СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Церковь Богоявления на острову – храм-памятник, храм-слава» (Заочная экскурсия к святым местам)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас, в современной школе, не обойтись без путешествий: по литературным местам, к историческим памятникам, святым и значимым для нашего края объектам и пр. Но не всегда то или иное место  можно посетить реально. Тогда нам помогают виртуальные и заочные экскурсии.

 Работа эта только начинается, и первая заочная экскурсия к святым местам называется «Церковь Богоявления на Острову – храм-памятник, храм-слава», которая представляет из себя компьютерную презентацию. Материал этот можно использовать и на уроках ОРКСЭ, и на классных часах для учащихся 5-11-х классов и пр. Мы надеемся, что данная работа пополнит методическую базу данных в сфере  духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания . Реализация данного проекта не требует дополнительной подготовки. Вся информация не читается отдельно с листа, а расположена на слайдах. Поэтому всё, что нужно, чтобы отправиться на виртуальную экскурсию – ноутбук и проектор! Приятного путешествия!

Просмотр содержимого документа
««Церковь Богоявления на острову – храм-памятник, храм-слава» (Заочная экскурсия к святым местам)»

Заочная экскурсия к святым местам Богоявление на Острову –  храм-памятник, храм-слава. Смирнова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Шашковской СОШ

Заочная экскурсия к святым местам

Богоявление на Острову – храм-памятник, храм-слава.

Смирнова Ирина Юрьевна, учитель русского языка

и литературы Шашковской СОШ

На левом берегу Волги, на полпути между двумя старинными Русскими городами Рыбинском и Тутаевым, в селе Хопылёво,  стоит храм Богоявления на Острову.

На левом берегу Волги, на полпути между двумя старинными

Русскими городами Рыбинском и Тутаевым, в селе Хопылёво,

стоит храм Богоявления на Острову.

 «С берегового откоса видно, как волнами колышется под ветром темная зелень старых деревьев, а над ней словно корабль,  плывущий по океану времени, высится древний Богоявленский собор»  Н.С. Борисов «Малые города Верхневолжья: Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»

«С берегового откоса видно, как волнами колышется под ветром темная зелень старых деревьев, а над ней словно корабль,

плывущий по океану времени, высится древний Богоявленский собор»

Н.С. Борисов «Малые города Верхневолжья: Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»

 Из окон южной галереи сегодня, как и триста лет назад, видна   безбрежная ширь Волги, караваны судов, огибающие речной остров, и лесные просторы.

Из окон южной галереи сегодня, как и триста лет назад, видна безбрежная ширь Волги, караваны судов, огибающие речной остров, и лесные просторы.

«Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», - писал Н.В. Гоголь(«Арабески»). О чём нам может поведать этот храм? Что мы о нём знаем? Цель нашей работы – во время заочной экскурсии определить уникальность и историческую ценность храма Богоявления на Острову.

«Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», - писал Н.В. Гоголь(«Арабески»).

О чём нам может поведать этот храм? Что мы о нём знаем?

Цель нашей работы – во время заочной экскурсии определить уникальность и историческую ценность храма Богоявления на Острову.

 Для достижения данной цели мы Познакомимся с историей церкви; Выясним особенности архитектурного стиля; Найдём подтверждения тому, что места эти связаны с жизненным путем святого праведного адмирала Ф.Ф.Ушакова; Узнаем о перспективах, связанных с возрождением храма.

Для достижения данной цели мы

  • Познакомимся с историей церкви;
  • Выясним особенности архитектурного стиля;
  • Найдём подтверждения тому, что места эти связаны с жизненным путем святого праведного адмирала Ф.Ф.Ушакова;
  • Узнаем о перспективах, связанных с возрождением храма.
 «Поставленная не очень высоко, на полгоре, она все же зрительно господствует над Волгой, и невозможно проехать мимо, не заметив ее. Великолепна она и сверху, с коренного берега, вписанная в перспективу уходящей вдаль реки. А вблизи первое, что бросается в глаза, - это несомненная старина, видная в могучей лаконичности форм, в строгой декоративности убранства…»   Рапов М.А. Каменные сказы.

