками «+» или «-». -А теперь откроем учебник на странице 43 и проверим наши предположения. Внимательно посмотрите на упражнение 75. Прочитайте, назовите окончания. -Совпадает ли ваш вывод с выводом в учебнике? -Почему в таблице дано склонение двух словосочетаний? -Какой же вывод можно сделать на основании ваших наблюдений? | Записывают словосочетания под диктовку. Обмениваются тетрадями. Проверяют друг друга. -Свобода. -ИС, отвечает на вопросы что? Женский род. -«+» -Окончания ИП в Р., Д., Т. и П падежах будут такими же, как и в падежных вопросах. -Высказывают предположения. -Долгожданная, безграничная, абсолютная. абсолютная свобода, абсолютной свободы, абсолютной свободе, абсолютную свободу, абсолютной свободой, об абсолютной свободе. - Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. -«+» -Окончания прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы у нас в тетради и в учебнике одинаковы. -В первом словосочетании окончания прилагательных под ударением, а во втором – безударные. - В Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. Ударные и безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы пишутся одинаково. |
Физкультминутка | УУД: - действовать по предложенному плану; осуществлять самоконтроль (р.); - слушать и понимать речь учителя (к.) | | Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка нам привычно На урок приходит в класс. Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в ед. ч., вы приседаете, а если во мн. ч. – шагаете на месте. Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы. | |
Закрепление нового материала | Предметные: -иметь знания об имени прилагательном; -иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе; -уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание; -устанавливать связь слов в предложении; -правильно ставить вопрос и распознавать падеж. УУД: - принимать учебную задачу, прогнозировать (р.); - анализировать с выделением существенных признаков (п.); - делать выводы; представлять результаты анализа (п.); - участвовать в диалоге, строить рассуждение (к.) | Брат позвал старш.. сестру. Самолет вырулил на взлетн.. полосу. Грузовик ехал по проселочн.. дороге Путник остановился около березов.. рощи. | Вставить пропущенные окончания в именах прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. Брат позвал старш.. сестру. Самолет вырулил на взлетн.. полосу. Грузовик ехал по проселочн.. дороге Путник остановился около березов.. рощи. Дети называют вставленные окончания. -Что нужно знать, чтобы доказать правильность написанных вами окончаний? -Все согласны? Оцените работу одноклассников знаками «+» или «-». Упражнение 76. Просклоняйте письменно прилагательные вместе с существительными. Ледяная горка, сухая ветка, чистая посуда. По одному ученику у доски. Остальные выполняют работу в тетрадях. -Как определить падеж ИП? -Как выделяют ИП в предложении? -Для чего нужны ИП? Упражнение 77. Спишите. Поставьте прилагательные, данные в скобках, в нужном падеже. Укажите их род и падеж, выделите окончания. 2 предложения: От озера к лесу можно пройти по (широкая) тропе. (Рыжая) белке много надо сделать запасов на зиму. |
Дети записывают предложения с доски, вставляя пропущенные окончания в именах прилагательных. Комментируют написание. -Нужно определить род, основу слова, падеж прилагательного. -«+» Ученики у доски комментируют написание. Выделяют окончания. Обозначают падежи. Дети записывают предложения, вставляя пропущенные окончания в именах прилагательных. Комментируют написание. |