СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса»

















Трудовое право

и социальная защита граждан

в условиях экономического кризиса




Бинарный урок по предметам Правоведение и Обществознание













Тема: трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.


Цель урока: познакомить учащихся с новой отраслью права – трудовым право, его источниками, нормами, субъектами. Углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособности граждан. Показать роль государства в социальной защите граждан во время экономического кризиса.


Воспитательная цель: воспитывать у учащихся стремление к знаниям, понимание необходимости высокой квалификации работника в современных условиях. Проектный метод позволит активизировать учащихся в момент подготовки и проведения урока.


Тип урока: бинарный урок с элементами проектного метода в работе учащихся.


Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся.








  1. Организационный момент.


  1. Знакомство учащихся с темой урока.



Преподаватель: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас урок права с элементами обществознания.

А посвящен наш урок теме, очень важной всегда, а сегодня особенно. Мы с вами начинаем изучать новую отрасль права – трудовое право. Тема нашего урока звучит так: «Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса».

В связи с этой темой мы постараемся повторить материал, недавно изученный на уроках обществознания. Мы поговорим о видах деятельности, о видах собственности и о принципах социальной защиты граждан.

У вас на столах лежат рабочие листы (прилагаются). Напишите на них свои фамилии. В конце урока вы их сдадите и на следующем уроке вам будут объявлены оценки за работу на уроке.

Итак, давайте поговорим о трудовой деятельности человека. Вы знаете, что человечество на протяжении тысячелетий шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие-то блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной осознанной деятельностью по производству материальных благ, создается экономическая основа общества.

Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.

Если человек трудится, например, на своем садовом участке, то правом его труд не регулируется. Если же он выполняет какую-либо работу в пользу другого лица, например ремонтирует ему автомобиль или шьет костюм, то его труд регулируется нормами права.

Обычно люди трудятся сообща (на заводах, в учреждениях) и в процессе совместного труда распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют различные средства труда.

Для регулирования трудовой деятельности, затрагивающей интересы многих и многих людей, в системе права существует специальная отрасль – трудовое право.

Каждая отрасль права регулирует отношения в какой-либо сфере жизни.

Вопрос: Как по вашему, какие отношения регулирует трудовое право?

Ответ: Отношения между работниками и работодателями.

Преподаватель:Запишите определении е в тетради:

Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению наемного труда в организациях.

Вы уже знаете, что нормы любой отрасли права для четкого и единообразного понимания должны быть закреплены письменно.

Вопрос: Как называется официальные документы, из которых можно получить знания о нормах права?

Ответ: Источники права, нормативные акты.

Преподаватель: А теперь запишите в тетради, какие нормативные акты являются источниками трудового права?

Ответ Конституция РФ.

Преподаватель: Да. Конституция – это главный закон, в котором заложены основы всех сфер жизни нашего государства, в т.ч. права и свободы граждан. Одним из наших конституционных прав является право на труд.

В рабочих листах ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Вопрос: Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека?

Вопрос: К какому виду прав относится право на труд?

Преподаватель: Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда.




На экране схема:






ТРУД






Свободен

Безопасен

Доброволен

Оплачиваем

Защита от безработицы

Право на отдых

Право на разрешение споров




Преподаватель: Итак, первый источник трудового права – это Конституция РФ. Но есть еще один очень важный источник. Это Трудовой кодекс РФ. Новый Трудовой кодекс вступил в действие с 01.02.2002г. До этого действовал старый Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он действовал еще со времен СССР.

Вопрос: Как вы думаете, почему понадобился новый кодекс, регулирующий отношения работодателя и работника?

Ответ: Т.к. изменились условия труда, работодатели. Появились новые формы собственности.

Преподаватель: Правильно, а сейчас поговорим о видах собственности.

О собственности, ее видах подготовили проект учащиеся вашей группы. МЫ с вами присутствуем на защите проекта.

Идет защита проекта с использованием мультимедийной системы.

Преподаватель: А теперь в рабочих листах ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Вопрос: Какие вилы собственности вы знаете?

Вопрос: К какому виду собственности относится наше училище?

Преподаватель: Итак, мы видим, что новые различные виды и формы собственности дали возможность появления новых видов работодателей.

Преподаватель: Теперь участниками трудовых отношений могут быть не только гос. учреждения, но и другие работодатели.

Вопрос: А как в целом называются участники правовых отношений или любых отношений в деятельности?

Ответ: субъекты правовых отношений.

Преподаватель: Так вот, наш дальнейший разговор о субъектах трудового права.

Вопрос: Кто может быть субъектом трудового права?

Ответ: физические и юридические лица.

Преподаватель: Продолжим урок разговором о физических лицах.

Вопрос: Имеет ли право поступить на работу гражданин 12 лет? И почему?

Ответ: Нет, т.к. ему нет 18 лет, он недееспособен.

Правильно. Человек в 12 лет имеет трудовую правоспособность, но трудовой дееспособн остью еще не обладает.

В рабочих листах ответьте, пожалуйста на вопрос №5.

Вопрос: Что такое трудовая дееспособность, когда она наступает?

Преподаватель: полная дееспособность наступает в 18 лет. Однако, на практике молодые люди поступают на работу, чаще всего, позже, потому что современное производство достаточно сложное и требует от работника знаний, умений и навыков, которые можно приобрести только в специальных учебных заведениях, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования – профессиональных училищах.

Вопрос: Смогли бы вы сразу, после школы, работать помощником машиниста электровоза?

Ответ: конечно, нет.

Вопрос: А без практики, имея только теоретические знания об устройстве и эксплуатации электровоза?

Ответ: Нет, конечно.

Преподаватель: Значит, знания без практических навыков работы имеют свою значимость. Практика очень важна.

Надо сказать, что в условиях рыночной экономики неизбежно происходит заметное расслоение общества на бедных и богатых. Для инициативных и предприимчивых людей рынок – это изобилие, процветание. Для других слоев населения – студентов, пенсионеров, инвалидов, большей части простых работников он нередко ставит проблемы безработицы, выживания. Это неизбежное следствие конкуренции.

Поэтому возрастает роль государства в обеспечении социальной защищенности граждан и поддержки наиболее уязвимых слоев населения. В социальной поддержке государства прежде всего нуждаются группы людей с низкими доходами и временно теряющие работу.

Для них создается возможность альтернативной занятости, благодаря разнообразия форм собственности (кооператив, аренда, ферма и т.д.).

Однако эффективность социальной политики не может определяться размерами государственной благотворительности.

Вопрос: Что, на ваш взгляд, эффективнее: увеличение объемов государственных пособий или снижение налогов?

Ответ: Снижение налогов, рабочие места.

Вопрос: Попробуйте сформулировать, почему?

Ответ: Это даст возможность людям самим зарабатывать себе на жизнь, а снижение налогов увеличит их благосостояние.

Вопрос: А теперь попробуйте ответить на вопрос, сделайте вывод, какому человеку, работнику легче выжить в условиях не просто рыночной экономики, но в условиях серьезного экономического кризиса?

Каким качествами, знаниями, и т.д. он должен обладать?

Ответ: Активный, упорный, трудолюбивый, высококвалифицированный, трезвый и.т.д.

Преподаватель: Итак, для того, чтобы соответствовать своему времени и требованиям рынка, которые постоянно возрастают, каждому работнику приходится непрерывно повышать свое мастерство и пополнять свои знания.

Если раньше получали «образование на всю жизнь», то теперь требуется «Образование через всю жизнь».

Для успешной конкуренции на рынке труда важен не только уровень квалификации, но и общая образовательная подготовка работника. Узкопрактические знания и умения на современном этапе развития производства становятся недостаточными.

В России среди занятого населения, удельный вес работников, имеющих среднее, среднее – специальное и высшее образование повысился до 86 %. Пятьдесят лет назад таких было всего 8%.

Таким образом, общее образование становится одним из основных профессиональных требований и мы от души желаем вам успехов в его получении.

Преподаватель: Спасибо за Урок.

До свидания.





Приложение



РАБОЧИЙ ЛИСТ





Ф.И.О. № группы



  1. Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. К какому виду прав относится право на труд? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какие виды собственности вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Перечислите виды государственной собственности. К какому виду собственности относится наше училище? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Что такое трудовая дееспособность? Когда она наступает? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Что такое акционерное общество? Назовите известные вам АО г. Орехово-Зуево _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________