28.08.2017 года
Выступление на РМО
учителей русского языка и литературы
Гимазетдиновой И.Н.
учителя МБОУ «СОШ №2»
Типы художественного сознания в литературе
В литературоведении выделяется два типа художественного сознания, которые отражают романтическое и реалистическое видение мира. Ведущими методами или направлениями в литературе XIX в. были романтизм и реализм.
Литературоведческий словарь дает следующее определение: «Тип художественно-литературного сознания — это свойственная определенной исторической эпохе система представлений о соотношении этического и эстетического начал, о функциях литературы в жизни общества и человека, составе литературы, об отношении литературы к фольклору, о специфике литературного творчества и природе слова».
Тип художественно-литературного сознания характеризуется следующими признаками:
- определенным уровнем развития осознанного художественного вымысла и осознанного литературного авторства,
- отношением к традиции и способом ее передачи,
- определенным пониманием природы условности, как соотношения мира литературы с реальной действительностью, соотношения формы и содержания,
- уровнем развития литературного самосознания,
- пониманием сущности рода и жанра,
- трактовкой понятия “язык литературы”.
Таким образом, тип художественно-литературного сознания — это не столько принципы, которыми руководствуется в своем творчестве писатель, сколько атмосфера его творчества.
Если данной эпохе присущ определенный тип художественного сознания, то литература этой эпохи представляет собой определенный тип литературы.
Литература по мере своего развития в 19 веке предельно сближается с конкретной жизнью человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами. Центральным "персонажем" литературного процесса 19 века стало не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не СТИЛЬ или ЖАНР, а АВТОР, его видение мира, историческое и индивидуальное.
Исследователи выделяют индивидуальные типы художественного сознания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова и других. Для большинства писателей 19 века человек - носитель сознания рубежа веков.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это прежде всего художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина. Н.В.Гоголь в повести «Шинель» показал тип «маленького человека». Тип «маленького человека» представлен также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель». В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана и комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература 19 века продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы.
У А.П.Чехова герой — это человек, осознающий время своей жизни, человек в потоке времени, повседневности. Частное время, выраженное бытом, однообразное течение дней, самоосознание в потоке своего существования — вот основное духовное содержание его творчества. Жизнь осознается его героями как постепенное расставание с надеждами. Восприятие времени чеховскими героями ориентировано не на настоящее (оно раздражает своей скукой, пошлостью), не на будущее, а на прошлое. Образ прошлого в сознании чеховских героев — это образ утраченного счастья, благородных порывов, творческих замыслов.
У Л.Толстого время историческое, человек и история; у Ф.Достоевского – философское.
Наиболее ярко художественное сознание в литературе 19 века проявляется в жанре письма.