«Поставленная не очень высоко, на полгоре, она все же зрительно господствует над Волгой, и невозможно проехать мимо, не заметив ее. Великолепна она и сверху, с коренного берега, вписанная в перспективу уходящей вдаль реки. А вблизи первое, что бросается в глаза, - это несомненная старина, видная в могучей лаконичности форм, в строгой декоративности убранства…»

Рапов М.А. Каменные сказы.

 Храм  Богоявления на Острову построен в 1701 году. По своим размерам, архитектуре и декоративному убранству он мог бы украсить многие крупные русские города. По какой причине в небольшой волжской деревне был воздвигнут такой огромный  храм? Фото начала xx века

Храм  Богоявления на Острову построен в 1701 году. По своим размерам, архитектуре и декоративному убранству он мог бы украсить многие крупные русские города. По какой причине в небольшой волжской деревне был воздвигнут такой огромный  храм?

Фото начала xx века

 Возникнув на островке посреди Волги, монастырь позднее был перенесен на левый берег. Время основания Богоявленского монастыря неизвестно. Но поскольку самая ранняя грамота на монастырские вотчины подписана царем Василием Ивановичем в 1606 году, то можно определенно сказать, что монастырь  возник ранее этой даты.

Возникнув на островке посреди Волги, монастырь позднее был перенесен на левый берег. Время основания Богоявленского монастыря неизвестно. Но поскольку самая ранняя грамота на монастырские вотчины подписана царем Василием Ивановичем в 1606 году, то можно определенно сказать, что монастырь  возник ранее этой даты.

 Согласно подтвердительной грамоте от 1623 года царя Михаила Феодоровича на права и вотчины Богоявленского Островского монастыря, ему принадлежали:  «В Романовском уезде в Воздвиженском стану за рекою за Волгою сельцо Хопылево…и многие другие деревеньки...По отдельной выписи в селе Хопылёво двор монастырскай. »  Михаил I Фёдорович Романов, царь Российский (1613-1645)

Согласно подтвердительной грамоте от 1623 года царя Михаила Феодоровича на права и вотчины Богоявленского Островского монастыря, ему принадлежали: «В Романовском уезде в Воздвиженском стану за рекою за Волгою сельцо Хопылево…и многие другие деревеньки...По отдельной выписи в селе Хопылёво двор монастырскай. »

Михаил I Фёдорович Романов, царь Российский (1613-1645)

 Известно, что во второй половине XVII века монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители.  Алексей Михайлович Романов, русский царь (1629-1676)

Известно, что во второй половине XVII века монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители.

Алексей Михайлович Романов, русский царь (1629-1676)

К началу XVIII века монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ, уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был возведен в 1701 году. В XVIII веке за монастырем числилось 430 крестьянских душ. При этом Богоявленский монастырь не входил в число достаточных. Уменьшали его благосостояние татары, расселившиеся при Иване Грозном по Романовскому уезду. Разоряли его грабежи разбойничьих шаек Самозванца в Смутное время. Поэтому и число монахов в нем к 1723 году уменьшилось до10 человек вместе с игуменом.

К началу XVIII века монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ, уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был возведен в 1701 году. В XVIII веке за монастырем числилось 430 крестьянских душ. При этом Богоявленский монастырь не входил в число достаточных. Уменьшали его благосостояние татары, расселившиеся при Иване Грозном по Романовскому уезду. Разоряли его грабежи разбойничьих шаек Самозванца в Смутное время. Поэтому и число монахов в нем к 1723 году уменьшилось до10 человек вместе с игуменом.

