ТЕМА: Дифференциация предлогов и приставок.
Цели: развивать слуховую память и слуховое восприятие; развивать навыки языкового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок; формировать умение на слух различать приставки и предлоги; учить различать приставки и предлоги в зависимости от сочетания с частями речи; прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; обогащать словарный запас по теме «Море» (словарь: остров, айсберг, скала
Ход занятия.
Орг. момент
Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный. Садится тот, в чьем имени есть гласные буквы. Логопед называет две гласные, садится тот ученик, в чьем имени они звучат.
Основная часть
Составление и анализ предложений.
Возможные предложения: Самолет пролетает над морем. Корабль плывет по морю.
Сколько слов в первом, втором предложении?
Назовите самые короткие самостоятельные слова.
Кто знает как называются эти слова?
Как пишутся предлоги со словами?
Составление сочетаний: предлог+ существительное по карточкам-схемам
3. Запись в тетради: на скале, над скалой, за скалой, в скале.
Как вы записали предлог со словом скала? Как доказать, что существительное с предлогом пишется раздельно?
1 способ: ставим вопрос:
на какой скале?
над какой скалой? проговаривают
за какой скалой? дети
в какой скале?
2 способ: ставим слово-признак (прилагательное) между предлогом и существительным:
на высокой скале
над ближней скалой придумывают и проговаривают
за мрачной скалой дети
в темной скале
4. правильно называете сочетание: предлог + местоимение.
1) по - мне я – мне по мне, на мне
2) в - над ты – тебе, тобой в тебе, над тобой
3) под - за вы – вами под вами, за вами
4) о - к она – ней о ней, к ней
5) около - через он – него около него, через него
6) о - из мы – нас о нас, из нас
Каждый ребенок составляет сочетания предлог + местоимение и записывают в тетрадь.
Дети меняются карточками.
5. Взаимопроверка.
6. Итак, предлоги могут дружить с местоимениями.
Дружат, но пишутся раздельно.
Запись в тетради словосочетаний.
долетел до моря
столкнулся с айсбергом
7. Выводы по теме занятия
– С какими словами употребляются предлоги?
С существительными, местоимениями, прилагательными.
Как пишутся предлоги со словами?
Предлоги со словами пишутся раздельно.
С какими словами употребляются приставки?
Приставки употребляются чаще всего в глаголах, а также в существительных и в прилагательных.
Как пишутся приставки со словами?
Приставки со словами пишутся слитно.
8. Запись схем предложений.
9. О чем мы сегодня говорили на занятии?
Что должны запомнить?
Как различить: где приставка, а где предлог?