Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы (урок 2)
Цель:
- Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий;
Задачи:
Образовательная: усвоить ключевые понятия курса
Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса
Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса
Оборудование урока: презентация, учебник.
Тип урока: лекция – беседа
Ход урока
- Организационная часть. Сообщение задач урока.
Повторение понятий, изученных в 7 классе
2. Изучение нового материала
Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.
Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)
Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война).
19 – начало 20 вв. – позднее Новое время. (Переход от традиционного к индустриальному обществу)
- Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.
- Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технологически развитой промышленности.
Первая половина XIX века – завершающая стадия промышленного переворота.
Как определить завершающую стадию?(машины создаются при помощи станков).
В 19 веке в Западной Европе и США перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное (изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям).
Особенности модернизации:
- В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
- В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
- В экономической сфере – индустриализация
- В области культуры – быстрый рост научных знаний
Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин.
История развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.
Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)
В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)
В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)
Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.
Работа по заполнению таблицы:
Эшелоны модернизации в начале XIX века
Первый эшелон
|
Второй эшелон
|
Третий эшелон
|
Страны старого капитализма
|
Страны молодого капитализма
|
Традиционное общество
|
Англия
Франция
|
США
Германия
Италия
Япония
Россия
Автрийская империя
|
Китай
Страны Латинской Америки
|
Развитие капитализма шло естественным образом
|
Развитие капитализма за счет реформ
|
Процессы модернизации ограниченны
|
Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу рассказа учителя
Технические изобретения XIX века
Станки заменили кустарей, возникла новая отрасль промышленности – машиностроение.
Так как производство станков требовало всё больше и больше металла, начали появляться новые изобретения в металлургии.
19 век был назван веком железных дорог, это явление позволила расширить мировой рынок. Паровоз Стефенсона шёл очень медленно, его могла обогнать лошадь
-
Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции.
Т.е. конкурентная борьба в этот период была неограниченна.
2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.
- Вспомните три главных закона экономики. (Закон спроса, закон предложения и закон равновесной цены)
- Давайте изобразим их графически

Кривая предложения Кривая спроса Равновесная цена
-
Равновесная цена - это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.
Скажите, как повлияли технические открытия на производство товаров? (технические открытия позволили увеличить производство товаров)
- Способны ли были покупатели приобрести все предложенные товары? (нет, оставались излишки)
- Правильно, т.о. произошёл первый в мире кризис перепроизводства. Произошёл он в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание "первого мирового".
Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.
3. Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий. Чтобы выжить предприятия должны были перебрасывать капиталы в отрасли, где сохранялся спрос.
- Что происходило с предприятиями, которые не смогли сориентироваться? (разорялись)
- Такие кризисы выступили в качестве сита, которое просеивало неспособные перестроится на новый лад предприятия. А перестроится, внедрить новую технику могли только крупные предприятия, имеющие достаточно средств. Появление крупных корпораций явилось следствием технической революции.
- Ребята, вспомните, какие существуют три главных вопроса экономики? (Что производить, как производить и для кого производить)
- В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
- Сложились различные формы монополистических объединений. Откройте стр.20 и заполните таблицу.
Формы слияния предприятий
Наименование
|
Характеристика
|
Картель
|
объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта
|
Синдикат
|
объединение, занимающееся совместным сбытом продукции
|
Трест
|
полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности
|
Концерн
|
объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы
|
Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
- Выпишите себе признаки империализма – стр. 20
- Сочетание свободной конкуренции и монополии
- Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
- Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
- Экономический раздел мира на сферы влияния
- Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
- Закрепление изученного материала:
- Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
- Что такое капиталистическая монополия?
- Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
- Какие формы слияния предприятий вы знаете?
- Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
- Домашнее задание: §1-2, стр. 14-18 – заполнить таблицу.