СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование по русскому языку составлено на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004Г № 1089.
3. Законом Российской Федерации « Об образованиив Российской Федерации» (статья 7).
4. Учебного плана МОУ СОШ № 9 на 2014 – 2015 учебный год.
На изучение курса «Русский язык» в 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель).
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Номер задания, страница | Дата | Практич.часть |
| ||||||
Предметные | Метапредметные и личностные |
| ||||||||||||
| 1 четверть (1 часть) |
| ||||||||||||
| Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 часов) |
| ||||||||||||
| Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») |
Знать:
- понятие «основа слова»; - значение окончания; - основы, признаки родственных слов; - корневые орфограммы.
Уметь:
- работать с учебником; - составлять рассказ по определенной теме; - правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них; - корректировать свой текст; - решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания; - находить опасные места в словах; - объяснять значения слов; - подбирать однокоренные слова; - выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове; - выделять в основе корень, приставку, суффикс (там, где возможно, объяснять значение, вносимое частями речи). |
Личностные: - осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; - представление о богатых возможностях русского языка; - осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка; - становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка.
Регулятивные: - понимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия; - действовать по намеченному плану, по известной памятке; - выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; - использовать при выполнении действий известные модели; - осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; - контролировать выполнение и результат своих действий; - выполнять действия для решения задачи; - оценивать свои действия и полученный результат
Познавательные: - находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач; - осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его; - осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения; - читать учебный текст для приобретения информации, находить новые сведения, соотносить их с известными, использовать для решения практических задач; - осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач; - пользоваться словарём и справочными материалами учебника.
Коммуникативные: - участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним; - строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения; - участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение. | Повторение изученного во 2 классе; работа с учебником; работа над пониманием определенного значения вынесенных названий слов; тренировка в исправлении ошибок и в выборе точного слова; использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | упр. 4 |
|
|
| |||||
| Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | 1 | упр. 8 |
|
|
| ||||||||
| Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…») | Значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое). Выделение и определение значимых частей слова. | 1 | упр. 14 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?») | 1 | упр. 24 |
|
|
| ||||||||
| Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу | Решение известных орфографических задач. Лексическая работа. | 1 | упр. 30 |
|
|
| |||||||
| Будем решать орфографические задачи – известные и новые |
| ||||||||||||
| Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем») |
Знать:
- сложные слова, их строение и написание; - о написании сочетаний –цы- или –ци-; - способы образования слов.
Уметь:
- распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы; - решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчеркивая «общую» для всех орфограмму; - составлять и записывать сложные слова, выделять корни; - передавать содержание текста своими словами; выполнять необходимые действия и правильно писать: - буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра, и др. в освоенных словах); - буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е) (простые случаи); - суффиксы –ек, -ик; - слова с непроверяемыми орфограммами; - слова с сочетаниями –цы-, ци-. |
Личностные: - осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью; - элементы способности оценивать свои достижения и трудности; - готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей; - представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; о необходимости контроля за правильностью выбора букв; - представление о богатстве русского языка, осознание его как средства общения, а себя – как его носителя; - укрепление интереса к изучению русского языка.
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять коллективные действия для её решения, отражать выводы в схемах; - планировать свои действия и действовать по плану; - выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения; - оценивать свои действия и их результат; - планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме, контролировать процесс решения и результат; - выполнять различные способы действия в соответствии с известным планом; осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: - находить в материалах учебника необходимую информацию, вычленять новую; - использовать известные и новые сведения для решения практических задач; - анализировать, сравнивать, группировать, подводить факты языка под определённые правила, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы; - читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы; - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах; - осознавать общий способ действия и применять его при решении частных задач; - выполнять анализ, сравнение, классификацию, группировку, обобщение и систематизацию; - целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию; - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.
Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения; - повышать точность речи за счёт выбора языковых средств; - участвовать в общей беседе, в коллективной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности; - высказывать своё мнение, слушать мнения других; - создавать письменный текст определённого содержания (о словах языка) на основе готового источника; пересказывать другим сведения, показавшиеся интересными | Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач. | 1 | упр. 37 |
|
|
| |||||
| Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем») | 1 | упр. 41 |
|
|
| ||||||||
| Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?» | Знакомство со словами, в которых встречаются сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, - ере-, -ре-. Решение орфографической задачи, где встречаются в одном слове более одной орфограммы. | 1 | упр. 47 |
|
|
| |||||||
| Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма») | Работа над совершенствованием навыков письма суффиксов –ек, -ик | 1 | упр. 57 |
| С.д. |
| |||||||
| Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) | Формирование представления о правописании звука [ы] после ц. упражнения в правильном написании слов со слогами цы и ци | 1 | упр. 63 |
|
|
| |||||||
| Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци-. | 1 | упр. 66 |
|
|
| ||||||||
| Общее знакомство со сложными словами (« Бывает ли в слове два корня?») | Ознакомление со сложными словами (состоящими из двух корней) и правилами их написания. | 1 | упр. 70 |
|
|
| |||||||
| Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги») | Формирование осознанных умений. Работа над правописанием сложных слов. | 1 | упр. 87 |
|
|
| |||||||
| Входная контрольная работа | Написание диктанта. Выполнение грамматических заданий. | 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками | 1 | Повторить словарные слова |
|
|
| ||||||||
| Изложение (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение») | Работа по обучению передаче текста свободно в устной форме | 1 | упр. 94 |
| изложение |
| |||||||
| Изложение (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение») | 1 | упр. 93 |
|
|
| ||||||||
| Контрольное списывание | Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | 1 |
|
| Контрол. Списыв. |
| |||||||
| Работа над ошибками | 1 | карточки |
| С.д. |
| ||||||||
| Каждое слово – часть речи (26 часов) |
| ||||||||||||
| Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?») |
Знать:
- основные группы слов; - понятие «части речи»; - что такое части речи, чем они отличаются друг от друга; - понятие «местоимение»; - правильно писать служебные слова; - особенности местоимений 3-го лица; - личные местоимения, своеобразие их использования в речи; - самостоятельные и служебные части речи, их различие; - правописание служебных слов.
Уметь:
- определять части речи; - различать части речи: существительное, местоимение, глагол; - находить местоимения в тексте и заменять ими существительные; - определять лицо и число местоимений; - подбирать синонимы к словам; - применять в изложении разные части речи; - исправлять ошибки; - использовать слова разных групп в речи. | Личностные: - представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков; - становление коммуникативного мотива изучения русского языка. Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения; - планировать свои действия; - действовать по намеченному плану; - выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; - выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; - осознавать возникающие трудности. Познавательные: - читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения; - обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; - находить в учебном тексте новые сведения; - осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач; - понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями; - переводить информацию в словесную форму; - анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы; - выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия; - классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; - работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал. Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения; - высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения; - понимать задаваемые вопросы и отвечать на них; - строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других; - анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов; - делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их. Знакомство с историей происхождения слов, объединенных в группы по определенным признакам. Знакомство с частями речи. | 1 | упр. 104 |
|
|
| |||||
| Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!») | 1 | упр.111 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!») | 1 | упр. 119 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!») | 1 | упр. 125, 123 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). Обучение употреблению и написанию служебных слов | Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные. Ознакомление с местоимениями 1, 2, 3-го лица, с изменением их по числам и падежам | 1 | упр. 132 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). | Работа над развитием умений распознавать служебные части речи в тексте. Представление о словах-помощниках: предлоги, частицы, союзы. Правило о служебных частях речи. | 1 | упр. 140 |
|
|
| |||||||
| Обучение употреблению и написанию служебных слов | Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | упр. 138 |
|
|
| |||||||
| Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). | Работа над закреплением изученного. | 1 | упр. 145 |
|
|
| |||||||
| Изложение: обучение рассказу о словах | Подготовка к письменному пересказу. Исправление ошибок в предложениях и их запись. | 1 |
|
|
|
| |||||||
| Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). | Продолжение знакомства с признаками, по которым определяются части речи. | 1 | упр. 144 |
|
|
| |||||||
| Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). | 1 | упр. 146 |
|
|
| ||||||||
| Слово и его форма |
| ||||||||||||
| Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова |
Иметь:
- представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Уметь:
- определять начальную форму глагола и имени существительного. | Личностные: - интерес к изучению русского языка, становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка; - элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия для решения конкретных задач; - выполнять каждую необходимую операцию и всю последовательность действий; - выполнять рассуждения в материализованной, речевой и умственной форме; - использовать речь и графические средства для регуляции своих действий; - осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы.
