СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы художественного сознания в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы типы художественного сознания в литературе?  Данный вопрос встречается в материалах олимпиады по литературе. Исследователи выделяют индивидуальные типы художественного сознания А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф. Достоевского и других. Материал предназначен для учителей литературы.

Просмотр содержимого документа
«Типы художественного сознания в литературе»

28.08.2017 года

Выступление на РМО

учителей русского языка и литературы


Гимазетдиновой И.Н.

учителя МБОУ «СОШ №2»



Типы художественного сознания в литературе


В литературоведении выделяется два типа художественного сознания, которые отражают романтическое и реалистическое видение мира. Ведущими методами или направлениями в литературе XIX в. были романтизм и реализм.

Литературоведческий словарь дает следующее определение: «Тип художественно-литературного сознания — это свойственная определенной исторической эпохе система представлений о соотношении этического и эстетического начал, о функциях литературы в жизни общества и человека, составе литературы, об отношении литературы к фольклору, о специфике литературного творчества и природе слова».

Тип художественно-литературного сознания характеризуется следующими признаками:

- определенным уровнем развития осознанного художественного вымысла и осознанного литературного авторства,

- отношением к традиции и способом ее передачи,

- определенным пониманием природы условности, как соотношения мира литературы с реальной действительностью, соотношения формы и содержания,

- уровнем развития литературного самосознания,

- пониманием сущности рода и жанра,

- трактовкой понятия “язык литературы”.


Таким образом, тип художественно-литературного сознания — это не столько принципы, которыми руководствуется в своем творчестве писатель, сколько атмосфера его творчества. 

Если данной эпохе присущ определенный тип художественного сознания, то литература этой эпохи представляет собой определенный тип литературы. 

Литература по мере своего развития в 19 веке предельно сближается с конкретной жизнью человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами. Центральным "персонажем" литературного процесса 19 века стало не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не СТИЛЬ или ЖАНРа АВТОР, его видение мира, историческое и индивидуальное.

Исследователи выделяют индивидуальные типы художественного сознания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова и других. Для большинства писателей 19 века человек - носитель сознания рубежа веков.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это прежде всего художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина. Н.В.Гоголь в повести «Шинель» показал тип «маленького человека». Тип «маленького человека» представлен также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель». В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана и комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература 19 века продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. 

У А.П.Чехова герой — это человек, осознающий время своей жизни, человек в потоке времени, повседневности. Частное время, выраженное бытом, однообразное течение дней, самоосознание в потоке своего существования — вот основное духовное содержание его творчества. Жизнь осознается его героями как постепенное расставание с надеждами. Восприятие времени чеховскими героями ориентировано не на настоящее (оно раздражает своей скукой, пошлостью), не на будущее, а на прошлое. Образ прошлого в сознании чеховских героев — это образ утраченного счастья, благородных порывов, творческих замыслов.

У Л.Толстого время историческое, человек и история; у Ф.Достоевского – философское.

Наиболее ярко художественное сознание в литературе 19 века проявляется в жанре письма.