Сохранилось составленное в связи с этим описание монастыря. Оно зафиксировало не только движимость, но и все имевшиеся тогда постройки. Через пять лет после закрытия в нем в 1768 году еще существовали: « келья игуменская, в ней два чулана... Пред игуменской кельей стояла вторая келья двойная же, в ней тесовый чулан. Между теми кельями бревенчатые сени…Кроме того, на монастыре стояла келья казначейская, одинокая. Еще келья братская. Пред тою кельею амбарец небольшой. Между ними бревенчатые сени…Хлебня была о двух покоях, при ней рубленые сени, в них два чулана тесовые. Оное строение обветшало, но не весьма, и потому еще могло быть употреблено на какую-нибудь постройку. Сарай, да подле него в одну сторону сенник, а в другую - конюшня. Это строение весьма ветхо…Два амбара кладовых также обветшали, токмо не совсем, и потому некоторая часть их годилась на постройку…За тем поварня, два амбара для поклажи хлеба, баня – ветхи и кроме как на дрова ни на что другое не годились. Около всего этого монастырского строения шла ограда. Между оной оградой двои ворота, рубленые же. По углам той ограды четыре башни шатровыя. Оная ограда имелась ветха, однако для обгорожения церкви Божией и кладбища умерших от скота бытие ея еще и в 1768 году признавалось необходимым

«Монастырь, в котором крестили прославленного адмирала».

Корсаков Г., член правления рыбинского отделения Русского

исторического общества, краевед.

«Ярославские епархиальные ведомости». Октябрь,2007г .

 Екатерина II отобрала у монастырей принадлежавшие им земли. Сотни монастырей были закрыты, а их храмы превращены в обычные церкви. Эта же участь постигла и Островскую обитель в 1764 году.  Екатерина II - 8-я императрица всероссийская 1729-1796

Екатерина II отобрала у монастырей принадлежавшие им земли. Сотни монастырей были закрыты, а их храмы превращены в обычные церкви. Эта же участь постигла и Островскую обитель в 1764 году.

Екатерина II - 8-я императрица всероссийская

1729-1796

  В 1890 году Богоявленскую на Острову церковь посетил архиепископ Ионафан. Сопровождавший его священнослужитель описал храм и перечислил довольно длинный ряд древностей, которые «… для любителя старины представляют обильное поле для исследований».  Ионафан (Руднев)- архиепископ Ярославский и Ростовский (1816-1906)

В 1890 году Богоявленскую на Острову церковь посетил архиепископ Ионафан. Сопровождавший его священнослужитель описал храм и перечислил довольно длинный ряд древностей, которые «… для любителя старины представляют обильное поле для исследований».

Ионафан (Руднев)- архиепископ Ярославский и Ростовский (1816-1906)

 Храм представляет собой значительное произведение архитектуры. Нам он интересен не как религиозный памятник, а как свидетельство тонкого художественного вкуса и высокого строительного мастерства наших предков.

Храм представляет собой значительное произведение архитектуры. Нам он интересен не как религиозный памятник, а как свидетельство тонкого художественного вкуса и высокого строительного мастерства наших предков.

 Композиционное решение храма весьма архаично для своего времени, по архитектуре сильно напоминает «Ярославский» стиль церквей XVII века.  Крестовоздвиженский собор в Тутаеве (1658) Церковь Илии Пророка в Ярославле (1647-1650)

Композиционное решение храма весьма архаично для своего времени, по архитектуре сильно напоминает «Ярославский» стиль церквей XVII века.

Крестовоздвиженский собор в Тутаеве

(1658)

Церковь Илии Пророка в Ярославле (1647-1650)

 Вместе с тем монастырские власти, несомненно, при строительстве имели в виду Толгский монастырь, где в 1681-1688 гг. был возведен архаичный по своей архитектуре Введенский собор.

Вместе с тем монастырские власти, несомненно, при строительстве имели в виду Толгский монастырь, где в 1681-1688 гг. был возведен архаичный по своей архитектуре Введенский собор.

