СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности обучения гиперактивных детей в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал знакомит с некоторыми приемами работы с гиперактивными детьми в школе.

Просмотр содержимого документа
«Трудности обучения гиперактивных детей в школе»

Трудности обучения гиперактивных детей


Варламова С.Н., учитель начальных классов,

МОУ-СОШ с. Подлесное им. Ю.В. Фисенко

Гиперактивность - это нарушения в поведении, связанные с импульсивно­стью, повышенной двигательной активностью и недостатком внимания, проявляют­ся у ребенка уже в дошкольном детстве. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей школьного возраста. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию внимания. Импульсивность действий - действия, совер­шающиеся под влиянием неосознанных побуждений. К подростковому возрасту по­вышенная двигательная активность исчезает, а импульсивность и дефицит внима­ния у таких детей остаются, а иногда сменяется сниженной активностью и инертно­стью. Причинами появления гиперактивности являются генетические факторы, ро­довые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и т.д.

Основные нарушения поведения сопровождаются слабой успеваемостью в школе и затруднениями в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Их пове­дение не соответствует возрастной норме и является препятствием для полноцен- ного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям слож­но справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и за­вершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выполняются неряшливо и с ошибками, что является результатом невнима­тельности или угадывания, невыполнения указаний учителя. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Нарушения поведения детей не только влияют на школьную успеваемость, но и определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большин­стве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго иг­рать со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро ста­новятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплиниро­ваны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессив­ность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы девиантного поведения.

Проблемы обучения гиперактивных детей.

Трудности обучения гиперактивных детей в настоящее время особенно акту­альны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, приковывают к себе максимальное внимание учителя, которому необходимо сле­дить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учите­ля они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу сво­ей чрезмерной активности и импульсивности.

Так, гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школы, т.к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут - для них задача непосильная. Именно по­этому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в со­стоянии сидеть за партой спокойно. Он часто начинает отвечать, не выслушав во­прос до конца, и часто кричит с места. Гиперактивным детям свойственна неустой­чивая работоспособность, что является причиной большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.

Конкретные рекомендации родителям гиперактивных детей в вос­питании:

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно
    если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз,
    которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Ста-

райтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переклю­чить внимание, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

  1. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения с ребенком
    должны основываться на доверии, а не на страхе.

  2. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев,
    возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не унижайте ре­
    бенка.

  3. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте ус­
    пехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

  4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

  5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,
    чтобы он мог его завершить.

  6. Не сравнивайте с другими детьми, сравнивайте только с самим собой.

  7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
    внимания


  1. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  2. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению
    самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Следует уменьшать нагрузку вече­
    ром, делать перерывы в работе.

  3. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию: секции,
    танцы, посещение кружков, спортивные занятия.

  4. Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и
    чуткого отношения к нему, т.к. он очень эмоционален и раним. Снизить эмоцио­
    нальное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения: поглажи­
    вания, массаж, рисование на спине и разгадывание, что нарисовано.

Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчая­ние как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких де­тей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте.

При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей:

  1. С одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности.

  2. С другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии
    выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями
    (наказаниями).

Рекомендации касаются организации среды и окружающей обстановки в се­мье. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть «его собственную территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперак­тивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. Организация всей жизни должна действовать успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновремен-

но гибкость и упорство. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполне­ние держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершен­ства. Не опускайте руки. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети по­хожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы уви­деть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям боль­шинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом умень­шается, а выявленные невротические изменения постепенно сглаживаются.

Практическая работа с родителями

(Игры для гиперактивных и агрессивных)

Попробуйте в начале игры создать положительный эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте ря­дом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения. Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоцио­нальных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п. Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использова­нием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница». Можно использо­вать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый че­модан и др.). Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоцио­нальными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов. Поскольку для ги­перактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лиш­нее» и др. Для упорядочения реакций при восприятии инструкций и развития уме­ния удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводит­ся к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, на­зывать цифры, а тот должен следить и сказать «стоп», если произнесена условлен­ная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ре­бенка к данной игре можно заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», «"Да" и "Нет" не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ре­бенка. Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной с детьми дея­тельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности

друг друга - одним словом, наладить нормальную, эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

Игра «Бокс».

Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка - нако­пившаяся энергия, которая требует своего выхода. Предложите ребенку поиграть в игру «Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите не­много фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой плотно набитой подушки - боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать по­бедителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередо­вать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4-5 минут «боксиру­ет», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способство­вать развитию его саморегуляции.

Игра «Подушечные бои».

Попробуйте ответить на вопрос, как часто вы даете своему ребенку поша­лить, побаловаться - одним словом, разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение. Да, большое количество домашних заданий, дополнительных за­нятий, секций и т.д. почти не оставляют ребенку времени на игры и отдых. Как ре­зультат этого - ребенок становится неуправляемым и агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из вариантов проведения такого мероприятия мо­гут стать известные всем с детства подушечные бои. Организуйте их как спортив­ное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести «Петушиные бои» и т.д.

Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровож­даться, наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Игра «Снежная баба».

Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют роди­телей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов, и один из них - поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению его мышц. Освобождаясь от физического напряже­ния, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение - хороший помощник для расслабления.

Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помо­гая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но вдруг солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как на­чинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокшего снега и превращаешься в лужу».

В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома, главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

  2. Интернет Фестиваль педагогических идей.

  3. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.