Сытник М.В.
учитель МБОУ Круглянской средней
общеобразовательной школы
Азовского района Ростовской области
с. Круглое
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДНИ КАК СРЕДСТВО ЕДИНСТВА И ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПЛАН
Проблема единства и целостности восприятия окружающего мира в современном образовании.
II. Содержание и принципы построения «вертикального тематизма».
Теоретическая основа тематических дней.
Проведение тематического дня «Пришла весна».
Значение тематических дней в обучении и воспитании.
I. Проблема единства и целостности восприятия окружающего мира в современном образовании
Как объединить предметы гуманитарного и эстетического циклов в начальных классах, чтобы ребёнок, вступающий в большой мир, увидел его единство и целостность. Эта проблема обозначена многими учёными и педагогами как одна из наиболее важных в современном образовании.
Так В. А. Пономаренко в статье «Гуманизация школы и идея вселенского сознания» (Педагогика 1994 г. № 3 с.16) пишет: Концепцией гуманитарной педагогической парадигмы на ближайшие 20-30 лет должна стать идея о вселенском сознании... Необходимо искать такую идею, которая способствовала бы осуществлению принципа разное в едином, единое в разном.
Немало идей, мыслей были предложены для решения этой проблемы. Эту проблему единства школьного воспитания, развития у ребёнка широкого восприятия мира, гуманитарно-эстетического мышления, гармонии с окружающим миром можно решить через принцип «вертикального тематизма». Этот принцип требует не новой программы, не новых учебников, а только более творческого подхода педагога к своему уроку.
Содержание и принципы построения «вертикального тематизма»
1. Теоретическая основа тематических дней
Каково содержание тематизма? Весь учебный день имеет свою главную тему. Подбор тем осуществляется с учетом сезонных изменений, предстоящих праздников, нравственных проблем. Ведущая идея каждого тематического дня - шаги в мир радости, добра, красоты. Главная мысль тематизма заключается в следующем: « Ты живёшь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». В тематизме выделяются нравственные ценности, экологическая направленность, подчёркнута связь с жизнью; темы конкретны, образны, значительны и серьёзны. Например: « Золотая осень», « Здравствуй гостья-зима!», «Пришла весна», День космонавтики, День труда, День игрушки. День Сказки,
День Русской матрёшки. День Матери, « На озере», День леса, День смеха, День доброты и т. д.*
Подобные темы помогают ученикам осознать себя частью общества, природы. При разработке тем я учитывала и возрастные особенности младших школьников: концентрация их внимания, конкретное и образное восприятие действительности, живость воображения.
Тема дня становится «вертикальным» стержнем, пронизывающим все предметы. Решение вертикальной темы на уроке может быть различным: несколько иной подход к разбору предложения, задачи, произведения; новые упражнения или творческие задания, выделение ключевого слова в традиционном учебном материале, введение нового материала.* Это может быть краткая беседа по содержанию темы, новый вопрос к ученикам.
Таким образом, сохраняя в целом темы уроков в течении дня, выхожу на вертикальную тему и раскрываю её через содержание своего предмета.
На каждом уроке решаются жизненно-важные , нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, природе, обществу. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами.
В результате ученики получают не только знания, но и целостную картину мира, целостное гуманитарное знание.
2. Проведение тематического дня «Пришла весна»
Как проводится тематический день? Каково его содержание? Приведу пример такого дня, посвященного сезонным изменениям в природе на тему «Пришла весна».
Цель стержневой темы дня: - в это время происходят изменения в природе, приближается весна: обратить особое внимание детей на природу, приучить их быть чуткими к окружающему миру.
Для создания эмоционального настроения учащихся использую фотовыставки, загадки, стихотворения, прослушивание пластинок, связывая все это с данной темой.
Идёт урок русского языка. Тема урока «Глагол». Обобщение. Начинаю его с поэтической минутки, чтобы создать эмоциональный настрой.
Под звуки тихой музыки слышатся слова:
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Творчески подхожу к проведению каллиграфической минутки, связывая с темой урока. Дети пишут личные окончания глагола, предложение о пробуждении природы, комментируя правописание знакомых орфограмм. Вся дальнейшая работа преследует свои цели (образование глаголов в неопределённой форме; определение времени, числа, спряжения глаголов.)
На заключительном этапе урока предлагаю составить рассказ по динамической картинке, (солнце, снег, проталины, ручейки, деревья, птицы). Затем дети зачитывают работы вслух. Вот некоторые из них:
Наступила долгожданная весна. В небе светит ласковое солнышко. Побежали говорливые ручейки. На деревьях набухли клейкие почки. Прилетели наши пернатые друзья. Все рады приходу весны!