Все четыре фасада решены по-разному.   Южная стена, которая играет роль главного, обращенного к Волге фасада здания, отличается особым богатством декора.

Все четыре фасада решены по-разному.

Южная стена, которая играет роль главного, обращенного к Волге фасада здания, отличается особым богатством декора.

 Северный фасад собора выглядит совершенно по-иному. Здесь превалируют крупные архитектурные формы. Низкие, словно вдавленные в землю столбы, торжественно-монотонный ритм несущих арок первого этажа и арочных оконных проемом галереи создают настроение отрешенности.

Северный фасад собора выглядит совершенно по-иному. Здесь превалируют крупные архитектурные формы. Низкие, словно вдавленные в землю столбы, торжественно-монотонный ритм несущих арок первого этажа и арочных оконных проемом галереи создают настроение отрешенности.

 Перед западным фасадом собора поставлена шатровая колокольня. Ее восьмигранный столп, покоящийся на кубическом основании, завершается ярусом звона.

Перед западным фасадом собора поставлена шатровая колокольня. Ее восьмигранный столп, покоящийся на кубическом основании, завершается ярусом звона.

 Богоявленский храм имел пять престолов: Богоявленский, Введенский, Казанский, Никольский и Леонтьевский.  В иконостасах каждого из них имелись свои художественные достоинства.

Богоявленский храм имел пять престолов: Богоявленский, Введенский, Казанский, Никольский и Леонтьевский.

В иконостасах каждого из них имелись свои художественные достоинства.

Интересная конструктивная особенность Богоявленского собора – двухстолпие. В интерьере опорой для венчающей части здания служат не четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII в., а всего лишь два столпа.

Интересная конструктивная особенность Богоявленского собора – двухстолпие. В интерьере опорой для венчающей части здания служат не четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII в., а всего лишь два столпа.

С помощью довольно сложной системы часть нагрузки переносится на стены.    Двухстолпие позволяет увеличить площадь храма, облегчает восприятие его внутреннего убранства.

С помощью довольно сложной системы часть нагрузки переносится на стены.

Двухстолпие позволяет увеличить площадь храма, облегчает восприятие его внутреннего убранства.

К сожалению, интерьер сильно пострадал от времени. Полностью утрачен четырехъярусный иконостас, завершавшийся распятием. На стенах частично сохранились живопись середины XIX века.

К сожалению, интерьер сильно пострадал от времени. Полностью утрачен четырехъярусный иконостас, завершавшийся распятием.

На стенах частично сохранились живопись середины XIX века.

Некоторые композиции евангельского цикла помещены в пышные рисованные рамы.

Некоторые композиции евангельского цикла помещены в пышные рисованные рамы.

 К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра Невского. Ее суховатые формы резко контрастируют с архитектурой собора.

К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра Невского. Ее суховатые формы резко контрастируют с архитектурой собора.

 Недалеко от храма, на волжском берегу, установлен памятный крест в виде якоря. Он единственный расскажет, что здесь родина Святого праведного воина Федора Ушакова.

Недалеко от храма, на волжском берегу, установлен памятный крест в виде якоря. Он единственный расскажет, что здесь родина Святого праведного воина Федора Ушакова.

 Всему миру известно имя этого выдающегося русского флотоводца, который вписал немало славных страниц в историю Российского флота. Он не проиграл ни одного морского сражения и не потерял ни одного корабля.

Всему миру известно имя этого выдающегося русского флотоводца, который вписал немало славных страниц в историю Российского флота. Он не проиграл ни одного морского сражения и не потерял ни одного корабля.

 Места, связанные с жизненным путем святого праведного адмирала, дороги сердцу каждого россиянина. Церковь Богоявления на Острову - единственное здание в Ярославской области, которое помнит Ф.Ф. Ушакова.

Места, связанные с жизненным путем святого праведного адмирала, дороги сердцу каждого россиянина. Церковь Богоявления на Острову - единственное здание в Ярославской области, которое помнит Ф.Ф. Ушакова.

