СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты для подготовки с Всероссийской олимпиаде школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены тесты с ответами для подготовки к олимпиадам, начиная с муниципального уровня

Просмотр содержимого документа
«Тесты для подготовки с Всероссийской олимпиаде школьников»

ПОДГОТОВКА к ОЛИМПИАДЕ.

1. Влагалище листа злака - это:

1) видоизменённый черешок;

2) изменённая часть листовой пластинки;

3) сросшиеся прилистники;

4) разросшееся основание листа.


2. При прорастании семени у проростка проходит поэтапная смена типа питания в

последовательности:

1) миксотрофное → автотрофное → гетеротрофное;

2) гетеротрофное → автотрофное → миксотрофное;

3) гетеротрофное → миксотрофное → автотрофное;

4) автотрофное → миксотрофное → гетеротрофное.


3. У гриба подберезовика гаметы образуются путем:

1) только мейоза;

2) только митоза;

3) как митоза, так и мейоза;

4) никогда не образуются, в размножении участвуют только споры.


4. Мейоз в жизненном цикле папоротника щитовника мужского (Dryópteris fílix-mas) происходит:

1) при делении зиготы;

2) перед образованием гамет;

3) перед образованием спор;

4) перед образованием обоеполого заростка.


5. Возбудитель бубонной чумы по форме клетки является:

1) бациллой;

2) вибрионом;

3) спириллой;

4) кокком.


6. Цветку растения, изображенного на рисунке, соответствует диаграмма:


1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.


7. Место редукционного деления (мейоз) у морской капусты связано с:

1) прорастанием зиготы;

2) образованием спор бесполого размножения;

3) образованием гамет;

4) редукционное деление отсутствует.


8. Из перечисленных водорослей, половой процесс известен для:

1) спирогиры (отдел Харовые);

2) хлореллы (отдел Зеленые);

3) эвглены (отдел Эвгленовые);

4) микроцистис (отдел Синезеленые или Цианобактерии).


9. Листорасположение у одуванчика лекарственного:

1) мутовчатое;

2) супротивное;

3) очередное;

4) очередное и супротивное.


10. Первичная кора корня однодольного растения включает:

1) эпидерму, экзодерму, эндодерму;

2) экзодерму, мезодерму, эндодерму, перицикл;

3) пробку, остатки ризодермы, эндодерму;

4) эндодерму, мезодерму, экзодерму.


11. Нитрифицирующие бактерии хорошо будут расти в среде, содержащей:

1) N2;

2) (NH4)2SO4;

3) КNO3;

4) глутамат натрия.


12. Соцветие, у которого на главной оси располагаются цветоножки разной длины, причем нижние значительно длиннее верхних, и все цветки располагаются в одной плоскости – это:

1) колос 2) щиток 3) метелка 4) зонтик


13. Кактусы относятся к классу:

1) Однодольный растений 2) Двудольных растений

3) Ни к одному из перечисленных классов 4) Разные кактусы – к разным классам


14.* Определите верность следующих суждений:

А) Одуванчик имеет соцветие - корзинка.

Б) У одуванчика развитие плодов происходит партеногенетически – без оплодотворения.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения ошибочны


15. Грибы транспортируют питательные вещества в свои клетки следующими способами:

1) по градиенту концентрации;

2) с помощью высокого тургорного давления в клетке;

3) с помощью специальных белков-переносчиков в мембране;

4) верны все ответы.


16. Клеточный цикл эукариот состоит из двух периодов (периоды клеточного роста и клеточного деления), каждый из которых включает ряд стадий (фаз). Если в эукариотической клетке не визуализируется ядерная оболочка, а хромосомы беспорядочно лежат в цитоплазме, то она находится в:

1) G2-фазе;

2) профазе;

3) прометафазе;

4) метафазе.


17. Формула цветка изображенного на рисунке растения:

а) *Ч5Л(5)Т∞П∞;

б) *Ч5+5Л5Т∞П∞;

в) *Ч5Л5Т∞П1;

г) *Ч(5)Л5Т∞П5.




18. Определена последовательность аминокислот на участке цитохрома с у четырёх близких видов:

1) Лей-Фен-Лей-Мет-Лиз-Цис;

2) Фен-Вал-Вал-Тир-Арг-Цис;

3) Лей-Фен-Вал-Мет-Лиз-Цис;

4) Фен-Фен-Вал-Тир-Лиз-Цис.

Наиболее вероятно возникновение этих видов в последовательности:

1) 1→2→3→4;

2) 1→2→4→3;

3) 3→2→1→4;

4) 1→3→4→2.


19. Жизненный цикл со сменой поколений (гаметофит, спорофит) не встречается у водорослей:

1) хлорелла;

2) хламидомонада;

3) кладофора;

4) спирогира;

5) ламинария.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 3, 4;

г) 3, 4, 5.


20. На рисунке представлена часть поперечного среза стебля клевера лугового, у которого пучки могут быть охарактеризованы как:

1) концентрические;

2) сосудисто-волокнистые;

3) проводящие;

4) коллатеральные;

5) биколлатеральные.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3, 4; в) 2, 3, 5; г) 3, 4, 5.



21. Укажите соответствие между экологической группой растений (1–4) и характерными для нее особенностями (А–Г).

Экологическая группа:

1) Гидрофиты

2) Суккуленты

3) Эпифиты

4) Эфемеры

Особенности:

А) поселяются на побегах других растений и способны по-

глощать воду из влажного воздуха;

Б) отличаются коротким онтогенезом, длящимся в течение

нескольких недель;

В) характеризуются низкой интенсивностью транспирации

и фотосинтезом по САМ-типу;

Г) обладают хорошо развитой аэренхимой и неразвитой

механической тканью.

1

2

3

4

г

в

а

б


22. Папоротники являются интересным объектами биологических исследований. Охарактеризуйте, используя условны обозначения (А, Б) наличие или отсутствие у них перечисленных ниже признаков (1–10):

Признаки: Характеристика:

1) наличие корней; А) Да

2) отсутствие корней; Б) Нет

3) преобладание в цикле воспроизведения гаметофита;

4) преобладание в цикле воспроизведения спорофита;

5) спорофит всегда связан с гаметофитом;

6) из споры развивается заросток;

7) из споры развивается зародыш с ризоидами;

8) заросток – половое поколение папоротников;

9) заросток – бесполое поколение в цикле воспроизведения

папоротников;

10) для оплодотворения необходимо присутствие воды.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

а

б

а

б

а

б

а


23. На рисунке представлен жизненный цикл хламидомонады. Соотнесите процессы деления (1–3) и стадии жизненного цикла хламидомонады (4–5) с описанием их характеристик (А–Д).

Характеристика:

А) митоз

Б) мейоз

В) диплоидная стадия

Г) гаплоидная стадия



1

2

3

4

5

б

а

а

в

г


24. К механизмам, повышающим морозоустойчивость растений, можно отнести:

а) накопление в клетках сахарозы;

б) повышение в клетках количества крахмала;

в) снижение водного потенциала клеток;

г) повышение водного потенциала клеток;

д) синтез белков-антифризов.


25. Листья растений семейства пасленовых (Solanaceae):

а) простые цельные;

б) сложные с прилистниками;

в) простые, рассеченные на разную глубину;

г) пальчатосложные;

д) непарноперистосложные.


26. Принято считать, что хлоропласты растений произошли путем эндосимбиоза от предшественников, подобных цианобактериям. Эту гипотезу подтверждают следующие положения:

а) хлоропласты и цианобактерии имеют сходные фотосинтетические пигменты и тилакоидные мембраны;

б) цианобактерии осуществляют оксигенный фотосинтез;

в) хлоропласты содержат собственную ДНК и рибосомы;

г) жизнеспособные хлоропласты могут быть изолированы из клеток, но не могут быть культивированы in vitro;

д) в хлоропластах успешно осуществляется экспрессия прокариотических генов.


