Этап | Время, мин | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 1.Виды организации деятельности учащихся. 2.Методы | Формируемые УУД |
Оргмомент | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, показывает оценочный лист. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | | |
Актуализация знаний | 2 | 1.Вспомнить понятие «рассказ». 2.Подвести к теме урока | Понятия «рассказ», «святочный рассказ». Сюжетная линия «Чудесного доктора». | Организует диалог с обучающимися, в течение которого конкретизирует понятие "святочный рассказ»". Постановка проблемного вопроса в ходе беседы. | Вспоминают, что такое рассказ, вспоминают сюжет рассказа «Чудесный доктор», рассуждают над понятием «святочный рассказ». | Беседа, Проблемный вопрос | Мотивация |
Целеполагание | 3 | Сформулировать тему и цель урока. Поставить оценку себе за задания 1,2. | Отработка навыка формулирования темы и постановка цели, исходя из нее. | Предлагает учащимся последовательно сформулировать тему и цель урока, организует проверку с помощью презентации. | Опираясь на предыдущий диалог, формулируют тему и цель урока, отвечают на уточняющие вопросы, проверяют по презентации и оценивают себя в оценочном листе. | Проблемный вопрос, самопроверка | Самостоятельная постановка учебной цели |
Проектирование занятия | 2 | Составить последовательность действий на уроке. | Редактирование предложенного плана. | Предлагает переставить пункты плана в нужной последовательности одному ученику. Организует проверку выполненной работы клаасом и утверждение плана работы на уроке. | Наблюдают за работой одноклассника, корректируют ее, утверждают план действий. | Составление плана, редактирование | Планирование |
Организация восприятия и осмысления новой информации | 3 | Создать эмоциональный настрой на восприятие нового материала | Песня «Рождественское чудо», Работа над смыслом понятий «чудо» и «отчаяние» | Предлагает прослушать песню, угадать название и связать текст песни с рассказом Куприна. Организует беседу о важности «чуда» | Слушают песню, в результате небольшой беседы выводят связь между песней и текстом рассказа. Дают понятия «чудо» и «отчаяние». | беседа | Взаимодействие |
3 | Привлечь факты из собственного жизненного опыта учащихся | Видеосюжет «Поездка волонтеров в дом престарелых» | Предлагает вспомнить ситуации из жизни, в которых была надежда на чудо. | Рассказывают случаи из жизненного опыта, путем наводящих вопросов приходят к выводу, что чудо можно совершать и самим. | Построение высказывания, демонстрация видео. | Нравственно-этическая оринтация |
Первичная проверка понимания текста и темы рассказа | 4 | Заполнить таблицу с эпитетами Оценить работу по заданию 3. | Текст рассказа, начало. Эпитеты и сравнительные обороты в тексте. | Организует работу с таблицей задания 3 оценочного листа. Предлагает почвствовать самим атмосферу праздника в городе и семейного горя у Мерцаловых | Заполняют в парах таблицу. По просьбе учителя произносят выбранные слова с требуемой интонацией. | Работа в парах, самопроверка | Учебная деятельность и оценка |
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении | 5 | Составить диалог по заданию 4, выразительно прочитать. Оценить свою работу по заданию 4. | Текст составленного самостоятельно диалога, текст учебника. | Предлагает составить и записать диалог из двух реплик на тему: «О чем могли шептаться Гриша и Сережа, спрятавшись в укромный уголок жилья?» Организует работу с текстом по поиску информации о родителях мальчиков. | Работают в парах, составляют диалог, тренируются в выразительном чтении. Оценивают свое умение составлять диалог. Ищут информацию по озвученной теме в тексте учебника, читают. | Составление диалога, выразительное чтение, поиск информации в тексте. Взаимопроверка | Коммуникация, анализ текста |