 « Здесь, 13 февраля 1745 года, в зимнем храме крестили младенца Фёдора, сына Ушакова, родившегося по соседству, в сельце Бурнаково, в семье небогатого дворянина и отставного сержанта Фёдора Игнатьевича Ушакова », - свидетельствует запись в церковной метрической книге.  Романова А. «Родина адмирала». «Рыбинская среда» №10(54). Октябрь 2008 года

« Здесь, 13 февраля 1745 года, в зимнем храме крестили младенца Фёдора, сына Ушакова, родившегося по соседству, в сельце Бурнаково, в семье небогатого дворянина и отставного сержанта Фёдора Игнатьевича Ушакова », - свидетельствует запись в церковной метрической книге.

Романова А. «Родина адмирала». «Рыбинская среда» №10(54). Октябрь 2008 года

 Здесь же крестили и его дядю, преподобного Фёдора Санаксарского. Икона святого праведного Федора Санаксарского

Здесь же крестили и его дядю, преподобного Фёдора Санаксарского.

Икона святого праведного Федора Санаксарского

  К сожалению, от родового дома Ушаковых в селе Бурнаково ничего не осталось. Простоял он где-то до середины прошлого века. Но, однако, из поколения в поколение передается, что когда-то здесь была усадьба Ушаковых.

К сожалению, от родового дома Ушаковых в селе Бурнаково ничего не осталось. Простоял он где-то до середины прошлого века. Но, однако, из поколения в поколение передается, что когда-то здесь была усадьба Ушаковых.

 Как люди православные, Ушаковы ходили всей семьёй на исповедь и причастие в приходскую церковь. Другая запись, сделанная священником храма Богоявления в исповедальной ведомости 1756 года, хранящейся в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области, свидетельствует:

Как люди православные, Ушаковы ходили всей семьёй на исповедь и причастие в приходскую церковь. Другая запись, сделанная священником храма Богоявления в исповедальной ведомости 1756 года, хранящейся в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области, свидетельствует:

 «…На причастии сельца Бурнакова отставной сержант Фёдор Игнатьев сын Ушаков, жена его Параскева Никитична, дети их, Степан 14-ти лет, Фёдор -10-ти, Дарья – шести, и Иван двух лет от роду – все были »  Архивные документы школьного музея

«…На причастии сельца Бурнакова отставной сержант Фёдор Игнатьев сын Ушаков, жена его Параскева Никитична, дети их, Степан 14-ти лет, Фёдор -10-ти, Дарья – шести, и Иван двух лет от роду – все были »

Архивные документы школьного музея

 Когда-то, в своем детстве, Фёдор тоже, наверное, приходил на этот берег. Долго смотрел на Волгу. О чем ему думалось тогда, о каких далеких странах мечталось, какие походы рисовал в своих мечтах мальчик?

Когда-то, в своем детстве, Фёдор тоже, наверное, приходил на этот берег. Долго смотрел на Волгу. О чем ему думалось тогда, о каких далеких странах мечталось, какие походы рисовал в своих мечтах мальчик?

 В начале 40-х годов XX века храм был закрыт и разграблен. Запустение жестоко сказалось на сохранности здания-памятника. Пошли трещины по стенам, стала выкрашиваться кирпичная кладка, появились дыры в куполах храма.

В начале 40-х годов XX века храм был закрыт и разграблен. Запустение жестоко сказалось на сохранности здания-памятника.

Пошли трещины по стенам, стала выкрашиваться кирпичная кладка, появились дыры в куполах храма.

 Из-за прорех в крыше начала осыпаться штукатурка с остатками фресок, уже давно нет полов. Однако мастерство древних строителей  было поистине не напрасным.

Из-за прорех в крыше начала осыпаться штукатурка с остатками фресок, уже давно нет полов. Однако мастерство древних строителей  было поистине не напрасным.

