Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2)Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. (3)… если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка.
(4)По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Эффект микро линзирования позволяет восстановить массу гравитационной линзы, если у близкой звезды есть планета.
Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно наблюдать эффект микро линзирования: виден рост блеска более далёкой звезды, так как ближайшая работает как гравитационная линза.
Дополнительный эффект микро линзирования можно наблюдать, если у ближайшей звезды есть планета, работающая как гравитационная линза.
Земной наблюдатель может заметить эффект микро линзирования только у двух звёзд, выстроившихся на одной линии и имеющих планеты.
Эффект микро линзирования заключается в том, что две звезды выстраиваются на одной линии и более близкая работает как гравитационная линза, собирая свет более далёкой звезды.
Ответ:
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
однако
поэтому
это
потому что
хотя
Ответ:
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗВЕЗДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведён ном фрагменте словарной статьи.
ЗВЕЗДА, ы,ж. р.
Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная з. 3. первой величины (ярчайшая, а также перен. знач.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Верить в свою звезду (перен. знач.: в своё назначение, в свою счастливую судьбу). Восходящая з. (также перен. знач.: о человеке — новая знаменитость). Звёзд с неба не хватает кто-нибудь (перен. знач.: о заурядном, ничем не примечательном человеке).
В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах. Генеральские звёзды. И (уменьш.) звёздочка. Лейтенантские звёздочки. прил. звёздный, ая, ое (к 1 и 3 знач.). Звёздная карта.
Животное. Морская звезда.
Ответ:
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый
началА (петь)
слИвовый
цепОчка
дОсуг
Ответ:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. За пишите подобранное слово.
К пятидесятилетию писатель получил БЛАГОДАРНОЕ письмо от министерства культуры.
Целых два года при ВОСПОМИНАНИИ о той встрече сердце начинало щемить.
ГОРДЕЛИВЫЙ вид не всегда говорит о большом уме.
На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.
Ответ:
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
пара ботинок
пара чулок
много джинсов
много макаронов
кварталы новостроек
Ответ:
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | | | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между | | 1) | Используя языковые средства выразительности, |
подлежащим и сказуемым | | речь наполняется яркими красками. |
Б) нарушение в построении | | 2) Аспирант сделал доклад на конференции учёных по |
предложения с несогласован- | | возвращению из экспедиции. |
ным приложением | | 3) Двадцать один дом построены за последний год в по- |
В) ошибка в построении пред | | сёлке. |
ложения с однородными чле- | | 4) Прошлым летом мы побывали на озере Иссык куле. |
нами | | | 5) Всё кругом внезапно побагровело: не только деревья |
Г) неправильное | построение | | и травы, а также земля и озеро. |
предложения с | Деепричаст- | | 6) Каждое новое лицо занимало свойственное ему мес- |
ным оборотом | | | то, приезжавшее на воды. |
Д) нарушение в построении | | 7) Около огней дрожало и как будто замирало, упира- |
предложения с | причастным | | ясь в темноту, круглое отражение. |
оборотом | | | 8) Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть |
| | | кругом. 9) Пламя, вспыхивая, изредка отбрасывало красноватое отражение. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прик..сновение безотл..гательный
вел..колепный заг..релый разб..рающийся
Ответ:
9. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпи шите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..ективный, ин..екция | з..глушить, под..спел | |
пр..образился, пр..уныл | р..ссыпать, р..зыскной | |
ра..двинуть, ни..падающий | | |
Ответ:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
милост..вый | выкруч..вать | |
фасол..вый | обезжир..вать | |
выдёрг..вая | | |
Ответ:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. (3 л. ед. ч.)
Бормоч..т | Брызж.т | |
Точ..т | Внемл.т | |
Маш..т | | |
Определите предложение, в которыми НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Рас кройте скобки и выпишите это слово.
Ничего (НЕ)МОГЛО быть смешней его лица.
Цветы пахнут лишь (НЕ)КОТОРОЕ время.
(НЕ)ДОЧИТАННАЯ книга похожа на неоконченный путь.
Беспомощность ходит в паре с (НЕ)РАДИВОСТЬЮ.
(НЕ)ЛАЮЩИЙ пёс похлёбки лишится.
Ответ:
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.
Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТО МУ выгодна для тебя во всех отношениях.
её чёрных глазах светилось что то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.
ЧТО(БЫ) подтвердить свою правоту, надо было объяснить, как у самки дельфина возникла привычка генерировать (ВО)ВРЕМЯ эксперимента определённые звуки.
Ответ:
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
Ответ:
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
После разговора с ректором Щуров ощущал во всём своём существе если не удовольствие то некоторую лёгкость.
Странные формы пещерных отложений напоминают фигуры каких то велика нов или кости гигантских ящеров.
В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создаёт замысловатые картины.
Перед отправкой на фронт брат хотел повидать Катю и выговориться за полгода молчания.
Сочинять танцы было моей давней мечтой и я с удовольствием взялся за постановочную работу.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( ы), на месте которой( ых) в предложении должна( ы) стоять запятая( ые).
Горький запах (1) ещё не кошенной (2) степи к вечеру усилился и (3) утратив полуденную удушливую остроту (4) стал при этом мягче.
Ответ:
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру( ы), на месте которой( ых) в предложении должна( ы) стоять запятая( ые).
Правда (1) с годами мои стихи делались менее нарядными: из них постепенно начала выветриваться экзотика. Но (2) честно говоря (3) детские и юношеские годы никогда без неё не обходятся. В общем (4) я ничуть не жалею о своём детском увлечении экзотикой.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( ы), на месте которой( ых) впредложении должна( ы) стоять запятая( ые).
Почти вплотную к воде подступал лес (1) вокруг (2) которого (3) вообще не было никаких признаков жилья.
Ответ:
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру( ы), на месте которой( ых) в предложении должна( ы) стоять запятая( ые).
Молодой Чехов обладал чувством стиля (1) и (2) если бы речь шла о музыке (3) можно было бы сказать (4) что у него был абсолютный слух.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Русский язык в Интернете — это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.
(3)Начнём с самого простого — с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не
Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.
(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту — быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть чуть, а сильно.
(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолют но не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.
(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы, потому что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». (19)И по своему был прав. (20) Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков — аццкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо — выразительны и потому так популярны. (22)Кое кто стал
даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно ос новное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, — пиши иначе.
(25)Но здесь то и кроется опасность! (26)По настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во первых, знают, как писать правиль но, а во вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кро савчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.
(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.
(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.
(По М. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (род.в 1958) — российский лингвист, профессор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
В Интернете на поток поставлена порча грамматической системы русского языка.
Только очень грамотные люди могут по настоящему писать неправильно.
Большое количество орфографических ошибок тормозит процесс чтения.
При проведении реформ орфографии и графики страдают прежде всего грамотные люди.
Русской орфографии невозможно научиться.
Ответ: .
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложения 29 и 30 подтверждают суждение, высказанное в предложении 28 текста.
В предложениях 18—20 представлено повествование.
Предложения 12—16 содержат рассуждение.
Предложение 35 содержит элемент описания.
Предложения 28, 29 содержат элемент описания.
Ответ:
Из предложений 4—22 выпишите слово со значением «Преобразование, изменение чего-нибудь».
Ответ:
.
Среди предложений 25—32 найдите такое( ие), которое( ые) связано( ы) с предыдущим с помощью однокоренного слова и личного местоимения. Напишите номер( а) этого( их) предложения( ий).
Ответ: .
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Проблема русского языка в эпоху цифровых технологий волнует многих. Вот и
М. Кронгауз, известный лингвист, не остаётся в стороне. В своей статье он живо реагирует на современные процессы, идущие в русском языке, используя такое
синтаксическое средство выразительности, как (А) | | (предложения 1, 25), и |
тропы — (Б) | | («обычное, нейтральное» в предложении 30), (В) | |
(«зубрёжка», «срывался»). При аргументации своих тезисов автор применяет синтак-
сический приём (Г) | | (например, предложение 26)». | | |
Список терминов: | | | | | | | |
1) | разговорная лексика | | | 6) | метафора | | |
2) | контекстные синонимы | | | 7) | инверсия | | |
3) | эпитеты | | | 8) | вводные слова | | |
4) | восклицательные предложения | 9) | парцелляция | | |
5) | фразеологизмы | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: | | А | | | Б | | В | Г | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |