Тема: Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Простота и выразительность языка рассказа.
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) урок- откровение
Цели как деятельность учеников.
Метапредметная: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, репродукция), перерабатывать и преобразовывать текст из одного вида в другой (в инсценирование, монолог, диалог), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального), уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.
Деятельностная: вырабатывать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, отбирать нужный материал в соответствии с определенной задачей, анализировать отдельные эпизоды художественного произведения, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся, сравнение жизненного уклада жителей города в повести, анализировать язык повести.
Содержательная: продолжить знакомство с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст, закрепить понятие портрета в художественном произведении, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии сюжета повести.
Оборудование: 1. Компьютер, м\м проектор, презентация к уроку, одежда для инсценирования, видеофильм (слайды на музыку «Генералы песчаных карьеров»), сборник В. Короленко «Дети подземелья», раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент. Учитель: Продолжим работу над повестью В. Г. Короленко «В дурном обществе». Это обобщающий урок по повести. ( 1 слайд. Тема урока: В.Г. Короленко «В дурном обществе». Простота и выразительность языка рассказа.)
- Просмотрите внимательно видеофильм ( 1 мин. ) и ответьте на вопрос: - Какая проблема затронута в этом фильме? (слайды с картин, репродукций). (Проблема бедных детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (учащиеся формулируют цели)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Где происходит действие повести? Каким вы представляете себе городок? ). — Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор? («Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий). — Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны? («Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции). Стр. 14 (слайд)
- Наши ребята получили индивидуальное домашнее задание. Послушаем, посмотрим, что они приготовили, отгадаем, кто же эти герои.
а) Монолог Васи стр. 17-18 ( от слов – ты помнишь матушку?.... С шести лет я испытал весь ужас одиночества)
Учитель: - Кто же этот герой? Расскажите о нем? (образ Васи) (слайд №3)
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. — Почему мальчик начал бродяжить? (Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно»).
б) Учитель: Наши ребята приготовили инсценирование по повести. Отгадайте, кто это и в каком эпизоде повести произошла эта встреча? (стр. 22-25) (слайд №4)
-Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
-Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
-Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
-Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более -успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.
( самопожертвование, любовь к ближнему, забота)
в) Учитель: - Прочитайте описание этого героя ( слайд №5) -Кто это? Кто такой пан Тыбурций? Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (стр. 37, 38 зачитать)
-В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?
3. Сюжет и композиция повести.
— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их. Прочитаем определение повести в учебнике (с. 295). Повесть — один из видов эпического произведения. Виды эпических произведений Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев. (cлайд)
— Что такое сюжет? Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
В) — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия? Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем. (запись)
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко? Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи). (слайд)
— Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение? (Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих).
-Что нового узнал о своем отце Вася от своих новых друзей?
- Какова роль Тыбурция в повести? (Помогает отцу и сыну найти взаимопонимание, путь к сердцу друг друга)
-Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?
- Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.
-Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?
5. Практическая работа (анализ языка рассказа)
Работа в группах (по 4 человека). Учащиеся выполняют задания, 2-3 уч.- индивидуальные задания по раздаточному материалу.
— Было ли сложно вам читать эту повесть?
(Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.
Большое количество диалогов героев, которые раскрывают свойства их личности. Портретные описания немногословные, но яркие. Имеются образные средства: под около полудня небо насупилось, надвинулась темная туча, и под веселые раскаты грома зашумел ливень- олицетворение; эпитеты: слабые переливы своего жалкого смеха- эпитет. Автор образно и тонко предает чувства и переживания героев, вызывая у читателей чувство сопереживания.)
6. Обобщающее повторение (викторина по повести) слайд.
7. Рефлексия: - Какие чувства вы испытали, читая эту повесть? - Чему нас учит повесть В. Короленко? Оцените свою работу на уроке.
8. Домашнее задание: Отвечать на вопросы 5-9, индивидуальное домашнее задание: подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?» (5-6 человек)
2