Познавательные: - читать информацию учебника, выделять новые сведения, понимать информацию, поданную в схемах; - понимать инструкции, представленные в словесной и схематической форме, выполнять их; - осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач; - анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные: - участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. | Изменение формы слова. Ознакомление с понятиями «начальная, форма», «изменение слов». | 1 | упр. 152 |
| С.д. |
| |||||
| Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного | Обучение начальным формам глагола и имени существительного. Изменение формы слова; подбор однокоренных слов. | 1 | упр. 157 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного | 1 | упр. 162 |
|
|
| ||||||||
| Диктант |
| 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками |
| 1 | упр. 161 |
|
|
| |||||||
| Сравниваем части речи |
| ||||||||||||
| Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное») |
Знать:
- названия падежей и их вопросы; - вопросы начальной формы имени прилагательного; - способы определения родовых окончаний; - зависимость рода имени прилагательного от имени существительного; - способы выяснения окончаний в именах прилагательных; - способы определения падежа.
Уметь:
- определять падеж, род имен существительных и прилагательных; - определять родовые окончания у имен прилагательных; - работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; - находить начальную форму прилагательного. | Личностные: - представление о богатых возможностях русского языка, интерес к его изучению; - элементы способности оценивать свои трудности и достижения.
Регулятивные: - понимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия для решения конкретных задач; - понимать план, представленный в виде памятки, алгоритма; - выполнять намеченный план и каждую операцию; - выполнять действия в речевой и умственной форме; - контролировать свои действия и их результат.
Познавательные: - вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию; - целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений; - понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме; - осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач; - осознавать различные закономерности, правила, находить им подтверждение в текстах; - анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, подводить под понятие, конструировать, классифицировать, группировать.
Коммуникативные: - участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; - слушать мнения других; - строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера; - делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома. | Ознакомление с родом имен существительных и зависимостью от него роди имени прилагательного. Ознакомление со способом определения родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | упр. 171 |
|
|
| |||||
| Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное») | 1 | упр. 176 |
|
|
| ||||||||
| Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных | Изменение имен прилагательных по числа и родам, согласование с именами существительными. Знакомство с существительными, не имеющими какого-либо числа. | 1 | упр. 182 |
|
|
| |||||||
| Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм») | 1 | упр. 188 |
| К.с.д. |
| ||||||||
| Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?») | Изменение мен существительных по падежам. выполнение тренировочных упражнений в изменении имен существительных по вопросам. | 1 | упр. 196 |
|
|
| |||||||
| Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа | 1 | упр. 197, 202 |
| С.д. |
| ||||||||
| Освоение способа действия для определения падежей. | Название падежей и их вопросы. Тренировка в определении падежей имен существительных в стишках-небылицах. | 1 | упр. 207 |
|
|
| |||||||
| Диктант | Систематизация и обобщение знаний | 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками. | Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Ознакомление с изменением имен числительных. | 1 | упр. 210 |
|
|
| |||||||
| Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем») |
| упр. 215 |
|
|
| ||||||||
| Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем») | 1 | упр. 221 |
|
|
| ||||||||
| 2 четверть |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Глагол как часть речи (32 часа) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Повторение изученного о частях речи («Повторяем») |
Знать:
- изученные орфографические правила:
- строение и написание глаголов в неопределенной форме;
- приметы и особенности изменения глагола в прошедшем времени;
- правила постановки вопросов;
- об изменения глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания;
- правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Уметь:
- определять неопределенную форму глагола;
- изменять глаголы по числам, родам, лицам;
- определять части речи;
- отличать одну временную форму от других по вопросу;
- выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу;
- использовать глаголы прошедшего времени в речи;
- распознавать глаголы будущего времени и их изменения. | Личностные: - осознание языка как средства общения; - элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению; - элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления; - представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Регулятивные: - коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу; - выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции; - коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; - выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата; - понимать и принимать учебную задачу; - планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать его фиксацию в схематичной форме; - на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его; -использовать речь для регуляции своих действий; - осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как выполненных действий, так и результата; - оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Познавательные: - под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней; - целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях; - пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов; - понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму; - осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его; - подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте; - понимать информацию, представленную в словесной и модельной форме, использовать