Или:
Пришла весна. Красива и нежна её природа. Сияет с небес солнышко. Появились первые проталинки. Зажурчали ручейки. Запели песни птицы. Лёгкий ветерок ласкает деревья. Хорошо весной!
Урок математики начинается тоже с беседы о весне. Дети читают стихотворение «Весна - затейница».
Весна красуется,
Поёт за окнами,
И как нам хочется
С ней поплясать.
А кто же будет,
Друзья - товарищи,
За нас читать, решать, писать?
Весна - Весняночка!
Весна - затейница!
Не отвлекай нас,
А помоги.
Добавь задора нам и смелости,
Сообразительностью одари.
Дети разгадывают ребусы, на которых зашифрованы названия птиц. Тут же говорим о том, какую пользу приносят птицы. Итогом беседы на уроке стала задача.
Кукушка съедает в день до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и 50 личинок щелкунов. Сколько всего вредных насекомых съедает кукушка за сутки, за неделю, за месяц?
Решая ее, дети повторяют условие, устанавливают связь между данными и искомыми, рассуждают, выбирают нужные арифметические действия для записи решения.
Затем начинаю учебную игру. Ребята находят значения выражений, где каждому значению соответствует буква. Верным решением данных выражений является правильно составленное слово «друзья».
Птицы наши друзья. Им надо помочь сделать домики.
Следующий этап урока - это нахождение периметра схематического рисунка - домика, состоящего из геометрических фигур.
На уроке чтения идёт знакомство с рассказом Г. Скребицкого « Счастливый жучок».
Работая над содержанием данного произведения, обращаю внимание на слова, с помощью которых автор выражает радость приходу весны. Привлекаю не только внимание детей к природе, но и помогаю поныть и оценить нравственные поступки.
После чтения рассказа «Счастливый жучок», решила спросить детей, что такое счастье в их понимании. Дети коротко, буквально в двух-трех предложениях, раскрыли своё понимание этого всегда волнующего и такого трудного вопроса. Вот некоторые из этих ответов:
«Люди чувствуют себя счастливыми, когда другим людям нужны, когда приходят на помощь друг другу».
(Коля Дойбан)
«Мне нравится, когда люди радуются и любят друг друга».
(Марина Ситник)
«Счастье - это когда светит ярко солнце, когда мама весёлая и добрая! Я её очень люблю».
(Оля Бутенко)
«Счастье - это когда тебя и твоих друзей не обижают и тебя понимают».
(Саша Смоленцев)
«Что такое счастье? Счастье это доброта,
вежливость, любовь к папе с мамой. Счастье - это любить школу и своих друзей».
(Настя Ткаченко)
Тема урока труда также связана с этим временем года Идёт работа по изготовлению коллективного панно «Лесная поляна», где ребята по схеме оригами выполняют тюльпан. Тут же на уроке говорим о разнообразии растений, о первоцветах, о значении их в природе.
Например:
Зеленовато — жёлтые цветки похожи на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие. Этим растением любят лакомиться гуси.
(Гусиный лук)
Или:
Весной на проталинках появляются цветы с золотисто - жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное.
(Мать - и - мачеха)
Пусть эти детские высказывания ещё не совершенны, но они очень искренни. Каждый по своему воспринимает и постигает картины жизни, пытается увидеть настоящее и будущее человека, судьбу природы, гуманность и сострадание ближнему.
Такая работа поможет не только развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, но и развитию сердечной чуткости ко всему живому на нашей земле, поможет детям прийти к ощущению ценности жизни.
Работая над этой темой дня, ребята получают общее представление о богатстве и разнообразии живой природы, о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, об охране природы.
Таким образом, работа над темой дня идёт по двум тесно переплетающимся между собой направлениям: обучающему и воспитывающему, и провести между ними грань невозможно.
III. Значение тематических дней в обучении и воспитании
Проведение тематических дней в начальной школе носит гуманитарный характер, цель которых создать у школьников целостное представление об окружающем мире, в котором все элементы взаимосвязаны. Целостность характеризует качество восприятия, его полноценность. Их проведение позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.
В этом основная сложность тематических дней, так как необходимо сохранить динамичное развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти дни способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
«Вертикальный тематизм» является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.
Библиографический список:
1. Педагогика. 2001 г. № 3 - С. 16.
2. Начальная школа. 1997 г. № 3 с. 49.
3. Волина В. Учимся играя. «Новая школа». Москва. 1994.
4. Канакина В.П. Проведение праздников в начальной школе. Москва. 2000.