Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шильнебашская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
Тукаевский муниципальный район
Республика Татарстан
на конкурс «УРОКИ ПОБЕДЫ»
номинация «Лучший классный час»
«Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»
(сценарий классного часа)
Учитель истории и обществознания
Пигалева Светлана Николаевна
2019 г.
Урок Победы, посвященный 75-летию великой победы над фашизмом
Цель: воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа
Задачи:
- способствовать формированию исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины;
- развивать творческие способности у учащихся, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания.
Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
умение находить информацию, используя различные источники (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
умение готовить свое выступление и выступать; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты образования:
знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
Оборудование: компьютер, карта Великой Отечественной войны, видеоролики, презентация, портреты Герое ВОв: Петр Гаврилов, Ришат Исмагилов , Василий Клочков, Василий Зайцев, Максим Пассар, Яков Павлов, Люся Радынко, Рубен Ибаррури, Мелитон Кантария, Михаил Егоров
Ход занятия
Организационный момент
Наша история состоит из множества событий. Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, а бывают такие, что с каждым десятилетием приобретают особую значимость. К таким событиям относится Победа, Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
В 2020 году наша страна будет праздновать 75-годовщину Победы в войне с фашистской Германией. До сих пор не затихают споры об этой войне. Не затихают они потому, что выясняя правду о войне, выясняя, каковы были определяющие факторы победы, мы стремимся понять, в чём наша сила, понять, как нам жить дальше, ведь уроки прошлого - это ориентиры в будущее.
Мотивация темы и цели урока
История Великой Отечественной войны занимает особое место в памяти нашего народа. Нет ни одного человека в нашей стране, который бы не слышал бы ничего о об этой войне. Ведь о ней написаны книги и картины, сняты художественные фильмы и спета ни одна песня.
Предлагаю посмотреть видеоролик на песню «О той войне», которую мы исполняли на Дне Победы в прошлом году. Желающие могут подпевать
- Какое название вы бы дали нашему сегодняшнему занятию? (ответы учащихся)
- Ребята, сегодня мы, выполняя задания, вспомним основные события Великой Отечественной войны и обобщим наши знания о ней.
Ход игры
Задание 1.Установите соответствие между событием и датой, запишите ответ.
На выполнение задания 2 минуты.
Взятие Берлина Московская битва 3. Сталинградская битва 4. Курская битва 5. Оборона Брестской крепости | А) июль 1942 - февраль 1943 гг. Б) апрель 1945 г. В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг. Г) июль 1943 г. Д) июнь-июль 1941 года |
Задание 2. Эти события поставьте в хронологическом порядке. Это и будет наш маршрут .
Оборона Брестской крепости. (отмечаем на карте Брестскую крепость)
Рассказ ученика об обороне крепости (2-3 минуты)
Выберите из перечня героев Великой Отечественной войны защитников Брестской крепости. (на доске портреты Героев Вов): Петр Гаврилов, Ришат Исмагилов , Василий Клочков, Василий Зайцев, Максим Пассар, Яков Павлов, Люся Радынко, Рубен Ибаррури, Мелитон Кантария, Михаил Егоров
Московская битва
- Среди героев Вов найдите автора слов: «Велика Россия, а отступать некуда -
позади Москва!»
- Что вы можете сказать о В. Клочкове?
- К сегодняшнему занятию вы должны были подготовить интересные факты о битве за Москву. Познакомьте нас с этими фактами.
В Битве за Москву в общей сложности участвовало больше 7 млн человек. Это больше, чем в Берлинской операции, включенной в Книгу Гиннесса как крупнейшее сражение Второй мировой, и больше, чем силы противников на западном участке фронта после высадки в Нормандии.
Битва за Москву шла в два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоял из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7–10 января — 20 апреля 1942).
На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем применил в мае 1940 года против Франции, Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.
От общего количества военной силы, сосредоточенной на советско-германском фронте, на Москву нацеливалось 75% танков (1700), 42% личного состава (1,8 млн человек), 33% орудий и миномётов (свыше 14 тыс.), около 50% самолётов (1390).
7 декабря 1941 года танк «КВ-1» под командованием лейтенанта Павла Гудзя вступил в бой с 18 немецкими танками.«КВ-1» уничтожил 10 вражеских машин, а остальные обратил в бегство. Больше вдоль Волоколамского шоссе немцы не пытались прорваться к столице. За этот бой Павел Гудзь был награждён орденом Ленина.
29 ноября при освобождении деревни Пятница (окрестности Каширы) бойцы 1-го Гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора Павла Алексеевича Белова уничтожили 16 танков, 18 орудий, около 100 автомашин и более 500 солдат и офицеров противника.
6. В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления немецкие части были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
Сталинградская битва
- Выберите из нашего списка участников Сталинградской битвы.
- А теперь определите, кому из них относится данная информация
Василий Зайцев | Легендарный снайпер Великой Отечественной войны; во время Сталинградской битвы за полтора месяца, уничтожил более двухсот германских солдат и офицеров, включая 11 снайперов. |
Максим Пассар | Его необычная для нашего уха фамилия переводится с нанайского как «меткий глаз». |
Яков Павлов | Сержант, единственный, кто получил за оборону дома звание Героя Советского Союза. |
Люся Радынко | 12 лет. Семь раз пересекала линию фронта, добывая сведения о фашистах |
Рубен Ибаррури | командовал пулемётной ротой; сдержали наступление немецкой танковой группировки у железнодорожной станции Котлубань. |
Курская битва
- Ребята, посмотрите ролик с воспоминаниями ветерана Вов, участника Курской битвы Алексея Грудинкина.
- В чем значимость Курской битвы?
Взятие Берлина
- Посмотрите на знаменитую фотографию. Из списка Герое ВОв выберите имена этих солдат . (фотография «Водружение знамени Победы над рейхстагом»)
- Что знаменовал этот подвиг?
И завершающим финалом Великой Отечественной войны стал парад Победы, проведенный 24 июня в Москве. Десять фронтов и Военно-морской флот послали для участия в нем своих лучших воинов. Сводные полки фронтов во главе со своими прославленными полководцами под боевыми знаменами прошли торжественным маршем по Красной площади. В течение двух часов по площади промаршировали более 30 тыс. солдат и офицеров. К подножию Мавзолея были брошены 200 знамен немецко-фашистских войск в знак поражения противника
Завершающий момент
- А с каким словом у вас ассоциируется Победа? Какие чувства вызывает?
(Учитель предлагает сделать ассоциограмму: на доске пишем слово ПОБЕДА, учащиеся на пишут на листочках в виде голубя свои ассоциации и чувства, связанные с этим словом и крепят вокруг определяющего слова)
- Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне не только в преддверии этого дня. Я желаю вам быть добрыми людьми и патриотами своей Родины.