СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные времена па русской земле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой, воспитывать любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Трудные времена па русской земле»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира по теме «Трудные времена на Русской земле»,

проведенного студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла

Макаровой Ларисой Сергеевной











Учитель:_______________/Кузнецова М. А./

Дата проведения: 19.02.19

Оценка:______________













Орёл, 2019

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»

Тип урока: «открытие» нового знания

УМК: «Школа России»

Цель урока: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой, воспитывать любовь к Родине.

Планируемые результаты обучения

Предметные: рассказать о трудных временах на русской земле, сформировать у учеников представление о военном деле на Руси, познакомить учеников с героическими страницами истории Отечества, рассказать о нашествии Батыя и о князе Александре Невском.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации.

Оборудование и ресурсы: учебник Окружающий мир 4 класс (2 часть),  Плешаков А.А.; наглядный материал.


План урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

  3. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

  5. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

  8. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я. Меня зовут Лариса Сергеевна. Садитесь, пожалуйста!

Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня мы с вами изучим тему «Трудные времена на русской земле».

Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

- Но вначале мы с вами проверим домашнее задание. Дома вам нужно было выучить тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Вопросы: 1).Что представляли собой рукописные книги? (Страницы в рукописных книгах были из пергаментными, они изготавливались из телячьей кожи. Для письма приготавливали коричневые или черные чернила. Для украшения рукописей использовали краски. Чаше всего это были киноварь – краска оранжево-красного цвета и охра – краска желтого цвета. Книги были великолепно украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками – заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплетам приделывали застежки – кожаные ремешки с петлями. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем.)

2). Что такое летопись? Кто ее вел? (Летописи – это записи о важнейших событиях, происходивших в Древней Руси. Велись летописи по годам. Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Летописцы – Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Повесть временных лет.)

3). Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

Учитель задает ученикам вопросы по заданной теме. Ученики отвечают на вопросы с места.

Выполняют тест, работаю в парах.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные УУД:

-фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия.

  1. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Вспомните о городах Древней Руси.

Кто управлял городами?

Что они делали для своих городов? (украшали, заботились, развивали торговые отношения)

- И это привело к тому, что в середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Ведь князья не хотели никому подчиняться. Считали себя самостоятельными.

А уже в первой половине 13 века на Русь обрушились тяжелые испытания.

С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана – своего вождя, Батыя.

Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Сегодня вы узнаете о нашествии Батыя, а также о князе Александре Невском.

В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

  1. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Откройте страницу 60 и рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.)

Рассказ учителя продолжается.

Физминутка:

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

- Присаживайтесь.

1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары?

Какие у них были жилища?

В чем заключалась сила монгольских племен?

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.

План:

Кто возглавлял войско завоевателей?

Какое княжество подверглось первому удару?

Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

Какие еще города заняли монголо-татары?

Что вы узнали об обороне Козельска?

Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили ? (русские князья не собирались вместе, каждый воевал за свой город).

Выполняют задание в учебнике.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Заслушаем рассказы.

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Открываем рабочие тетради на странице 20 и выполняем задание, при выполнении этого задания можете воспользоваться картой изображенной в учебнике на странице 61. Кто выполнит, покажите свою готовность – поднимите руку.

Самостоятельно выполняют задание на карточке.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).


  1. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Теперь выполните задание под номером 3 в рабочих тетрадях.

Ученики выполняют задания, которые задает учитель.

Учитель интересуется у всех ли получается, все ли поняли задание.

Учитель подходит к ученикам и проверяет правильность выполнения заданий.

Отвечают на вопросы викторины.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

познавательные:

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию.

коммуникативные:

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 64 учебника.)

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: прочитать текст на с. 59-64 учебника.


Проводят самооценку собственной учебной деятельности.


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.