Тренинг «Апельсиновое настроение»
Участники: педагоги и администрация детского сада.
Цели: раскрытие потенциала сотрудников, сплочение коллектива и создание настроения на учебный год.
Материалы: песня «Оранжевое небо», фломастеры, бумажные дольки апельсина, оранжевые воздушные шары-как можно больше, апельсины и апельсиновый сок для упражнений и на фуршетный стол, а также как можно больше оранжевого цвета в оформлении зала и на одежде участников тренинга.
Ход тренинга
Приветствие. Включается аудиозапись песни «Оранжевое небо»
Педагог-психолог. Мы рады приветствовать участников апельсинового тренинга! Почему «апельсиновый», спросите вы? Потому что название-это настроение, атмосфера, идея, концепция…А какие ассоциации со словом «апельсин» возникают у вас?
Участники отвечают.
Педагог-психолог. Апельсиновый - это значит праздничный, нескучный, нестандартный, экзотический. Апельсин-фрукт освежающий и витаминный, то есть жизненный, имеющий отношение к жизни, - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С. Оранжевый цвет апельсина будоражащий, энергичный! Апельсин-символ нашей сегодняшней встречи, потому что объединяет разные элементы в единое целое. Каждая долька по-своему хороша и вкусна, но только вместе-это апельсин. Итак, приступим к работе. В любое время вы можете подойти к фуршетному столу за соком или долькой апельсина.
Игра «Алексей, апельсин, Амстердам»
Педагог-психолог.
Незамысловатая и веселая игра поможет нам создать легкую атмосферу, развить ассоциативное мышление.
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой первое слово-его имя, второе-блюдо, желательно любимое, третье-название города. Все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, которые прозвучали ранее.
Игра «Мы делили апельсин»
Педагог-психолог:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один! (ритмично сжать и разжать пальцы обеих рук)
Эта долька для ежа,(поочередно загибать пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка-кожура (развести руки в стороны)
Он сердит на нас, беда, (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!(имитировать бег пальцами по коленям)
Упражнение «Апельсиновые дольки»
Педагог-психолог: Когда-то мармелад «Апельсиновые дольки» был большим дефицитом и одной из любимых сладостей у многих людей. Игра «Апельсиновые дольки» тоже должна принести радость открытия, удовольствие и оставить прекрасное послевкусие.
Каждому участнику раздается по одной апельсиновой дольке из бумаги и фломастеру.
Педагог-психолог: За 5 минут каждый из вас должен написать на своей дольке важные слова. Напишите три своих жизненных достижения.
Выложите свои дольки на столе в виде целого апельсина. Они должны лежать так, чтобы сторона с достижениями была вверху.
Теперь пусть каждый из вас назовет три достижения, которые записал на собственной дольке апельсина. Остальные могут задавать вопросы, уточнять и комментировать услышанное.
Игра «Связка»
Игра называется «Связка», т.к. напоминает связку, в которой альпинисты преодолевают маршрут. Они в буквальном смысле слова связаны друг с другом.
Группа становится в шеренгу. Ведущий дает команде длинную толстую веревку.
Инструкция. Каждому из вас нужно взяться за веревку двумя руками. Команда должна завязать веревку общим узлом, не отнимая рук от веревки. Время пошло! Можно после предложить развязать узел таким образом-не отнимая рук.
Упражнение «Непослушные шарики»
Понадобятся воздушные шары. Чем больше будет шаров, тем сложнее участникам удерживать их и тем веселее проходит упражнение.
Педагог-психолог: встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я сейчас буду бросать в круг воздушные шарики. Ваша задача - не дать шарикам упасть или вылететь из круга, но при этом нельзя расцеплять руки.
Вы размялись и убедились в надежности своих товарищей. Теперь можно приступить к новому приключению. Нас ждет волшебный лабиринт. Мы уже поняли сегодня, что в жизни нет никаких гарантий. Иногда тропа жизненного лабиринта выводит нас к успеху, иногда приходится долго блуждать, пока выйдем на нужную дорогу, а порой, что скрывать, мы оказываемся в тупике. Выйти из него сложно, но необходимо. Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары. Мы начинаем игру!
Выложите на полу препятствия: стулья, кубики и др. Задача участников-пройти через лабиринт до корзины с апельсинами. Один человек в паре начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза-он ведомый. Его задача пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и др. Ему нельзя касаться ведомого руками и руководить действиями партнера иначе, чем словами. Для ведомого нужно засечь время, которое он затратил на маршрут. Затем в каждой паре ведущий и ведомый должны поменяться ролями. Время игроков нужно суммировать и определить общее время пары. В конце назовите пару победительницу. Это пара, которая прошла маршрут за кратчайший срок. Обсудите ощущения ведущего и ведомого.
Игра «А при чем тут Дон Кихот?»
Педагог-психолог: Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы: например, когда вы проводите презентацию. Потренировать находчивость поможет одно из упражнений Константина Сергеевича Станиславского. Вы должны будете отвечать на неожиданные , совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чем тут Дон Кихот?» Он ни при чем, и вам придется что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Сейчас я прочитаю вам пример беседы, и вы поймете, как нужно выполнять это упражнение.
Вы слышите вопрос:
-Как здоровье Алексея Леонидовича?
Вы понятия не имеете, кто такой Алексей Леонидович, но обязаны немедленно отозваться и придумать ответ:
-Поправляется. Температура уже нормальная.
-А вы откуда это знаете?-сбивает вас ведущий.
Вы не сдаетесь:
-К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.
-Люда?-поддерживает игру ведущий.- С рыжими косичками?
-Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Тогда ведущий обращается к другому участнику. Ваша готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос вы дали немедленный ответ- и так, как если бы говорили чистую правду.
Пример вопросов.
Почему вы ввязались вчера в эту драку?
Когда вы вернете мне книгу?
Вы что, плохо себя чувствуете?
А почему все это происходит на крыше дома в Питере?
Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Само совершенство»?
Чем закончился вчерашний фильм?
Вы почему сегодня опоздали на работу?
Как вам мой подарок?
Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в саду?
Заключительная часть
Педагог-психолог: Наш «Апельсиновый тренинг» подошел к концу. Давайте проанализируем, была ли полезной эта встреча. Игра, в которую мы сейчас будем играть, называется «Синквейн».Вам нужно заполнить пять строк на листочках.
Рефлексия «Синквейн»
Синквейн-это пятистрочная строфа. Участники должны заполнить пять строк.
1-я строка-одно ключевое слово. Которое определяет содержание синквейна.(В нашем случае это слово «тренинг» или название «Апельсиновый тренинг»
2-я строка-два прилагательных, которые характеризуют понятие из первой строки.(Яркий, апельсиновый и др.)
3-я строка-три глагола, которые обозначают действия в рамках заданной темы.(Объединяет, снимает стресс, радует)
4-я строка-короткое предложение, которое раскрывает суть темы или отношение к ней.(Очень интересно, познавательно, полезно)
5-я строка-синоним ключевого слова, существительное (Позитив)
В итоге получается тезисный отзыв, например:
Тренинг
Вкусный, подвижный.
Играли, смеялись, общались.
Вместе мы, как дольки апельсина.
Сплочение.
Педагог-психолог: Я уверена, что наш год будет именно таким! Спасибо всем за участие.