СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология социального проектирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показана технология социального проектирования и направления работы по ней

Просмотр содержимого документа
«Технология социального проектирования»


Технология социального проектирования в воспитании школьников

Социальное проектирование — особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Это комплексное явление, структура которого состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта.

Эти три элемента структурно связаны друг с другом. Так, в ходе социальной пробы подросток получает информацию о социальных объектах, в ходе социальной практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.

Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В качестве примера представляется разработанный и реализованный автором социальный проект «Дом моей души», отличительной особенностью которого является направленное использование предметных знаний для разработки и реализации социальных проектов.

Социальный проект «Дом моей души»

Кому угрожает опасность?

Вам, Разве вы не видите, что перед вами весы,

на одной чаше которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность.

Виктор Гюго

Данный проект может быть полезным как для педагогов, так и для всех категорий обучающихся, их родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, то есть любого человека. Кроме того, он очень актуален, так как способствует решению такой проблемы, как формирование навыков заботы о своем здоровье, ведь здоровье – это величайшая ценность, а хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Выбор проблемы и обоснование ее актуальности

Необходимость поддержания здоровья человека является актуальной проблемой современности. По данным НИИ гигиены детей и подростков (2003 г) – более 43% детей имеют хронические заболевания, 63% - нарушение осанки, 22% - реакцию на гипертоническую болезнь, 18% старшеклассников – повышенное давление, и эти данные растут. Специально проведенные исследования свидетельствуют о том, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья, у 45% детей ухудшилось зрение, что в совокупности приводит до 80% ограничения в выборе профессии. Актуальность и острейшая значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения определили выбор темы проекта «Дом моей души».

Цели проекта:

- социальная – усилить внимание, как местного сообщества, так и каждого конкретного человека к значимости валеологического образования;

- воспитательная – формировать и развивать чувство ответственности за свое здоровье;

- педагогическая – развивать фундаментальные умения и навыки, а также способности обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни.

Задачи проекта:

- В ходе разработки проекта на диагностической основе:

а) выявить состояние здоровья обучающихся и их близких;

б) определить степень сформированности чувства ответственности за свое здоровье;

- В процессе осуществления проекта:

а) развивать пропагандистские, организаторские и лидерские способности у детей;

б) вооружать знаниями об основных направлениях укрепления своего здоровья;

в) закреплять и развивать навыки заботы о своем здоровье;

г) оказывать методологическую, научную и тематическую поддержку в валеологическом образовании и просвещении человека;

д) способствовать формированию основ здорового образа жизни.

- В процессе завершения проекта:

а) создать информационно-методическую базу по проблеме.

б) выявить активность участников проектной деятельности.

Реализация проекта «Дом моей души»

Мероприятия:

  1. Тематические мероприятия:

    1. Тематический час – дискуссия «Без вины виноватые»

    2. Тематический час – рассуждение «Выбор за вами»

    3. Тематический час - виртуальная игра «Несекретные материалы» (что нужно знать о витаминах, с использованием Интернет ресурсов)

    4. Тематический час – размышление «Альтернативная медицина»

    5. Тематический час – задача «Что мне мобильный мой готовит?»

    6. Тематический видеочас «А все могло бы быть иначе» (просмотр и обсуждение фильма, моделирование процесса заражения СПИДОм)

    7. Тематический час – предостережение «Ласковый убийца» (что необходимо знать о гепатите)

    8. Тематический час ««Компьютерная болезнь» - миф или реальность?»

  2. Круглые столы:

    1. «Поговорим о семейных рецептах»

    2. «Хорошая экология – здоровая семья»

  3. Устные журналы:

    1. «Спорт укрепляет здоровье» (пропаганда занятий непрофессиональными видами спорта)

    2. «В природу за здоровьем»

    3. «Значение рН для организма»

    4. «Вода, она бывает разной»

  4. Акции:

    1. «Азбучные правила стрессоустойчивости»

    2. «Вода стоит дорого, научитесь беречь каждую каплю»

    3. «Азбучные правила экологической самозащиты»

    4. «Для здоровья семьи»

  5. Конкурсы:

    1. Мини-проектов «Это должен знать каждый».

    2. Буклетов (с целью пропаганды валеологического образования и обогащения валеологическими знаниями)

    3. Агитбригад (с целью формирования основ здорового образа жизни)

    4. Творческих идей и предложений (какие приборы, продукты, товары и т.д. необходимо выпускать с целью сохранения здоровья человека)

Как можно обозначить проблему и начать работать по ее решению?

На XIV городском слете активов школьных музеев «Листая страницы истории – Мой Сталинград» мы обратили внимание на то, что учащиеся старших классов МОУ «СОШ № 93» в течение двух часов находились за работающим компьютером. В процессе беседы с ними выяснилось, что они и не подозревают о том, какой вред наносят своему организму, то есть налицо отсутствие валеологического образования.

Так родилась тема ««Компьютерная болезнь» - миф или реальность?»

Система работы и выбор площадки для реализации проекта

I этап - подготовительный

  1. Перед обучающимися обозначается рабочая тема мероприятия.

  2. Сбор информации по теме: теоретический материал, идеи, предложения.

  3. Оформление творческих проектов обучающихся по теме.

  4. Обсуждение и трансформация рабочей темы мероприятия.

  5. Разработка мероприятия.

II этап – проведение (классный руководитель)

Классное мероприятие по теме.

III этап – проведение (группой обучающихся)

  1. Цикл внутришкольных, сетевых и других мероприятий по разработанной теме, с учетом возраста и интересов людей.