27. Микориза – это симбиотическое образование, включающее мицелий гриба и корень высшего растения. Для растения микоризообразующий гриб обеспечивает следующие функции:

1) улучшает корневое питание;

2) переводит труднодоступные соединения фосфора в усвояемую форму (фосфорное питание);

3) переводит труднодоступные соединения азота в усвояемую форму (азотное питание);

4) синтезирует витамины группы В;

5) повышает устойчивость корней к потенциальным почвенным патогенам.


28. На рисунке представлена схема строения семени некоторого растения. Укажите плоидность и происхождение тканей (А–З), обозначенных на рисунке цифрами (1–4).


А) 1n (от материнского растения);

Б) 2n (от материнского растения);

В) 2 (1n от материнского + 1n от отцовского растения);

Г) 2 n (от отцовского растения);

Д) 3n (2n от материнского + 1n от отцовского растения);

Е) 3n (1n от материнского + 2n от отцовского растения)

Ж) 4n (2n от материнского растения + 2n от отцовского растения);

З) 1n (от отцовского растения).

1

2

3

4

в

б

б

д


29. Установите соответствие между цветком Сложноцветных растений и его характеристикой.

А) Несимметричный цветок, чаще пестичный, или, реже, 1) Трубчатый цветок

бесполый 2) Язычковый

Б) Бесполый цветок, служит для привлечения насекомых 3) Ложноязычковый

В) Венчик состоит из трех сросшихся лепестков и 4) Воронковидный

имеет вид более или менее длинного язычка,

заканчивающегося тремя зубцами.

Г) Цветок актиноморфный. Лепестки венчика срастаются в трубку

Д) Околоцветник двойной, цветок неправильный, имеет длинный язычок с пятью

зубчиками; цветок, в основном, обоеполый.

А

Б

В

Г

Д

3

4

3

1

2


30. Установите соответствие между механизмом перекрестного опыления и его видом:

А) гидрофилия 1) с помощью ветра

Б) энтомофилия 2) с помощью птиц

В) орнитофилия 3) с помощью воды

Г) анемофилия 4) с помощью насекомых

А

Б

В

Г

3

4

2

1


31. Стебли двудольных растений характеризуются следующими особенностями:

1) первичное строение рано сменяется вторичным;

2) кроме эпидермы, развиваются вторичные покровные ткани — перидерма и корка;

3) первичная кора плохо развита и недифференцирована;

4) проводящие пучки расположены упорядоченно;

5) проводящие пучки закрытого типа типа (имеют камбий).


32. Соотнесите типы полового размножения с их схемой

А) гетерогамия

Б) оогамия

В) конъюгация.

Г) изогамия


А

Б

В

Г

2

3

4

1


33. Определите верность следующих суждений:

1) Вакуоли представляют собой полости, заполненные клеточным соком и отграниченные от цитоплазмы мембраной, которую называют тонопластом.


2) Интеркалярные меристемы представляют собой остатки верхушечной меристемы.

3) Кутикула растений представляет собой клеточное образование, защищающее растение.


4) Корневой волосок представляет собой волосковидный вырост клетки эпидермы


5) Первичное строение корня у плаунов, хвощей, папоротников и однодольных растений сохраняется в течение всей жизни.

6) Дихотомический тип ветвления характерен для большинства мхов и папоротников

      • 7) Кладодии — боковые побеги с зелеными плоскими длинными стеблями, способными к неограниченному росту (спаржа, некоторые кактусы).


8) Все ткани, лежащие внутри от камбия, называют корой, которая образована флоэмой (лубом) и сердцевинными лучами.


9) В настоящее время общепризнана гипотеза устьичных движений, связанная с перераспределением ионов кальция между замыкающими и сопутствующими клетками, приводящим к перемещению воды.


10) Пектиново-целлюлозная клеточная стенка, способная к сильному ослизнению, характерна для багрянок