Традиционная одежда национальностей,
проживающих в Таганроге.
Цель: знакомство с национальными костюмами народов Таганрога.
Задачи:
1. Развивать интерес к национальным костюмам народов Таганрога.
2.Упражнять в составлении описательного рассказа по картинке по алгоритму.
3.Стимулироать умственную активность посредством анализа, синтеза и сравнения.
4. Обогащать словарный запас детей: кокошник, картуз, шаровары, тюбетейка.
5. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, а как вас зовут- я вижу.
Звучит многоголосье толпы.
Ребята, что это за звук такой?( высказывания детей) Правильно, это говорят разные люди. Вспомните, где можно встретить большое количество людей?( в парке, в магазине, на улице, на рынке...) (Слайд).Все эти люди какие: одинаковые или разные? Чем они отличаются( одеждой, ростом, возрастом, полом)
( Если скажут, что отличаются еще и национальностью(Слайд)- Как вы понимаете. что этот человек другой национальности?(по лицу, цвету кожи, речи или разговору) Что такое национальность? (Национальность- это принадлежность человека к определенной национальной группе, включающей общность языка, культуры, истории, традиций, национальные одежды)А как вы думаете, у нас в Таганроге много людей разных национальностей? Почему?)
(Слайд) Посмотрите, а чем отличаются эти люди ещё? Да, они отличаются разной национальностью. Как вы это поняли? Что такое национальность? (Национальность- это принадлежность человека к определенной национальной группе, включающей общность языка, культуры, истории, традиций, национальные одежды)А как вы думаете, у нас в Таганроге много людей разных национальностей? Почему? Оказывается , что в Таганроге проживают люди 100 разных национальностей. Посмотрите, вот изображения людей некоторых из этих национальностей.
Слайд с людьми разных национальностей Таганрога.
Чем отличаются эти люди?( одеждой) Это не простая одежда, а национальный костюм: русский, украинский, грузинский, белорусский, молдавский, цыганский, татарский и армянский. А в обычной жизни люди ходят в таких национальных костюмах?( Ответы детей) А когда надевают национальные костюмы?( на праздники) Раньше все люди носили национальные костюмы, в сейчас их чаще всего надевают на праздники. Как вы думаете почему?(не удобно, не продаются,не привыкли носить) А еще они дорогие и их украшает ручная вышивки. Обратите внимание: на каждом костюме есть узор, который тоже является национальным орнаментом. Его вышивают вручную.
А как вы думаете, если такие разные люди живут в одном городе, у них есть общие праздники? Какие?( Новый год, Рождество, Масленица, 8 марта) Осенью у нас в России отмечают праздник, который называется "День народного единства". Его отмечают 4 ноября. (Слайд) Почему он так называется?( все люди живут вместе в одной стране, помогают друг друга) .А еще все защищают друг друга.
Давайте снова посмотрим на национальные костюмы народов, которые живут в нашем городе Таганроге.
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением русского, украинского, цыганского и армянского национальных костюмов, разделенных пополам)
Вам нужно соединить парня и девушку в национальных костюмах, опираясь на образец на экране. Для этого вам нужно разделиться на пары.
А теперь давайте попробуем описать: какой национальный костюм у выбранного вами народа.
Я покажу вам на примере татарского национального костюма. Я буду пользоваться планом.
Посмотрите на схему:(Слайд)
Это татарский национальный костюм. Девушка-татарка На голове у нее невысокая шапочка с белым платком. одета в длинную рубаху-платье, жилет -безрукавку, украшенный национальным орнаментом и красные сапоги. Девушка носит украшения- на руке браслет, на шее бусы.
парень-татарин На голове у него низенькая шапочка, которая называется- тюбетейка. одет в длинную рубашку, жилет - безрукавку, широкие штаны- шаровары, сапоги .
Теперь ваш черед. Посовещайтесь 2 минуты, решите, кто будет описывать парня, а кто девушку, а я вам подскажу, где какая национальность.
Готовы.? Тогда послушайте рассказы друг друга внимательно и скажите, какой из национальных костюмов вам понравится больше всего. Напоминаю, что при составлении рассказа мы пользуемся алгоритмом.
(Русский костюм: девушка- на голове- кокошник, одета в белую рубашку, украшенную вышивкой и длинный сарафан, на шее бусы. Парень- на голове -картуз , одет в красную рубашку, украшенную вышивкой, шаровары, заправленные в сапоги.. Красные костюмы считались праздничными.
Украинский: девушка- венок с лентами ,рубашка, украшенная вышивкой, длинная красная юбка, фартук, украшенный вышивкой, жилет с узорами, пояс. Парень- рубаха, украшенная вышивкой, шаровары, заправленные в сапоги, пояс. В руках он держит соломенную шляпу. Пояс считается защитником человеческого тела.
Предлагаю вам немного прерваться и поиграть в игру, которую любят дети разных национальностей : и русские, и украинцы. и татары, и армяне. На Украине ее называют "Колокол", татары-"Буш урын", а русские- "Заря"
Ход игры:
игроки встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-"заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые.
С последним словом водящий осторожно кладет ленту одному их играющих на плечо, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны. Тот , кто останется без места, становится "зарей"
Играем 2 раза.
Понравилась игра? В нее играют дети и тех национальностей, про чьи национальные костюмы которых мы сейчас послушаем.
Цыганский: девушка- яркие длинные юбки, кофта с длинным рукавом с оборками и узорами, много золотых украшений. Парень- яркая рубашка, штаны, заправленные в сапоги, жилет с узорами и гитара. на голове у него шляпа. Цыгане единственный народ, который носит национальную одежду в обычной жизни.
Армянский: девушка - длинное платье, сверху- пальто с узорами (архалук), на голове- украшенная узорами шапочка с длинным платком. Парень- на нем рубашка красного цвета, пальто с длинными рукавами, штаны, заправленные в сапоги и пояс. На голове у него высокая меховая шапка. Армянский костюм имеет свое название- тараз.)
Спасибо. Ребята, а какой же национальный костюм вам понравился больше всего? Почему?( ответы детей)
Для того, чтобы нам показать, что люди этих национальностей живут в одном городе, давайте прикрепим их изображения возле названия города.
Спасибо, ребята. А сейчас я предлагаю вам отправиться в группу и познакомить своих друзей с игрой, в которую с большим удовольствием играют дети разных национальностей ,а также раскрасить национальные костюмы, с которыми мы познакомились.
До свидания.