Технология социального проектирования в воспитании школьников
Социальное проектирование — особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Это комплексное явление, структура которого состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта.
Эти три элемента структурно связаны друг с другом. Так, в ходе социальной пробы подросток получает информацию о социальных объектах, в ходе социальной практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
В качестве примера представляется разработанный и реализованный автором социальный проект «Дом моей души», отличительной особенностью которого является направленное использование предметных знаний для разработки и реализации социальных проектов.
Социальный проект «Дом моей души»
Кому угрожает опасность?
Вам, Разве вы не видите, что перед вами весы,
на одной чаше которых ваше могущество,
на другой – ваша ответственность.
Виктор Гюго
Данный проект может быть полезным как для педагогов, так и для всех категорий обучающихся, их родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, то есть любого человека. Кроме того, он очень актуален, так как способствует решению такой проблемы, как формирование навыков заботы о своем здоровье, ведь здоровье – это величайшая ценность, а хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Выбор проблемы и обоснование ее актуальности
Необходимость поддержания здоровья человека является актуальной проблемой современности. По данным НИИ гигиены детей и подростков (2003 г) – более 43% детей имеют хронические заболевания, 63% - нарушение осанки, 22% - реакцию на гипертоническую болезнь, 18% старшеклассников – повышенное давление, и эти данные растут. Специально проведенные исследования свидетельствуют о том, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья, у 45% детей ухудшилось зрение, что в совокупности приводит до 80% ограничения в выборе профессии. Актуальность и острейшая значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения определили выбор темы проекта «Дом моей души».
Цели проекта:
- социальная – усилить внимание, как местного сообщества, так и каждого конкретного человека к значимости валеологического образования;
- воспитательная – формировать и развивать чувство ответственности за свое здоровье;
- педагогическая – развивать фундаментальные умения и навыки, а также способности обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- В ходе разработки проекта на диагностической основе:
а) выявить состояние здоровья обучающихся и их близких;
б) определить степень сформированности чувства ответственности за свое здоровье;
- В процессе осуществления проекта:
а) развивать пропагандистские, организаторские и лидерские способности у детей;
б) вооружать знаниями об основных направлениях укрепления своего здоровья;
в) закреплять и развивать навыки заботы о своем здоровье;
г) оказывать методологическую, научную и тематическую поддержку в валеологическом образовании и просвещении человека;
д) способствовать формированию основ здорового образа жизни.
- В процессе завершения проекта:
а) создать информационно-методическую базу по проблеме.
б) выявить активность участников проектной деятельности.
Реализация проекта «Дом моей души»
Мероприятия:
Тематические мероприятия:
Тематический час – дискуссия «Без вины виноватые»
Тематический час – рассуждение «Выбор за вами»
Тематический час - виртуальная игра «Несекретные материалы» (что нужно знать о витаминах, с использованием Интернет ресурсов)
Тематический час – размышление «Альтернативная медицина»
Тематический час – задача «Что мне мобильный мой готовит?»
Тематический видеочас «А все могло бы быть иначе» (просмотр и обсуждение фильма, моделирование процесса заражения СПИДОм)
Тематический час – предостережение «Ласковый убийца» (что необходимо знать о гепатите)
Тематический час ««Компьютерная болезнь» - миф или реальность?»
Круглые столы:
«Поговорим о семейных рецептах»
«Хорошая экология – здоровая семья»
Устные журналы:
«Спорт укрепляет здоровье» (пропаганда занятий непрофессиональными видами спорта)
«В природу за здоровьем»
«Значение рН для организма»
«Вода, она бывает разной»
Акции:
«Азбучные правила стрессоустойчивости»
«Вода стоит дорого, научитесь беречь каждую каплю»
«Азбучные правила экологической самозащиты»
«Для здоровья семьи»
Конкурсы:
Мини-проектов «Это должен знать каждый».
Буклетов (с целью пропаганды валеологического образования и обогащения валеологическими знаниями)
Агитбригад (с целью формирования основ здорового образа жизни)
Творческих идей и предложений (какие приборы, продукты, товары и т.д. необходимо выпускать с целью сохранения здоровья человека)
Как можно обозначить проблему и начать работать по ее решению?
На XIV городском слете активов школьных музеев «Листая страницы истории – Мой Сталинград» мы обратили внимание на то, что учащиеся старших классов МОУ «СОШ № 93» в течение двух часов находились за работающим компьютером. В процессе беседы с ними выяснилось, что они и не подозревают о том, какой вред наносят своему организму, то есть налицо отсутствие валеологического образования.

Так родилась тема ««Компьютерная болезнь» - миф или реальность?»
Система работы и выбор площадки для реализации проекта
I этап - подготовительный
Перед обучающимися обозначается рабочая тема мероприятия.
Сбор информации по теме: теоретический материал, идеи, предложения.
Оформление творческих проектов обучающихся по теме.
Обсуждение и трансформация рабочей темы мероприятия.
Разработка мероприятия.
II этап – проведение (классный руководитель)
Классное мероприятие по теме.
III этап – проведение (группой обучающихся)
Цикл внутришкольных, сетевых и других мероприятий по разработанной теме, с учетом возраста и интересов людей.