её для решения практических задач; - понимать и применять разные способы фиксации информации; - осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; - проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в тексте; - коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; - читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника; - понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную; - применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром; - точно отвечать на вопросы, задавать вопросы; - высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость; - соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру; - делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата; - участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников; - строить короткие сообщения; - передавать приобретённую информацию с другим, учить ею пользоваться; - стремиться к пониманию других точек зрения; - строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации. | Работа по развитию умения распознавать части речи. | 1 | упр. 227 |
|
|
| |||||
| Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?») | Повторение изученных сведений о глаголе, написание словарных слов. Начальное обучение детализации действий в рассказах и событиях. | 1 | упр. 232 |
|
|
| |||||||
| Наблюдение за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы?») | 1 | упр. 237 |
| С.д. |
| ||||||||
| Знакомство с системой времён глагола | Изменение глаголов по временам. Тренировочные упражнения в правильном употреблении глаголов в речи. | 1 | упр. 243, 246 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с системой времён глагола | 1 | упр. 250 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с системой времён глагола | 1 | упр. 252 |
|
|
| ||||||||
| Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?» | Понятие: принадлежность слова к той или иной части речи. Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления о значении глагола. | 1 | упр. 258 |
|
|
| |||||||
| Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?» | 1 | карточки |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола») | Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения. Работа над развитием орфографической зоркости | 1 | упр. 270, 272 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола») | 1 | упр. 279 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола») | 1 | упр. 280 |
| С.д. |
| ||||||||
| Способ нахождения неопределённой формы глагола. | Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения. | 1 | упр. 283 |
|
|
| |||||||
| Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола») | Неопределенная форма глагола, вопросы. Образование глаголов начальной формы. | 1 | упр. 285 |
|
|
| |||||||
| Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени») | Представление о временах глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Редактирование текста. Наблюдение за изменение родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени. Составление таблицы изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени. | 1 | упр. 294 |
|
|
| |||||||
| Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени») | 1 | упр. 300, 301 |
|
|
| ||||||||
| Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени») | 1 | упр. 308 |
| К.с.д. |
| ||||||||
| Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях; определение и образование форм; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени («Из прошлого – в настоящее») | Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени; обсуждение сущности названий этих окончаний - личные | 1 | упр. 314 |
|
|
| |||||||
| Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях; определение и образование форм; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени («Из прошлого – в настоящее») | 1 | упр. 318 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») | Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени. Работа над совершенствованием умения пользоваться приемом письма с «окошками». | 1 | упр. 325 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») | 1 | упр. 331, 332 |
|
|
| ||||||||
| Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. («Проверь свои умения») | Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе. Уточнение значения форм единственного числа у разных форм глагола. | 1 | упр. 336 |
|
|
| |||||||
| Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. («Проверь свои умения») | 1 | упр. 339 (1) |
| С.д. |
| ||||||||
| Проверочная работа | Проведение тренировочного диктанта | 1 | карточка |
| Пров.раб. |
| |||||||
| Диктант | Повторение и обобщение изученного о глаголе. | 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками | Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи. | 1 | упр. 340 |
|
|
| |||||||
| Учимся рассказывать о действиях |
| ||||||||||||
| Обучающее изложение с изменением лица: пересказ от 1-го лица |
Знать:
- особенности текстов инструктивного характера;
- что такое инструкция.
Уметь:
- писать изложения с изменением лица;
- работать над развитием своей речи;
- передавать содержание рассказа;
- точно употреблять глаголы в речи;
- работать над текстами инструктивного характера;
- изменять глаголы по временам;
- составлять инструкции, поздравительные открытки, письма, тексты-приглашения;
- правильно писать слова с ударными и безударными гласными;
- различать части речи;
- создавать тексты-инструкции. | Личностные: - осознание языка как средства общения, а себя – как носителя русского языка; - представление о богатых возможностях русского языка, желание их использовать; - осознание необходимости контроля за своей речью.
Регулятивные: - понимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои практические действия и переводить их в словесную форму; - планировать речевые действия по подготовке пересказа или созданию своего текста и выполнять намеченный план; - выполнять необходимые учебные действия в умственной форме; - осуществлять взаимоконтроль; - контролировать и оценивать свои речевые действия как по ходу их выполнения, так и после завершения.
Познавательные: - понимая учебную задачу, слушать учителя и одноклассников; - понимать прочитанное, а также информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в форму словесную; - пользоваться различными видами помощи, в том числе представленной группами ключевых слов; - осознавать общий способ решения речевой задачи; - осуществлять анализ, сравнение, преобразование, конструирование, а также оценку созданного речевого продукта.
Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, осуществлять взаимопомощь; - задавать вопросы и отвечать на них; высказывать свою точку зрения; - понимать зависимость характера речи от задач и условий общения; - учитывать при создании высказывания характер адресата и решаемую речевую задачу; - определять содержание своего высказывания, последовательность мыслей, раскрываемую главную мысль, выбирать средства языка с учётом задач и условий общения; - соотносить созданное речевое произведение с замыслом, с речевой ситуацией и при необходимости совершенствовать написанное. | Обучение пересказу от первого лица. Работа над формированием умений выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге, по предупреждению повтора в предложениях. | 1 | упр. 341 |
| Изложен. |
| |||||
| Обучающее изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии) | Обучение изменению глаголов по временам. Работа по формированию умения писать письма. | 1 | тест |
| Изложен. |
| |||||||
| Промежуточная контрольная работа | Повторение и обобщение изученного о частях речи | 1 |
|
| Промеж. контрол. работа |
| |||||||
| Работа над ошибками | Обобщение знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи. | 1 | упр. 343 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Написание изложения об изготовлении ёлочной гирлянды | Обучение составлению поздравлений, текстов-приглашений. | 1 | упр. 345 |
|
|
| |||||||
| Создание текста «Как я сделаю…» | Обучение составлению инструкции. Ознакомление с понятием «инструкция», частями, из которых состоит текст-инструкция, лексикой (специальными словами), которые употребляются в инструкции. | 1 | упр. 346 |
| С.д. |
| |||||||
| Написание новогодних поздравлений | Обучение написанию поздравительных открыток и писем. Закрепление знаний учащихся о глаголе. | 1 | Написать новогоднее поздравление |
|
|
| |||||||
| 3 четверть (2 часть) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Что мы знаем о частях речи? (16 часов) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?» |
Знать:
- сходство и различие имен существительных и имен прилагательных; - изученные правила орфографии; - о роли глагола в русском языке, о его грамматических особенностях; - значение форм единственного и множественного числа у разных форм глагола; - правила выбора между –тся и –ться в глаголах.
Уметь:
- отличать глаголы от других частей речи; - определять лицо глагола; - анализировать глагол как часть речи; - определять время глаголов; - образовывать глаголы начальной формы; - разграничивать формы настоящего и будущего времени. | Личностные: - элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений; - желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором; - становление положительного отношения к изучению русского языка.
Регулятивные: - ставить, принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий; - выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения.
Познавательные: - читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания; - пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов; - понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму; - осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его; - наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения; - проявлять лингвистическое мышление; - коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные: - участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром; - точно отвечать на вопросы, задавать вопросы; - строить короткие сообщения; - передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.
| Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи» | 1 | упр. 351, 352 |
|
|
| |||||
| Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?») | Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний. | 1 | упр. 355 |
|
|
| |||||||
| Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?») | 1 | упр. 356 |
|
|
| ||||||||
| Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?») | Повторение известного о неопределенной форме глагола. Обучение постановке глагола в неопределенную форму, работа по развитию умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу. | 1 | упр. 362 |
|
|
| |||||||
| Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?») | Упражнения в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица, соотнесение начальной формы и личной формы глагола. | 1 | упр. 367 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи») Анализ глагола как части речи | Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма. Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее, настоящее время, прошедшее время). | 1 | упр. 371, 372 |
| С.д. |
| |||||||
| Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи») Анализ глагола как части речи | 1 | упр. 377 |
|
|
| ||||||||
| Анализ глагола как части речи | 1 | упр. 378 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила | 1 | упр. 386 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила | 1 | упр. 390 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»). Освоение правила | 1 | упр. 393 |
|
|
| ||||||||
| Снова пересказываем и рассказываем |
| ||||||||||||
| Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») |
Уметь:
- составлять план при написании изложения; - составлять и воспроизводить повествовательные тексты; - делить текст на части и озаглавливать каждую из них; - пользоваться разными формами глагола; - составлять рассказы по картинкам. |
Коммуникативные: - пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.
| Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге. | 1 | упр. 399 |
| Излож. |
| |||||
| Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Продолжение работы по накоплению опыта построения таких текстов. | 1 | упр. 400 |
| Излож. |
| |||||||
| Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | 1 | упр. 401 |
| Излож. |
| ||||||||
| Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | Обучение делению текста на части и озаглавливанию их, выделению в каждой части текста основной мысли, передача содержания повествовательного текста | 1 | упр. 402 |
| С.д. |
| |||||||
| Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям | 1 | упр. 405 |
|
|
| ||||||||
| Возвращаемся к разговору о предложении (17 часов) |
| ||||||||||||
| Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?») |
Знать: - значения новых понятий: «член предложения», «подлежащее», «сказуемое»;
- названия главных членов предложения и способ их нахождения.
Уметь:
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- правильно оформлять предложения на письме;
- выделять пары членов предложений, ставить от главного слова к зависимому слову смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника);
- давать полную или частичную характеристику предложения;
- конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учетом рода и числа имени существительного или местоимения. | Личностные: - осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему; - осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей; - элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Регулятивные: - понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - понимать инструкции и следовать им в практической работе; - выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы; - оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; - адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: - читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач; - понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму; - подбирать языковые примеры к схемам, моделям; находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; - осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; - осознавать возможность решения некоторых задач различными способами; - осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи; - делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.
Коммуникативные: - участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета; - высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их; - осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения; - соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря; - развивать воображение; - создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывать особенности жанра; - отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи | 1 | упр. 409 |
|
|
| |||||
| Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова-части речи становятся членами предложения?») | Главные и второстепенные члены предложения. Составление текста по теме «Зимний денек» | 1 | упр. 414 |
|
|
| |||||||
| Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | Нахождение в предложении главных членов (грамматической основы). Связь между главными членами предложения. | 1 | упр. 417 |
|
|
| |||||||
| Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1 | упр. 419 |
|
|
| ||||||||
| Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1 | упр. 424 |
|
|
| ||||||||
| Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?» | Главные и второстепенные члены предложения. Доказательство необходимости употребления второстепенных членов в предложении. | 1 | упр. 430 |
| С.д. |
| |||||||
| Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?» | Ознакомление с ролью второстепенных членов в предложении. Совершенствование знаний о связи слов в предложении. | 1 | упр. 431 |
|
|
| |||||||
| Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов») | Ознакомление со связью между главными членами предложения. Упражнение в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными. | 1 | упр. 436 |
|
|
| |||||||
| Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов») | 1 | упр. 437 |
|
|
| ||||||||
| Обучение установлению связи слов в предложении («Устанавливаем связи слов») | Установление связи слов в предложении. | 1 | упр. 444 |
|
|
| |||||||
| Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | Ознакомление со способом действий для выделения пар членов предложения. Решение орфографических задач. | 1 | упр. 448 |
|
|
| |||||||
| Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 1 | упр. 452 |
|
|
| ||||||||
| Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе | 1 | упр. 457 |
|
|
| ||||||||
| Диктант. | Проверка сформированных представлений о главных членах предложений как грамматической основе и умений. | 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками | Работа над развитием внимания, орфографической зоркости и памяти учащихся. Формирование умений выполнять работу над ошибками. | 1 | карточки |
|
|
| |||||||
| Рисуем словесные картины и учим друга |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Создание текстов изобразительного характера | Знать: -особенности деловой речи.
Уметь: - составлять тексты изобразительного характера и инструкции; - осуществлять поиск собственных сравнений; - передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках. |
| Работа над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках, детской изобразительной речи. | 1 | упр. 461 |
|
|
| |||||
| Создание текста-инструкции |
| 1 | упр. 463 |
| К.с.д. |
| |||||||
| И вновь о частях речи (20 часов) |
| ||||||||||||
| Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах») |
Знать:
- правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих; - план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных.
Уметь:
- решать орфографические задачи в окончаниях имен прилагательных; - находить в предложении слова разных частей речи; - анализировать имена существительные и прилагательные как части речи; - составлять ряды родственных слов; - отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи; - производить морфологический разбор частей речи; - писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих; - правильно строить предложения. | Личностные: - представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; - становление коммуникативного мотива изучения русского языка.
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; - выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; - осуществлять взаимо- и самоконтроль
Познавательные: - читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму; - осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач; - анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы; - классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия.
Коммуникативные: - участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; - высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников; - задавать вопросы и отвечать на вопросы других; - строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других; - анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; - использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов; - делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; - письменно пересказывать и создавать тексты освоенных жанров, выражать свои мысли и чувства, пользоваться средствами языка с учётом задач речи.
| Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи. | 1 | упр. 468 |
|
|
| |||||
| Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах») | 1 | упр. 475 |
|
|
| ||||||||
| Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных») | Семантика имен существительных. Составление опорной схемы разных частей речи. Наблюдение за связью имен существительных и прилагательных. Расширение представления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притяжательными именами прилагательными и вопросами к ним | 1 | упр. 484 |
|
|
| |||||||
| Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных») | 1 | упр. 491 |
|
|
| ||||||||
| Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных») | 1 | упр. 497, 496 |
|
|
| ||||||||
| Контрольное списывание | Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы | 1 |
|
| Контрол. списыв. |
| |||||||
| Работа над ошибками | 1 | упр. 495 |
|
|
| ||||||||
| Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов. | 1 | упр. 501, 500(образец письменного анализа имен) |
|
|
| |||||||
| Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь») | Имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей. | 1 | упр. 510 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь») | 1 | упр. 517 |
| С.д. |
| ||||||||
| Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | Работа по развитию умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило. | 1 | упр. 520 |
|
|
| |||||||
| Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | упр. 522 |
|
|
| ||||||||
| Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | упр. 523 |
|
|
| ||||||||
| Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | упр. 524 |
|
|
| ||||||||
| Диктант | Проверка отработанных ранее способов действий, обеспечивающих решение орфографических задач. | 1 |
|
| диктант |
| |||||||
| Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
| ||||||||
| Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова») | Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов и предложений | 1 | упр. 530 |
|
|
| |||||||
| Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова») | 1 | упр. 533 |
| С.д. |
| ||||||||
| Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку») | Оформление письменного текста. Типы текста, работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей. Особенности построения текстов. | 1 | упр. 534 |
| Изложен. |
| |||||||
| Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками») | 1 | упр. 536 |
|
|
| ||||||||
| 4 четверть |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Обо всём, что мы теперь знаем (17 часов) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…») |
Знать: - все изученной о частях речи и членах предложения;
- освоенные виды разбора слов и предложений;
- строение слов, их лексическое значение, правильное использование и написание.
Уметь:
- письменно подробно пересказывать тексты, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки);
- правильно употреблять слова и строить предложения;
- сопоставлять части речи, их грамматические признаки;
- определять главные и второстепенные члены предложения;
- разбирать слова по составу; - работать в группах;
- письменно передавать содержание текста;
- выписывать из текста слова с орфограммами. | Личностные: - представление о богатых возможностях русского языка; - становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему; - осознание необходимости вдумчивого отношения к своей речи, контроля за её качеством; - элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; действовать по намеченному плану, выполнять необходимые операции в речевой и умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - понимать инструкции и следовать им в практической работе; - выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы; - оценивать свои действия и полученный результат; - сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: - участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка, извлекать из них информацию, оценивать её как новую или известную; - находить в материалах учебника, в том числе в словарях, на справочных страницах, необходимую информацию, использовать её в практических целях; - понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму; - подбирать языковые примеры к схемам, моделям; - иллюстрировать примерами действие различных правил, закономерностей; - осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; - осознавать возможность решения некоторых задач различными способами; - осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.
Коммуникативные: - участвовать в общей беседе, в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета; - высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их; - осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения; - соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря; - воспроизводить прочитанную информацию, передавать её другим; - письменно пересказывать тексты и создавать свои, решая при этом определённые речевые задачи. | Работа над совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения | 1 | упр. 540, 541 |
|
|
| |||||
| Изложение с элементами сочинения на основе картины | Оформление письменного текста. Типы текста, работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей. | 1 | упр. 542 |
| Излож с элем. сочинения |
| |||||||
| Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре») | Общее представление о форме слова. Развитие речи, воображения. | 1 | упр. 547 |
|
|
| |||||||
| Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?») | Систематизация знаний о частях речи, об их грамматических признаках. Различие слов по значению, по строению. Решение орфографических задач. Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов. Ознакомление с устаревшими и образованными словами, появляющимися в языке, объяснение их значения; обогащение словарного запаса. | 1 | упр. 554 |
|
|
| |||||||
| Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?») | 1 | упр. 559 |
|
|
| ||||||||
| Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?») | 1 | упр. 565 |
|
|
| ||||||||
| Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?») | 1 | упр. 566 |
|
|
| ||||||||
| Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. («Ещё немного из истории слов») | Обобщение знаний об изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме. | 1 | упр. 571 |
| С.д. |
| |||||||
| Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Изложение: формирование умения рассказывать о словах. («Ещё немного из истории слов») | 1 | упр. 572 |
|
|
| ||||||||
| Изложение: формирование умения рассказывать о словах. | Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы. | 1 |
|
| излож |
| |||||||
| Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения») | Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач. | 1 | упр. 577 |
|
|
| |||||||
| Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения») | 1 | упр. 578 |
|
|
| ||||||||
| Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. («Снова проверяем свои умения») | 1 | упр. 581 |
|
|
| ||||||||
| Подготовка к итоговой контрольной работе | Работа над развитием внимания, орфографической зоркости, над правописанием орфограмм. Запись слов под диктовку с самопроверкой по учебнику. | 1 | тест |
|
|
| |||||||
| Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | тест |
|
|
| ||||||||
| Итоговая комплексная контрольная работа | Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков. | 1 |
|
| Итог.комплекс. работа |
| |||||||
| Работа над ошибками | Коллективный анализ и самоанализ допущенных ошибок, исправление ошибок. | 1 |
|
|
|
| |||||||
| Продолжаем учиться хорошей речи (16 часов) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем») |
Знать: - понятия «словесный этюд», «словесная зарисовка»;
- типы речи; -
Уметь: - слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения;
- участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств;
- вежливо высказывать свою оценку;
- определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст;
- использовать слова текста для названия его частей;
- различать повествования от описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
- создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание. | Личностные: - осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; - представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; - становление интереса к русскому языку, коммуникативного мотива его изучения.
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; - выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; - выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы.
Познавательные: - под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию; - читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; - черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями; - понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - интерпретировать её и переводить в словесную форму; - осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности; - находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий; - осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия; - проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения.
Коммуникативные: - участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; - соблюдать правила речевого поведения; - осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения; - замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность; - создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности; - делиться приобретёнными знаниями с другими. | Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи. Упражнение в различении повествования и описания предмета. Работа по обучению описания и повествования. Наблюдение за лексическим значением оценочных слов и их функций. Обучение определении темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описание, повествование). Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в тексте. | 1 | упр. 588 |
|
|
| |||||
| Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем») | 1 | упр. 592 |
| К.с.д. |
| ||||||||
| Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем») | 1 | упр. 595 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем») | 1 | упр. 602 |
|
|
| ||||||||
| Контрольное списывание |
| 1 |
|
| Контрол. списыв. |
| |||||||
| Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия») | Обучение созданию словесных историй, умению употреблять в письменной речи предложения со значением оценки. | 1 | упр. 606 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям | Введение понятий «этюд-описание» и «этюд-повествование». Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов. Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям. | 1 | упр. 610 |
|
|
| |||||||
| Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям | 1 | упр. 614 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям | 1 | упр. 616 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям | 1 | упр. 617 |
|
|
| ||||||||
| Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям | 1 | тест |
|
|
| ||||||||
| Итоговая контрольная работа | Проверка сформированности умений писать грамотно слова с изученными орфограммами. | 1 |
|
| Итог. контрол. работа |
| |||||||
| Работа над ошибками | Дифференцированная работа (восстановление текста). | 1 |
|
|
|
| |||||||
| Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям. | 1 | упр. 620 |
|
|
| |||||||
| Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | 1 | карточка |
| С.д. |
| ||||||||
| Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | 1 | тест |
|
|
| ||||||||
| Подводим итоги, строим планы (6 часов) |
|
|
|
| упр. | ||||||||
| Повторение изученного о частях речи. Разбор по составу. | Знать: Ранее освоенные жанры, разные виды текстов их особенности.
Уметь: - обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; - осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение; - самостоятельно пользоваться орфографическим словарем; - писать слова с непроверяемыми орфограммами; - списывать и писать текст под диктовку объемом 55- 65 слов. | Личностные: - осознание своих достижений и преодолённых трудностей; - становление положительного отношения к учению, коммуникативного, социального и познавательного мотивов дальнейшего изучения предмета «Русский язык». Регулятивные: - оценивать свои действия и полученный результат. Познавательные: - находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач; - выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки. Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, в групповой работе; - формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - высказывать своё мнение, аргументировать его, слушать высказывания собеседников. | Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. | 1 |
|
|
|
| |||||
| Анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола как части речи | 1 |
|
|
|
| ||||||||
| Упражнение в нахождении главных и второстепенных членов предложения | 1 |
|
|
|
| ||||||||
| Правописание суффиксов –ек, -ик | 1 |
|
|
|
| ||||||||
| Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени | 1 |
|
| С.д. |
| ||||||||
| Обобщение изученного | 1 |
|
|
|
|