в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла
Учитель:_______________/Кузнецова М. А./
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин). Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я. Меня зовут Лариса Сергеевна. Садитесь, пожалуйста! Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Сегодня мы с вами изучим тему «Трудные времена на русской земле». | Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку. | Личностные УУД: -возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин). Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | - Но вначале мы с вами проверим домашнее задание. Дома вам нужно было выучить тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси». Вопросы: 1).Что представляли собой рукописные книги? (Страницы в рукописных книгах были из пергаментными, они изготавливались из телячьей кожи. Для письма приготавливали коричневые или черные чернила. Для украшения рукописей использовали краски. Чаше всего это были киноварь – краска оранжево-красного цвета и охра – краска желтого цвета. Книги были великолепно украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками – заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплетам приделывали застежки – кожаные ремешки с петлями. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем.) 2). Что такое летопись? Кто ее вел? (Летописи – это записи о важнейших событиях, происходивших в Древней Руси. Велись летописи по годам. Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Летописцы – Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Повесть временных лет.) 3). Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? Учитель задает ученикам вопросы по заданной теме. Ученики отвечают на вопросы с места. | Выполняют тест, работаю в парах. | Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Личностные УУД: -фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия. |
Выявление индивидуальных затруднений (2 мин). Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Вспомните о городах Древней Руси. Кто управлял городами? Что они делали для своих городов? (украшали, заботились, развивали торговые отношения) - И это привело к тому, что в середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Ведь князья не хотели никому подчиняться. Считали себя самостоятельными. А уже в первой половине 13 века на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана – своего вождя, Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете самостоятельно. | Отвечают на вопросы. | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Сегодня вы узнаете о нашествии Батыя, а также о князе Александре Невском. | В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). |
Реализация построенного проекта (10-15 мин). Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Откройте страницу 60 и рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.) Рассказ учителя продолжается. Физминутка: Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись! Лапки вверх и лапки в бок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! - Присаживайтесь. 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах. План: Кто такие монголо-татары? Какие у них были жилища? В чем заключалась сила монгольских племен? 2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. План: Кто возглавлял войско завоевателей? Какое княжество подверглось первому удару? Почему пала Рязань? 3 группа. Расскажите об обороне русских городов. Какие еще города заняли монголо-татары? Что вы узнали об обороне Козельска? Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили ? (русские князья не собирались вместе, каждый воевал за свой город). | Выполняют задание в учебнике. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин). Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Заслушаем рассказы. | Отвечают на вопросы учителя. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин). Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | - А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Открываем рабочие тетради на странице 20 и выполняем задание, при выполнении этого задания можете воспользоваться картой изображенной в учебнике на странице 61. Кто выполнит, покажите свою готовность – поднимите руку. | Самостоятельно выполняют задание на карточке. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Личностные УУД: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). |
Включение в систему знаний повторение (5 мин). Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Теперь выполните задание под номером 3 в рабочих тетрадях. Ученики выполняют задания, которые задает учитель. Учитель интересуется у всех ли получается, все ли поняли задание. Учитель подходит к ученикам и проверяет правильность выполнения заданий. | Отвечают на вопросы викторины. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. познавательные: познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию. коммуникативные: коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин). Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | — Какова была цель урока? — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 64 учебника.) — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем еще надо поработать? Домашнее задание: прочитать текст на с. 59-64 учебника. | Проводят самооценку собственной учебной деятельности. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |