Тема:А.Грин «Алые паруса».
Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.
Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ; чтение ; осмысленное восприятие текстов .
Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация , способность к самооценке своих поступков.
Регулятивные УУД : целеполагание , саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения , умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению,ресурсы сети Интернет,соц.сеть работников образования .
Ход урока:
«А разве « Алые паруса» не современная вещь»
«Невнимательный вы, ей-ей».
(А. Грин)
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово: - Сегодняшний урок – это путешествие в приключенческий мир волшебства и исполнения желаний.
А.Грин – это человек с трудной,но очень счастливой судьбой.Каждому,кто верит в любовь,верность и мечту,он дарит надежду на чудо.
Стихотворение В.Некипелова «Памяти Грина».
Мне встречу с ним судьба не подарила
И лишь недавно поздние цветы,
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор когда впервые
Я в мир чудес, им созданных проник.
Идут со мною рядом, как живые
Весёлые герои его книг.
Они живут в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая Земля.
Распахнута ветрам и ураганам
Как палуба большого корабля.
Пускай тот мир, нездешний и старинный
От нашей современности далёк
Читаешь удивительного Грина –
И душу греет тёплый огонёк.
А он идёт, весёлый, добрый спутник
Повсюду с нами в дружеском строю.
И вносит в наши творческие будни
Романтики певучую струю.
Сообщение ученика о жизни писателя.
Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я.К..Голованов
ГРИН (настоящая фамилия — Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), прозаик.
Родился 11 августа (23 н.с.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863. Мать, русская женщина, умерла, когда Грину было 13 лет.
В 1896, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту — выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Однако прежде всего ему пришлось бродяжничать в поисках работы. Несколько раз "повезло": взяли матросом по маршруту Одесса—Батуми—Одесса. После возвращения понял, что эта "карьера" не для него. Перепробовал много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом и золотоискателем на Урале, солдатом. Во время службы в резервном пехотном батальоне примкнул к эсерам, с помощью которых дезертировал с военной службы.
В 1903 в Севастополе был впервые арестован за пропагандистскую работу среди матросов. За попытку к бегству отсидел на строгом режиме около двух лет (освобожден по амнистии). В 1906 в Петербурге был снова схвачен и выслан на 4 года в Тобольскую губернию, откуда бежал в Вятку, где смог раздобыть себе чужой паспорт, с которым покинул родной город навсегда. Приехал в Москву. Здесь родился его первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агит-брошюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Только под рассказом "Случай" (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах".
Много рассказов было написано Грином, прежде чем он нашел "своего" героя. Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой он считал "Остров Рено" (1909). Последовала серия подобных рассказов: "Колония Ланфиер" (1910), "Зурбаганский стрелок" (1913), "Капитан Дюк" (1915) и др.
В 1917, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк "Пешком на революцию" пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении ("Восстание", "Рождение грома", "Маятник души").
В 1919 Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале "Пламя" (редактор А. Луначарский).
Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения "Алые паруса" (1923), "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" (1928).
В 1930 был написан роман "Дорога никуда", в 1931 — "Автобиографическая повесть".
Умер А. Грин в Феодосии.
- В 1920 году , в Петрограде, гуляя по городу, А.Грин задумал эту пленительную и сказочную книгу, которую впоследствии назвал «Алые паруса».
- Способен ли человек совершать чудеса своими руками?(ответ-вывод сделаем этот в конце урока.)
Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим роман - феерию Грина «Алые паруса». Этот жанр определил автор сам и имеет два значения:
- театральное представление со сценическим эффектом;
- волшебное, сказочное зрелище.
«Алые паруса» - произведение утверждающее силу духа человека.Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать невозможное,фантастическое.
У Грина было своё мнение о фантастике.Он считал,что писатель должен пользоваться необыкновенным только для того,чтобы привлечь внимание и начать разговор об обычном.
III.Работа по парам по тексту:
Задание первой паре: составить схему по сюжету.
Задание для второй группы: расскажите о Лонгрене и Меннерсе.Что вы узнали о прошлом Лонгрена?В чем причина конфликта с жителями городка?Как они восприняли поступок Лонгрена?На чьей стороне автор?(художественные средства,используемые автором в описании героев – гл.3-4).
Задание третьей паре:Ассоль.В чем её очарование?Что формировало её мечтательность и одухотворенность?Почему таинственный незнакомец сумел зародить в её душе мечту о счастье?Предсказание Эгля.Почему Эгль именно Ассоль сделал это предсказание. Какую роль сыграли в жизни Ассоль трактирщик-отец и его сын? ( они издевались над ней, смеялись над ними, натравливали других)
Задание четвертой паре:история Грэя.Обстановка,в которой вырос Грэй.Что особенно нравилось Грэю,к чему он стремился?(выписать эпитеты,характеризующие уклад жизни семьи Грэя.гл.3) Что наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу? (мечта стать капитаном корабля, картина в кабинете отца).Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он не был похож на аристократа. Он был человек с живой душой. В чём проявлялась его открытая душа? (рассказывают случаи со служанкой)
- Что послужило побегу Артура из отцовского дома? ( Он не хотел жить как его отец, он очень ценил свободу. А больше всего любил море и очень хотел стать капитаном своего корабля)
Задание пятой паре:встреча Грэя и Ассоль.Какие чувства испытал Грэй,увидев Ассоль?(в основе описания пейзажа лежит антитеза.гл.4).Найдите в 4 главе портрет Ассоль.(художественные средства,используемые автором)
Задание шестой паре:Образы – символы:алые паруса – воплощение мечты Ассоль.Назовите цветовые эпитеты,использованные автором.Какой цвет становится определяющим?Как повёл сын трактирщика, когда увидел корабль а Алыми парусами? (от злости и зависти не хотел пускать Ассоль к кораблю).
IV.Подведение итогов.
- Вот и подошёл к концу урок.
- Прекрасный конец истории, как и у любой волшебной сказки. Ну, давайте вернёмся к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока. ( вопрос на экране) Способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Как и у любой волшебной сказки,у этого произведения счастливый конец.Этого волшебства бы не было,если бы сам человек не стал творить чудо,которое способно изменить жизнь к лучшему.
- Именно так раскрывает смысл этого произведения В.Ланцберг в своей песне(звучит песня):
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Домашнее задание: написать мини - сочинение « Мои мечты».