СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности обучения письменной речи и пути их преодоления на уроках англ.яз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С какими трудностями сталкивается учитель при обучении письменной речи. Как преодолеть эти трудности, какие можно выполнять упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Трудности обучения письменной речи и пути их преодоления на уроках англ.яз.»

Трудности при обучении учащихся письменной речи и пути их преодоления на уроках английского языка.


Наверное любой учитель при обучении письменной речи сталкивается с рядом трудностей. Первый комплекс трудностей связан с длительностью процесса овладения письменной формой речи, а также недостаточным учебным временем, выделяемым программой для решения этой задачи. Другой комплекс трудностей связан с не востребованностью письменной речи как целевого вида речевой деятельности, недооценкой потенциальных возможностей письменной речи для языкового и интеллектуального развития личности.

Трудности обучения письменной речи объясняются и психологической сложностью. Известно, что при письме необходимо использовать комплекс связей: слухо-речедвигательные, зрительно-слуховые и речедвигательно-моторно-графические связи. Письменную речь намного усложняют и условия, в которых она обычно протекает. То, что при устном общении может быть недосказано или вовсе опущено, при письменном общении должно найти свое полное выражение. Письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой, так как она выполняет коммуникативную функцию.

Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, который выражается в кодировании определённого содержания графическими знаками. 

Стоит обратить внимание на то, что если устная речь предусматривает постоянную стимуляцию и контроль со стороны слушателя, то эти моменты при письменной речи отсутствуют. Кроме того, если при устном общении говорящий может воспользоваться рядом вспомогательных средств (жесты, мимика, интонация), то при использовании письменной речи таких возможностей не существует.

Изучив данные психологов по усвоению материала различными способами, которые приведены ниже, можно еще раз убедиться в важной роли обучения навыкам письма и письменной речи. 
Итак, психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%. 
Лингвистическим компонентом содержания обучения письму и письменной речи являются языковые знания, графическая и орфографическая система языка. Психологическим компонентом содержания обучения письменной речи является умение использовать полученные знания и умения на практике, т.е. графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий.

Методологический компонент предполагает овладение учащимися приемами и способами выполнения письменных заданий, способствующих более легкому и плодотворному усвоению графики, орфографии, т.д.

Трудности обучения письменной речи:
- процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим образом выражения мысли
- письменное высказывание должно быть конкретным и полным, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию
- нет возможности выразительно интонировать свою речь
- письменное произведение требует особого грамматического и синтаксического оформления 
Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:
- ограниченный словарный запас
- боязнь орфографических и грамматических ошибок
- интерференция родного языка на уровне слова, фразы, предложения и текста
- ограниченные навыки самоорганизации, планирования
- отсутствие идей или способов их выражения
- недостаточная мотивация или отсутствие ее 
В настоящее время согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи у обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки: 
- делать выписки из текста
- составлять и записывать план, прочитанного или услышанного
- написать короткое поздравление, выразить пожелание
- написать личное письмо
- написать эссе, сочинение
- заполнять анкеты и формуляры
- описывать различные факты, явления, события и впечатления
- выразить свое мнение по интересующему вопросу
- делать учебные записи, тезисы, конспекты
- составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов)
Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи:
1. Принцип устного опережения (произносить сначала).
2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.
3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
5. Принцип поэтапности формирования навыков письма.
Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие:
1. Обучение графики;
2. Обучение орфографии;
3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);
4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)

При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:

1.Контролируемое письмо (Controlled writing):

- написание букв;

- написание слов;

- составление предложений (или переписывание, копирование текстов).

2.Направляемое письмо (Directed or Guided writing).

Письменная работа выполняется в соответствии с определенным заданием.

3.Свободное письмо (Free writing).


Controlled Writing (Контролируемое письмо).

  1. Игра в «Bingo!» на буквы, предлоги, формы глаголов.

  2. Составление слов из заданных букв.

  3. Расшифровка слов по заданному шифру.

  4. Расстановка слов предложения по порядку.

  5. Расположение кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот).

В Упражнениях 2–5 результат обязательно следует записать в тетрадь.


Guided or Directed Writing (Направляемое письмо).

1.Projects.

Подготовка плакатов, таблиц, диаграмм.

Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений.

Уже на начальном этапе обучения наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков) необходимо предлагать ученикам упражнения, имеющие выход в реальную жизненную ситуацию. Это может быть заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений. Подобные задания вносят в процесс обучения письму элемент творчества.

2. Классификация объектов или предметов.

Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения.

Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.

3. Управляемые поэтические упражнения.

Развитию творческого мышления на иностранном языке способствует создание небольших стихотворений по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного вокабуляра. Примером управляемого поэтического упражнения может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:

Line 1. State a subject in one word (a noun).

Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).

Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).

Line 4. Express an emotion about the subject in four words.

Line 5. Restate the subject in another single word.

Учащиеся начального уровня, пользуясь активным вокабуляром по темам «Внешность» и «Черты характера», могут создать следующие пятистрочные стихотворения в прозе:

Family.

Very friendly.

Have lunch together.

I like my relatives.

Happiness.

Baby.

Charming, cute.

Smiles, cries, sleeps.

He makes me happy.

Childhood.



Подобные стихотворные формы, являясь с точки зрения дискурсивной организации простыми перечислениями, не требуют знания сложных грамматических структур и поэтому вполне доступны для учащихся начального уровня. Они способствуют расширению словарного запаса, поскольку в процессе их создания приходится пользоваться словарем.

Подобные работы могут быть собраны в антологию письменных произведений, что, безусловно, повысит уровень мотивации.

4. Упражнения, предлагаемые ученикам среднего уровня, служат своеобразным мостом между структурированными упражнениями начального этапа и творческими заданиями продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сочинений. На этом уровне можно использовать частичный перевод, реорганизацию простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкцию предложений по ключевым словам. Так, например, можно предложить объединить несколько простых предложений в одно сложное с использованием различных связующих элементов.

Например, следующие фразы:

- The boy is short.

- The boy has fair hair.

- The boy is standing by the gates.

- The boy looks curious.

Можно преобразовать в следующее предложение: The short fair-haired boy standing by the gates looks curious.

Предложения для подобных заданий могут быть взяты из оригинальной литературы. Сравнение вариантов, предложенных учащимися, с оригиналом сделает работу более целенаправленной, интересной и полезной.

5. На этом этапе можно предлагать учащимся задания по трансформации текста.

Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

6. Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые ученики должны соединить в логической последовательности.


Free Writing (Свободное письмо).

Начиная работать над этим видом письма, следует сразу объяснить учащимся, что такое стили письменных работ, и писать даже самые короткие тексты в определенных форматах.

1. Можно составлять рассказ по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, пьесы.

2. Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).

На этом же этапе можно обучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов.

Одним из способов обучения письменной речи могут быть всевозможные журналы-диалоги, позволяющие учащимся письменно общаться друг с другом, обсуждая интересующие их темы.

3. Сочинения.

Познакомившись со многими требованиями к сочинениям и рядом методических установок, важно готовить детей к этой сложной работе надо начинать буквально с первых шагов изучения языка. На первом этапе ребенок должен понять, что существуют правила написания сочинений. Сочинение должно иметь начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь идею, которую необходимо представить, логически развить и завершить. Сочинение должно начинаться с плана. Подобно повару, который печет торт по определенному рецепту, тот, кто пишет сочинение, должен следовать законам логики и эстетическим требованиям. План должен включать основные компоненты работы.

Составить план не так трудно, если знать, что вы хотите сказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения. Эти вопросы должны включать следующие слова: How, Why, What, Where, When, Who. Формулировки вопросов с этими словами и составят план сочинения. Ответы на данные вопросы плана (по одному абзацу на вопрос) и составят стройное изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность, т.е. необходимо знать и уметь использовать связующие слова (linking words: and, but, then, usually, moreover) и фразы (linking phrases: at first, later on, just then, at the finish, in addition).

Написав сочинение, необходимо его проверить и соответственно оформить.

Необходимо помнить, что обучение письменной речи должно сочетаться с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты, изложения, заполнение пропусков и таблиц), чтением (послетекстовые упражнения, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей), говорением (интервью с последующим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).

Важно отметить, что для более продуктивного обучения письму и письменной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация, которую требуется постоянно развивать. Учащиеся очень часто пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются, а также с отсутствием мотивации. Необходимо заинтересовать учащихся, подчеркнуть важность овладения письменной речью. Это тяжелый и кропотливый труд, который при правильной организации дает стабильно положительные результаты. На уроках необходимо «провоцировать» детей на письмо, используя игровые технологии, современные технические средства, информационно – коммуникативные средства, это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.

Чтобы научить детей правильно оформлять письменную речь, разбираться во всём разнообразии форм письменных высказываний, научить их наполнять форму верным содержанием, необходимо вести кропотливую непрекращающуюся работу. Хорошие возможности для этого даёт диктант. Можно использовать как репродуктивные, так и творческие диктанты. Диктанты необходимо начинать проводить с первых уроков в 5 классе. Для лучшего запоминания слов детям предлагается самим составить словарный диктант, вставить пропущенные буквы в словах, исправить ошибки в написании слов, большой популярность пользуются задания типа “Магический квадрат” и др. Диктант – один из эффективных методов контроля, т.к. позволяет быстро и чётко организовать проверку знаний учащихся всего класса.

Необходимо использовать задания, развивающие творчество учащихся. Опыт показывает, что навыки английской письменной речи формируются успешнее по той теме, в процессе изучения которой системно используются творческие задания: изложения, сочинения, очерки (собственный взгляд на вещи и явления), групповой проекты, рассказы, стихи. Полезным и достаточно эффективным заданием является подражание образцу.

Подобные задания развивают креативные способности учащихся, творческую «инициативность» учащихся; формируют навыки сотрудничества и сотворчества; создают возможность для самовыражения, проявления собственной индивидуальности; повышают осознание учащимися собственной значимости, уверенность в собственных силах и сознательное отношение к изучаемому материалу.

Выполнение разноуровневых творческих заданий не только способствует усвоению учебного материала, но и усиливает мотивацию учащихся, повышает их самооценку, ориентирует на успех.



Список литературы

  • Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под редакцией А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; – М.: Педагогика, 1991г

  • Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985г.

  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.

  • Примерные программы по иностранным языкам начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. 2005г.

  • Р.П. Мильруд. Методика обучения иноязычной письменной речи. – Иностранные языки в школе, 2001, №3

  • С.А. Искрин. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. – Иностранные языки в школе, 2004, №2.

  • Воронова Е.Г. Готовимся к единому государственному экзамену. Английский язык. – М. Дрофа, 2004.

  • Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Серия “Единый госэкзамен”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2003г.