Погружение в тему | 6 | Познакомить с краткой биографией профессора Пирогова. Посмотреть фрагмент рождественского фильма «Один дома-2». Дать общую историю развития жанра в русской литературе. | Рассказ ученицы о профессоре, видеоролик. Информация от учителя о жанре святочного рассказа | «Организует» появление на уроке позитивного настроения, дает информационную справку о жанре. | Слушают рассказ ученицы о профессоре, смотрят видеофрагмент. | Пересказ текста, демонстрация видео. | Анализ материала |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемной задачи, построенной на основе имеющихся знаний и умений. | | Заполнить таблицу на слайде по опорным словам: признаки святочного рассказа. | Таблица на слайде: основные черты святочного рассказа. Произнесение фраз с разной интонацией. | Предлагает самим выяснить черты святочного рассказа на примере «Чудесного доктора» | Решают проблемную задачу: путем логических умозаключений и анализа особенностей рассказа «Чудесный доктор» заполняют таблицу. Проверяют с учителем по слайду, оценивают свою работу. | Решение проблемной задачи, Работа над составлением дидактического материала для урока | Установление отношений между данными и вопросом |
Физкультминутка | 1 | Снятие напряжения, погружение в образ Мерцалова | Глаголы, характеризующие действия одного из главных героев. | Проводит физкультминутку, произнося глаголы и демонстрируя действия для повторения: Мерцалов встал, вышел за дверь, прибавил шагу. Горе сгибает его. Он сбавляет шаг и садится на скамейку. Качает от безысходности головой. Но появляется доктор, и все заканчивается благополучно. Аплодисменты. | Выполняют задания учителя. | Практическая работа | |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. | 2 | Сформулировать общий сюжет для всех рождественских, святочных рассказов. Оценить работу по заданию 5. | Материал оценочного листа и слайда с таблицей. | Предлагает на основе всего имеющегося и проговоренного на уроке материала подвести итог размышлениям и сформулировать общий сюжет для всех святочных рассказов, записать его в оценочный лист. Организует проверку по слайду. | Выполняют задание учителя, затем озвучивают свои формулировки, оценивают друг друга: у кого получилось удачнее. Проверяют по слайду, ставят оценку себе. Сравнивают свой результат и результат, полученный на уроке, с высказыванием Н.С.Лескова. | Самостоятельная работа, дискуссия, сравнение | Взаимодействие |
4 | Выяснить, завершается ли чудо после смерти человека, его совершившего. | Работа с финалом рассказа. Видеоролик о Рейчел. | Обращается к финалу рассказа, просит зачитать его. Предлагает порассуждать, согласны ли ученики с утверждением героя рассказа: «да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо». Демонстрирует сюжет о девочке Рейчел, спасшей десятки тысяч жизней. | В ходе беседы приходят к выводу, что чудо не заканчивается со смертью человека, оно продолжается, пока о нем помнят и знают. | беседа, демонстрация видео. | Взаимодействие |
Рефлексия, оценка знаний. | 2 | Подвести итоги урока, оценить работу на уроке | Весь изученный материал | Мотивирует учащихся путем высказывания и оценки в оценочном листе: надо верить в чудеса! Просит подвести итог: что нового узнали, чем был полезен урок. | Приходят к выводу, что надо верить в чудеса и совершать их самим. Анализируют материал, изученный на уроке, подводят итоге всей работе, оценивают себя. | Беседа, анализ и контроль результатов деятельности | Самооценка, оценка учебной деятельности |
Домашнее задание | 1 | Дать дифференцированное домашнее задание: на выбор. | | Дает темы для написания небольшого сочинения-рассуждения, отвечает на вопросы учащихся. Темы: – Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «… главное – не падайте никогда духом»? – В какие чудеса следует верить людям? | Знакомятся с темами, задают вопросы. | | |
Данный урок проводился как открытый на РМО учителей русского языка и литературы.
Литература, 6 класс, рассказ «Чудесный доктор» - 2 урок, УМК Г.В.Москвина, ФГОС. Конспект урока составлен с учетом требований системно-деятельностного подхода.
Цель урока: дать понятие святочного рассказа в русской литературе(на примере рассказа И.А.Куприна «Чудесный доктор»).
Урок практико-ориентированный, предполагает достаточный объем самостоятельной и парной работы, фронтальный опрос, активное включение учащихся в беседу. Одной из сильных сторон урока является эмоциональная составляющая с привлечением аудиозаписей и видеозаписей по теме «Чудо в нашей жизни».
Учащимися тема урока понята, поставленная цель достигнута.
Деятельность на уроке была направлена на достижение следующих образовательных результатов: