Теоретические основы совершенствования устной речи младших школьников на уроках русского языка в поликультурной среде
СКАЧИНСКАЯ Олеся Олеговна – магистрант, Московский Городской Педагогический Университет, Институт Педагогики и психологии образования, E-mail: [email protected]
Аннотация. Вопрос развития речи учащихся на уроках русского языка был всегда актуален в методике преподавания. За последние десятилетия методическая наука обогатилась трудами, в которых в широком контексте рассматривается проблема развития устной речи учащихся. Однако, в условиях модернизации современного образования, переходом на инновационную стратегию развития, которая предполагает реализацию коммуникативной направленности образовательного процесса, методическая наука сталкивается с противоречием между наличием достижений методической науки в область формирования устной речи учащихся, с одной стороны, и низким уровнем речевого развития учащихся современной поликультурной школы, с другой. Создавшееся противоречие свидетельствует о недостаточном внедрении методических достижений в учебную практику и создаёт проблему, направленную на поиск новых методических условий для повышения эффективности работы по совершенствованию устной речи младших школьников на уроках русского языка в поликультурной среде.
Ключевые слова: «речь», «устная речь», «речевая ситуация», «характеристика речи»
Исследование вопросов речи в отечественной лингвистической науке имеет значительную историю.
Цель работы: определение теоретических основ совершенствования устной речи учащихся на уроках русского языка в поликультурной начальной школе.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования
-охарактеризовать речь младших школьников в поликультурной среде
-определить методы выявления и устранения речевых ошибок учащихся поликультурной начальной школы на уроках русского языка.
Изучение литературы по теме исследования было предпринято с целью рассмотрения различных подходов к определению понятия «речь» в современной науке.
Так, ряд грамматистов (Л.Л. Касаткин, Е.В. Колубков, Л.В. Щерба и др) сходится во мнении, согласно которому термин «речь» имеет несколько значений:
-речь как деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе [2; 7];
-речь, как разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации [5; 13];
-речь, как вид синтаксического построения высказывания [6].
Применительно к устной речи, более близким является определение учёного Л.Л. Касаткина, согласно которому речь выступает как деятельность людей, использующих средство языка для общения, для передачи определённой информации, для побуждения к действию и т.д. По мнению, Касаткина, устная речь представляет собой форму речевой деятельности, которая включает понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме. [2; 14]
Другие же методисты М. Р. Львов, Л. С. Рубинштейн определяют речь, как средство развития мышления. Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в её выражении. Следовательно, психологической основой речи служит мысль и условием её развития является обогащение мысли. [4, с 26]
По мнению известных педагогов-психологов Н. Н. Жинкина, А. А. Леонтьева проявление речи может быть обнаружено только в речевой ситуации. Речевая ситуация – такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, главным образом с коммуникативной целью. Основные виды речевых ситуаций: естественные и искусственные.
Естественными являются те ситуации, которые создают необходимость речевых высказываний ради достижения общей цели деятельности – трудового процесса, познавательного труда и т.д.
Искусственные ситуации создаются ради самого высказывания, в целях обучения, тренировки, например, при обучении иностранному языку.
Речевая ситуация порождает мотив высказывания. Мотивация любого действия человека, в том числе речевого перерастает в потребность совершения этого действия. [4; 9]
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования показало, что в настоящее время не сложилось чёткого определения понятия «речь». Признаки любой речи легче всего выявляются со свойствами языковой системы, под которой понимается сложнейший структурный механизм, предназначенный для выражения мыслей, волевых импульсов и чувств, т.е. для общения людей. Закономерности речи и её функции не зависят от национальных особенностей языков, от социального положения обучающихся: они универсальны. Механизм восприятия речи не во всём ясен. В устном диалоге восприятие непосредственно следует за высказыванием, но в письменной речи восприятие всегда отсрочено, иногда на длительное время. Сложность восприятия речи затрудняет процесс устного общения, особенно между представителями поликультурной среды.
Следующим этапом стало описание речи младших школьников в поликультурной среде, которая представляет собой ту многонациональную среду обитания человека, а также совокупность людей и отношений, в которые вступает человек, общаясь на любом другом языке в поликультурном обществе. [1; 26]
Устная речь младших школьников в поликультурной среде имеет свободный, непосредственный характер. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние. Преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь.
Устная речь младших школьников в поликультурной среде маловыразительна. Причина маловыразительности речи связана с тем, что учащиеся поликультурной образовательной среды не умеют интонационно выражать отношение к содержанию произносимого высказывания, испытывают затруднения при решении коммуникативных задач, а также при овладении выразительным чтением, синтаксисом и пунктуацией.
Таким образом, для выявления и устранения речевых ошибок учащихся поликультурной начальной школы были определены три группы методов. Первая группа – теоретические методы. Предполагает анализ лингвистической, методической литературы по русскому языку. Вторая группа – эмпирические методы. Вторая группа методов направлена на проведение целенаправленного педагогического наблюдения и эксперимента, состоящего из трёх этапов констатирующего, формирующего, контрольного. Третья группа методов – статистические методы (количественный анализ и последующее сравнение результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения). Последняя группа методов – социологические методы. Подразумевается анкетирование учителей начальных классов в ходе констатирующего эксперимента; беседа с учителями и учащимися.
Комплексное сочетание перечисленных методов исследования ляжет в основу методической разработки по совершенствованию устной речи младших школьников на уроках русского языка в образовательной среде.
Литература
Кукушкин В. С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: ГинГо, 2013, 404 с.
Касаткин Л. С., Каблуков Е. В., русский язык: учеб. для студ. Учреждения высш, проф.образования, под ред. Л.С. Касаткина. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 784 с
Лекант П.А. Синстаксис простого предложения в современном русском языке – 3-е изд. – М.2015, 403 с.
Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, – М: Академия, 2007 – 464с.
Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения – М. 2006
http://library.ziyonet.uz/ru/book/11918 (Bakiyev Khilola Sapaevna, Teacher of Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Methodological aspects of the organization of work on the development of coherent speech of younger students)
The theoretical basis for the improvement of oral speech of younger schoolboys at lessons of Russian language in a multicultural environment
SKACHINSKAYA OLESYA O. – undergraduate, Institute of Pedagogy and Phycology of Education, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia, E-mail: [email protected]
Abstract. The issue of development of speech of pupils at lessons of Russian language was always important in teaching methods. Over the past decade, methodical science has been enriched by the proceedings, which in the broad context deals with the problem of development of oral speech of pupils. However, in the conditions of modernization of modern education, the transition to innovative development strategy, which involves the implementation of the communicative orientation of the educational process, methodical science is faced with the contradiction between methodological achievements of science in the area of formation of oral speech of pupils, on the one hand, and low level of speech development of pupils in a modern, multicultural school. This contradiction indicates a lack of implementation of methodological advances in educational practice and creates a problem, aimed at finding new technical conditions for increasing of efficiency of work on the improvement of oral speech of younger schoolboys at lessons of Russian language in a multicultural environment.
Keywords. "speech", "speech", "speech situation", "speech characteristics"
3