Типология современного урока. Технологическая карта.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Василий Александрович Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Основные типы уроков.
Урок «открытия» нового знания – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов . ( Например, «Изучение числа один», «Дыхательная система». Может быть в форме : урок- «-экскурсия в музей», кино-, теле-, видеоуроки.)
Урок рефлексии- это практикум, семинар, конференция, круглый стол. Имеет целью закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.( Урок «закрепления правил правописания безударных окончаний существительных». Может быть в форме : урок- «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие»,)
Урок общеметодологической направленности – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. ( Например, «Имя прилагательное, как часть речи». Может быть в форме : урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий «турнир», «базар» )
Урок развивающего контроля – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний . Имеет целью: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. ( Например, после изучения темы « Лес» даётся тест: «Животные леса» или комплексная работа . Может быть в форме : урок-«Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион» ,уроки самоопределения, уроки самореализации).
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
Сергей Иосифович Гессен
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с государственными стандартами второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
-Это шаблон технологической карты. В нём видна
структура технологической карты, которая включает:
(до таблицы)
название темы;
цель освоения учебного содержания;
( а уже в таблице мы видим)
планируемый результат ;
основные понятия темы;
метапредметные связи ;
организацию пространства (формы работы и ресурсы),
технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .