СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции и новаторство сказов Владилена Машковцева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказы Владилена Машковцева -богатейший материал для проведения уроков с использованием НРЭО.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и новаторство сказов Владилена Машковцева»


VI городская научно-практическая конференция

Магнитогорского научного общества учащихся

«Первые открытия»








Направление (секция): литература





Тема: Традиции и новаторство сказов Владилена Машковцева







Учреждение: МОУ «СШИ №2»




Авторы работы: Козуб Мария Ильинична

Тарасова Ульяна Вячеславовна

Научный руководитель: Нестерова Елена Сергеевна,

учитель русского языка,

литературы, МХК и ОРКСЭ










Магнитогорск,2017

Содержание:


1) Введение 3-5 стр.

2) Основная часть: 5-11 стр.

-сказки или сказы (особенности жанров)

-традиции и новаторство в произведениях Владилена Машковцева

-интерес молодежи к творчеству писателя (опрос учащихся 5-ых классов, урок-игра в начальной школе, интервью с вдовой писателя)

3) Заключение 11 стр.

4) Библиографический список 12 стр.

5)Приложения 13-19 стр.
































1.Введение.


Актуальность проблемы.

Все когда-то встают перед выбором, какой дорогой идти по жизни, в качестве кого закрепиться и чем быть полезным своей Родине. Тогда мы начинаем пристальнее присматриваться к людям, которые сделали что-то по настоящему значимое в жизни.

Наш город славится многими именами, но были люди, которые прошли нелегкий путь, начиная почти с истоков нашего города и прославляя его до конца своих дней. Таким был ровесник нашего города Владилен Иванович Машковцев. Он родился 26 сентября 1929 года в г. Тюмени, а попал в наш город в возрасте 18 лет по направлению из Кургана, работал лекальщиком –инструментальщиком ремонтно-механического завода треста «Магнитострой», службу в армии проходил на Дальнем Востоке, а после вернулся в Магнитку и работал машинистом турбин на центральной электростанции Магнитогорского металлургического комбината.

Как из человека-труда получился писатель? Возможно, на этот вопрос можно получить ответ в его стихотворении:


Красный камень-магнит

Ветер облако гонит
В зеленый зенит,
Я держу на ладони
красный камень-магнит.
Этот камень дороже
Самоцветных камней…
Снова сердце тревожат
Всплески буйных огней.
Вновь над синью бездонной
Рокочут бугры,
Поднимаются домны
У Магнитной горы.
Я подтянутый, строгий,
Семнадцати лет, мне вручают
На стройке
Комсомольский билет.
Бьют меня за ошибки,
Крестят в труде,
Вырастаю я глыбко
В рабочей среде.
Там слова,
будто слитки,
зря не перечь.
Как магнитна в Магнитке
Рабочая речь!
Льется огненный дождик,
На снегу синий след…
В каждом парне – художник,

в каждом парне – поэт.
Звездопадами домна
Над Уралом звенит…
Я держу на ладони
Красный камень-гранит.


Но ещё больше нас заинтересовал именно исторический пласт творчества Владилена Машковцева, связанный с казачьим фольклором. Детство писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской (ныне Курганская область). Творческая биография Владилена Ивановича насыщенна знаковыми событиями: в 1965году принят в Союз писателей СССР, в 1975 и 1980 поэт был делегатом IV и V съездов Союза писателей РСФСР, выходят сборники «Алые лебеди» и «Чудо в ковше», которые стали известны не только в России, но и за океаном: ими пополнилась библиотека Гарвардского университета.

В 1980-е годы в творчестве В. Машковцева главной становится тема уральского казачества. В 1986 году в цикле стихов «Казачьи гусли» поэт изображает быт казачьего сословия и размышляет о его судьбе. Хотя и здесь его стихотворения не лишены полета фантазии, мечты, новых идей, прогресса:


Ермолай изладил крылья 

Черти суть ему открыли,

Бог ли дал такой удел:

Смастерил Ермошка крылья

И с Магнит-горы взлетел.


Писатель принимает активное личное участие в возвращении к историческим корням: именно по его инициативе с конца 1980-ых годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. Знаковым стал для него 1990 год: 17 марта Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом, а 4 февраля 1995 года Машковцев удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества». Множество стихотворений и романы «Золотой цветок – Одолень», «Время красного дракона» принесли писателю славу. А нас особенно заинтересовала его книга «Сказки казачьего Яика», вышедшая спустя десять лет после смерти писателя в 2007 году. Это необычная книга, выпущенная тиражом 4000 экземпляров, разлетелась в один день 1 сентября на параде первоклассников, а спустя месяц вышел дополнительный тираж 1000 экземпляров, но уже в твердом переплете и с названием «Сказы казачьего Яика». Известно, что сказ и сказка это разные жанры. Поэтому мы и решили провести собственное исследование, чтобы определиться с жанром произведения. И конечно же, Владилен Иванович Машковцев писатель, который просто не мог не обойтись без каких-то находок, следовательно, мы искали новаторские черты в его произведении.

В работе использовали следующие методы: изучение литературы по проблеме исследования, анализ произведений, интервью с Машковцевой Риммой Владимировной, вдовой писателя, опрос учащихся школы №38, носящей имя писателя, посещение музея Машковцева В.И., обработка информации.

Цель: исследовать произведение «Сказы казачьего Яика», выявить новаторские особенности этого произведения и определиться с его жанром.

Задачи:

1)собрать и изучить материалы, посвященные этой теме;

2)проанализировать черты сказа и сказки в произведении;

3)выявить новаторство автора;

4)провести опрос среди учащихся МОУ «СШИ №2» и МОУ «СОШ№38»: чем им интересны произведения Владилена Машковцева, какие традиции чтут учащиеся кадетских классов;

5)привлечь внимание учащихся младшего звена к творчеству Владилена Ивановича Машковцева.



2.Основная часть


Определимся с жанром произведения.

Сказ - это повествование с установкой на устную речь (от слова «сказывать»), опирающееся на народные предания и легенды, близкое им по форме, которое содержит зарисовки народного быта и нравов. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.

Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, П.П. Бажов писал: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».

Фольклорные традиции в значительной мере определили природу литературного сказа, своеобразие его стиля, представляющего собой органическое слияние народно-традиционных и книжных элементов.

Творчеством таких выдающихся писателей ХIХ в. как Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Короленко сказ утверждается как полноправный жанр художественной литературы.

В 20-30-е года ХХ в. к литературному сказу обращаются такие писатели, как Б. Шергин, П.П. Бажов, С. Писахов, Э. Пистоленко. Таким образом, одной из важных специфических особенностей литературного сказа является сплав жизненного начала с фольклорными истоками - легендами, сказками, то есть органическое сочетание реального и фантастического.

Важнейшей особенностью жанра сказа, характеризующей его как со стороны содержания, так и со стороны формы является образ повествователя, рассказчика. В сказе повествователь призван дать оценку событий и фактов с точки зрения народа. Повествователь народного сказа - это индивидуальность, герой из народа, голос которого сливается с голосом автора.

Фольклорные традиции в значительной мере определили природу литературного сказа, своеобразие его стиля, представляющего собой органическое слияние народно-традиционных и книжных элементов.

Структура сказа сложна и многогранна. В сказе, как и в других литературных жанрах, есть и своя завязка, и кульминация, и развязка. Есть в нем портрет и пейзаж, диалог и монолог, своя, только данному жанру присущая композиция. И все эти элементы подчинены решению главной художественной задачи: отражению исторической эпохи.

Так и есть: «Сказы казачьего Яика» отражают историческую эпоху, связанную с развитием казачества на Урале. Предки Владилена Ивановича потомственные казаки, так получилось, что дед и бабушка Риммы Владимировны, его жены, оренбургские казаки. Во время встречи Римма Владимировна рассказывала: «Владилен Иванович считал, что ему повезло: он жил на земле столь богатой историей. По его словам, это была золотая жила, которую надо разрабатывать».

Свои «Сказы казачьего Яика» Владилен Машковцев собирал практически всю жизнь. Во время работы над очередным серьезным романом или томиком стихов из-под пера писателя с легкостью, «как улыбки», выходили небольшие зарисовки – сказы. Со временем кусочки былин складывались в единую мозаику об истории и легендах родного Урала.

Чтобы понять в чем состоит новаторство В. Машковцева, обратимся к истории казачьего фольклора как явлению  русской национальной литературы.
Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы.
  В народных казачьих сказках мы находим изображение окружающего мира, отражение в них особенности быта, нравов обычаев казаков
     Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. Вот основные заповеди казачьего общества:

• «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее».
• «Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!»
• «Всем служи честно, будь законопослушен».
• «Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков».
• «Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны».
• «Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!»
• «Будь свободен душою, но страсти держи в оковах».
• «Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем».
• «Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть».
• «Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением».
• «Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда  у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими».

     В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности.
С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме.  В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.
Старшие учили детей добру, благожелательности.
В казачьих сказках герои  учатся различать, добро и  зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека  со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в  сердце».

     Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
Казачьи сказки призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек,  хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник.

Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена.  Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице. Посещения родственников в праздники, помощь в преодолении трудностей закрепляли у детей не только родственные узы, но и  воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.


Обратимся к творчеству В.И. Машковцева. Одним из признаков сказа является наличие рассказчика. Он всегда присутствует в произведении, а для того, чтобы привлечь внимание читателя, автор часто использует присказку, как, например, в сказе «Яик Горыныч»:

Для квачи-мочало. Для сказки начало. Садитесь, дети, в кружок, а кто байку запомнит, тому дам пирожок…

В сказе «Атач- гора Магнитная» тоже очень интересная присказка да еще и с привлечением топонима:

Принесли деду булку ситную -за быль про гору Магнитную. Подарили деду тулуп, потому что он стар и глуп. Полоса у него не прополота, а петух из червонного золота. Дед в избе сидит с батожком и любуется петушком. Но украсна сказка концом. Дед когда-то был кузнецом…

Кроме того, в качестве пояснения к этой сказке в самом начале идет информация: только с 1895 по 1910 год на землях станицы Магнитной было добыто 347 пудов золота.

Использование топонимов в сказах позволяет читателю проникнуться любовью к родному краю, вызывает желание изучать историю своей малой родины. В сказе «Маленький Лук» главный герой и его мать жили в Каповой пещере. Это обстоятельство обращает нас к временам далеких предков, но вот встречает Лук на своем жизненном пути дочерей бога Маш: Снежану и Милену. Явно, в давние времена таких имен не было. Эта черта писателя : делать удивительный сплав истории и современности вызывает интерес читателя.

А в сказе «Машок- трава приворотная»,кроме присказки, есть еще и концовка:

И я, бабка Дуня, старая колдунья, беру на Купалу мешок, иду за травой-машок. От болезни я любую бабу избавлю. Байкой детишек всегда позабавлю. И вам предскажу я дорогу казачьей судьбы, но не крадите в моем огороде бобы.

Интересные концовки есть в сказе «Ангелы –хранители» и «Полено с порохом». В них автор указывает на жанр произведений:

Но что было, то мраком окутано. Может, что-нибудь бабка напутала. Да повинную голову меч не сечет, а за мудрую сказку от мира почет.


А добрый сосед на помощь скор. Прибежал к пожарищу дед Мухомор. И достал он багром жареного гуся. Вот и притча вся!

Некоторые присказки раскрывают историческую правду, как, например, в сказе «Охота за царской грамотой»:

Юродивый кличет, крамола: откуда у казачества воля? У мужиков –работа, у казаков- свобода! Для пахарей токмо мякина, для казаков осетрина. Не любят казаков и дворяне. Завсегда казаки с бунтарями.


В этом мы увидели новаторские черты, присущие сказам Владилена Машковцева.

Необычна и форма произведений Машковцева, как в романах, так и в сказах вместо слова «глава» писатель использует поэтичное слово «цветь». Как, например, в сказе «Гуслярица о казаке Гаркуше», «Былина о Гугенихе-Гугнихе». Опять же с пометкой из А.С. Пушкина : «Гугнихе тогда было 90 лет,выйдет,что она родилась в 1480 году».
Как писала в своей статье Р.А.Дышаленкова: «Подобно пушкинскому изумруду сверкает на одной из страниц "Истории Пугачевского бунта" легенда о происхождении яицкого казачества. Дескать, в давние-предавние времена казаки на Яике не жили оседло. Поселялись от похода до похода. А уходя в набег, убивали своих жен и детей. Жестокий этот обычай рухнул при атамане Василии Гугне, который отказался убить свою жену, пленную татарку Гугниху. С тех пор, замечает Пушкин, просвещенные люди Яика первую чарку за столом пьют за здоровье бабушки Гугнихи.

Увлеченные историей Пугачевского бунта, читатели 150 лет не замечали этой легенды. И вот в наши дни самоцветную диковатую легенду, оброненную А. С. Пушкиным, поднял магнитогорский писатель В. И. Машковцев».

Таким образом, изучая творчество писателя, проникаясь глубиной его замысла, мы постигли красоту и величие уральской земли, казачьих сказов, великого русского слова.

Чтобы проверить правильность своих суждений, мы обратились к ребятам из кадетского класса МОУ «СОШ №38», которая с 2006 года носит имя Владилена Ивановича Машковцева. Беседу с учащимися нам помогла организовать библиотекарь и заведующая музеем этой школы Исмагилова Галина Михайловна. На встречу с нами пришла учащаяся 9 «А» класса Карпова Алена. С первого взгляда было понятно, как в школе относятся к памяти писателя: в музее собраны все памятные вещи, связанные с жизнью и творчеством В. Машковцева, ребята из кадетских классов носят военную форму и соблюдают устав.

Алена рассказала, что два раза в год в школе проводятся вечера памяти писателя, на которых они читают его стихи, инсценируют сказы, поют казачьи песни. Школа тесно сотрудничает с магнитогорской епархией, летом 2016 года ребята совершили паломничество по казачьим станица. Две недели они были в поездке, автобус выделила магнитогорская епархия, конечной точкой был город Санкт-Петербург. От поездки у ребят осталось много положительных впечатлений. Дело Владилена Ивановича Машковцева по возрождению казачества на Урале необходимо для того, чтобы молодежь обретала духовность, чтобы крепла Россия.

Нам захотелось поделиться своими впечатлениями с учащимися нашей школы, рассказать им об уникальном авторе и его произведениях. Для этого мы попросили ребят из начальной школы познакомиться со сказами В. Машковцева, нарисовать рисунки к понравившимся произведениям, а затем провели урок-игру. Сценарий урока представлен в приложении. По результатам урока мы убедились, что сказы Машковцева вызывают живой интерес у ребят как начального, так и среднего звена. Чтобы малышам было интереснее, мы подключили для инсценировки ребят из параллельного нам 7 «Б» класса. Они сумели удачно вжиться в образы героев, передать атмосферу быта казаков, донести истинные моральные ценности сказов. Приглашенные учащиеся с интересом смотрели инсценировки, отвечали на вопросы викторины, участвовали в обсуждении сказов, давали оценку образам героев.


В конце урока были даны вопросы:

-чему учат сказы?

-для чего нужно изучать сказы В. Машковцева?


Ребята однозначно ответили, что сказы учат добру, справедливости, уважительному отношению к старшим. Необходимость изучения сказов они увидели в обретении нравственных устоев, в возвращении к историческим корням.


3.Заключение.

Таким образом, данное исследование помогло нам выявить новаторские черты сказов Владилена Машковцева, определиться с жанром произведения, привлечь к творчеству писателя-земляка внимание подрастающего поколения.

Мы убедились, что совершенно необходимо приобщать современную молодежь к духовным ценностям, воспитать в ней высокую нравственность через постижение истинных духовных и культурных ценностей России. Все это способствует развитию совести, воспитанию благоразумных стремлений к добру, повышению духовно-нравственного облика молодежи.

































Список литературы:


1) Машковцев В. Сказки казачьего Яика.Магнитогорск,2007

2) Дышаленкова Р.А. . Из сказов, поверий и легенд Владилен Машковцев восстановил казачье бытие."Челябинский рабочий", 21 февраля 1991г;

3) Баканов В.П. Испытание Магниткой. Магнитогорск: ПМП «МиниТип»,2001;

4) Галиузов И.Ф., Баканов В.П. Станица Магнитная. Магнитогорск: Челябинский государственный университет,1994;

5) Гончарова Г.И. Родословная Магнитной: историко-этнографическое исследование. Магнитогорск,2006;

6) Дегтярев А.Г. Легенды и были горы Магнитной. Магнитогорск,1993;

7) www.litmagnit.narod.ru

8) Когитин В. Казачьи сказки. Волгоград: «Ведо»,1992.



























Приложения:


Урок-игра.


Тема: Творчество Владилена Ивановича Машковцева.



Цель: познакомить с творчеством писателя-земляка, выяснить влияние сказов В. Машковцева на формирование духовно-нравственного потенциала молодого поколения слушателей.


Оборудование: презентация, выставка книг, выставка рисунков, театральные декорации и костюмы для инсценировки сказов : «Ворона Дураша», «Волшебное зеркало», «Щенок», медальки для победителей викторины.



Необычное видя в обычном,

Я живу под счастливой звездой-

Непростительно симпатичный,

Возмутительно молодой

Владилен Машковцев «Веселая исповедь»



1)Вступление:



!Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам расскажем об очень интересной работе, которую ведем уже второй год. Мы занимаемся исследовательской деятельностью, выступаем на конференции. В этом году темой нашего исследования стало творчество магнитогорского писателя Владилена Ивановича Машковцева.

Мы просим вас стать нашими помощниками, так как в исследовании обязательно проведение опроса среди учащихся, изучение общественного мнения по той или иной проблеме.

В конце нашего занятия вы нам постараетесь ответить на вопросы:

-что интересного вы увидели в сказах Машковцева?

-почему нам необходимо изучать эти сказы?


2)Актуализация знаний:


Вы нарисовали такие замечательные рисунки! Спасибо вам за это! Кроме этого, вы еще и читали некоторые сказы писателя. Эти знания вам сегодня очень пригодятся.


3)Теоретическая часть:

Ребята, сейчас мы вам расскажем самое интересное, что мы узнали о писателе. А вы нам иногда будете помогать.

Владилен Иванович является ровесником нашего города. Он родился в год начала строительства нашего города.

-Когда в наш город приехали первостроители? (1929 год , в этом году нашему городу исполняется 88 лет)

!-Вы знаете, чьи стихи отлиты на постаменте Первая палатка? (Ручьев «Мы жили в палатках с зеленым оконцем»

!-Так вот стихи Машковцева тоже отлиты на монументе, установленному в честь выплавки Магнитогорским металлургическим комбинатом 15 августа 1970 года 200-миллионной тонны стали, и явились символом целой эпохи.
«Будет вечно все, что мы построим, будет вечен и прекрасен труд… И потомки городом-героем город наш рабочий назовут».

!-Ручьев и Машковцев были друзьями, у нас есть уникальная фотография, где они запечатлены вместе. Это фото помещено в газете за август 1997 года, когда писатель умер.

!Мы были в гостях у жены Владилена Ивановича, и она рассказала нам про него много интересных историй. (История про то, как работал писатель; про книгу «Золотой цветок-одолень»)

-А сейчас вы посмотрите инсценировку сказа, название которого вы должны угадать.


4) Практическая часть:

Сказ «Ворона-дураша»


!Надо сказать, что в истории г. Магнитогорска Машковцев-единственный писатель, книга которого разошлась за один день тиражом 4000 экземпляров. Дело в том, что в 2007 году на параде первоклассников её получил каждый участник.


Посмотрите еще одну инсценировку и отгадайте, что это за сказ.

Сказ «Волшебное зеркало»


! 29 марта 2006 года "Средняя общеобразовательная школа №38» стала носить имя Машковцева Владилена Ивановича, в целях увековечения памяти Владилена Ивановича Машковцева, почетного гражданина города Магнитогорска, поэта, прозаика, публициста, члена Союза писателей России.

! Мы были в музее этой школы и беседовали с ребятами, которые там учатся. Дело в том, что в этой школе 1 сентября 2012 года открылись первые в городе кадетские казачьи классы. Это произошло тоже благодаря Владилену Ивановичу Машковцеву, так как он возродил казачество в Магнитогорске, был первым атаманом казачьей станицы Магнитной, награжден за это Серебряным крестом «За возрождение оренбургского казачества»

- А теперь мы проведем викторину по сказам, за правильный ответ вы будете получать жетон.


Викторина по сказам В. Машковцева


  1. Кто погубил Дива- дикого лесного человека ?

  2. Как звали ворону, которая помогла Макарушке найти схорон с динарами?

  3. Куда летал Данилка на корыте?

  4. Кого спас Данилка с помощью живой воды?

  5. Кто заковал Аршина-татарчонка в кувшин?

  6. Кого спасли Данилка и Аршин-татарчонок, когда летели на корыте освобождать старика и старуху из плена Кощея?

  7. Чья это была коза?

  8. Как Баба Яга отплатила им за добро?

  9. Для чего Данилка и Аршин-татарчонок летали в Беловодье?

  10. Почему им не захотелось возвращаться из Беловодья?

  11. Кто открыл им тайну Беловодья?

  12. Закончите предложение:

Была семья молчаливой, а стала счастливой. Дым из трубы над хатой, хата стала богатой. Растет возле дома груша, а в хате живет…

  1. Что подарила рыба-севрюга Дуне?

  2. Какая польза была в зеркале?

  3. Что посоветовало зеркало Дуне?

  4. В кого превратила колдунья злого отрока?

  5. Чего захотел юнец, по имени Глеб, в «Повести о прозрении»?

  6. На каких условиях дьявол дал ему кошель?

  7. Чему учит «Повесть о прозрении»?

  8. Из какого сказа эти строки:


Я знаю, где клад,

Где живая вода…

Тебя я не брошу,

Мой друг, никогда…


Ответы:

  1. Яик Горыныч

  2. Дураша

  3. За грибами, за дровами, за травой, на ярмарку

  4. Верблюжонка

  5. Кощей Бессмертный

  6. Козочку

  7. Бабы Яги

  8. Освободила всех из плена Кощея

  9. Поглядеть, где лучше народ живет

  10. В брусничный квас добавляли траву приворотную-машок

  11. Дочь атамана

  12. Домовуша

  13. Волшебное зеркало

  14. Предсказывало будущее, показывала целебную траву в лесу

  15. Выйти замуж за Егорушку-пастушка

  16. В щенка

  17. Волшебный кошель с деньгами

  18. Взял память

  19. Не в деньгах счастье

  20. Сказка о золотом жеребенке


-Молодцы, ребята!


Посмотрите ещё один сказ «Щенок»


5)Рефлексия

!-Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. Помните, мы вас просили ответить в конце на вопросы:

-что интересного вы увидели в сказах Машковцева?

-почему нам необходимо изучать эти сказы?


-Спасибо, ребята, за внимание и активность. Надеемся, вам понравился наш рассказ. Читайте произведения наших писателей-земляков, занимайтесь исследовательской деятельностью, успехов вам в учебе! До свидания!


























19