  «Даже сегодня, несмотря на все разрушения и утраты, она производит потрясающее впечатление. Эпическая мощь  почти седой старины, уходящие к небу  главы и стены, пока еще прочно опирающиеся на  целую цепь арочных перекрытий каменной галереи,– все это «Богоявление в Хопылеве». Этакий вросший в землю великан-богатырь  древней Руси…Святыня Рыбинской земли и – теперь уже - всей России.»   Е.Розов. Дорога к Богоявлению

«Даже сегодня, несмотря на все разрушения и утраты, она производит потрясающее впечатление. Эпическая мощь  почти седой старины, уходящие к небу  главы и стены, пока еще прочно опирающиеся на  целую цепь арочных перекрытий каменной галереи,– все это «Богоявление в Хопылеве». Этакий вросший в землю великан-богатырь  древней Руси…Святыня Рыбинской земли и – теперь уже - всей России.»

Е.Розов. Дорога к Богоявлению

 «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России», — слова эти, принадлежащие Ф. Ф.Ушакову, начертаны на его иконе, на свитке, что держит в руках святой.

«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России», — слова эти, принадлежащие Ф. Ф.Ушакову, начертаны на его иконе, на свитке, что держит в руках святой.

 Он верил в будущее России.  Отрадно, что храм возвращается к жизни.  Церковь включена во всероссийскую программу

Он верил в будущее России.

Отрадно, что храм возвращается к жизни.

Церковь включена во всероссийскую программу "Восстановим все храмы России".

 Протоиерей Игорь Петров, настоятель храма

Протоиерей Игорь Петров, настоятель храма "Богоявления на Острову" (штатный священник Вознесенско-Георгиевской церкви, руководитель общества Ф. Ушакова) говорит: «Церковь и государство найдут понимание, силы и восстановят храм, восстановят жизнь».

 Несмотря ни на что в храме уже проводятся службы, организуется приход.

Несмотря ни на что в храме уже проводятся службы, организуется приход.

Священный наш долг восстановить и сохранить эту национальную святыню храм Богоявление на Острову. И потому, что этот храм - памятник ярославской храмовой архитектуры, с большим количеством сохранившихся характерных деталей. Вдоль волжских берегов от дальнего Калязина до самого Ярославля  нет  (и  никогда не было) столь грандиозного монастырского храма семнадцатого века. И потому, что это единственное сохранившееся место в области, напрямую связанное с жизнью нашего прославленного земляка.

Священный наш долг восстановить и сохранить эту национальную святыню

  • храм Богоявление на Острову. И потому, что этот храм - памятник ярославской

храмовой архитектуры, с большим количеством сохранившихся характерных

деталей. Вдоль волжских берегов от дальнего Калязина до самого Ярославля 

нет  (и  никогда не было) столь грандиозного монастырского храма

семнадцатого века. И потому, что это единственное сохранившееся место

в области, напрямую связанное с жизнью нашего прославленного земляка.

 В этом храме Господь ниспослал Ф.Ф.Ушакову Ангела-хранителя, сопутствовавшего на всех путях его земной жизни, сюда он ходил на церковные службы, и впоследствии всю жизнь помогал храму материально.

В этом храме Господь ниспослал Ф.Ф.Ушакову Ангела-хранителя, сопутствовавшего на всех путях его земной жизни, сюда он ходил на церковные службы, и впоследствии всю жизнь помогал храму материально.

 «Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» - говорил Ф.Ф.Ушаков.

«Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» - говорил Ф.Ф.Ушаков.

Будем надеяться, что храм прочно будет стоять на русской земле. Храм-памятник! Храм-слава!!! Фото начала xx века

Будем надеяться, что храм прочно будет стоять на русской земле.

Храм-памятник! Храм-слава!!!

Фото начала xx века

Источники: Борисов Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Корсаков Г., член правления рыбинского отделения Русского исторического общества, краевед. «Монастырь, в котором крестили прославленного адмирала». «Ярославские епархиальные ведомости». Октябрь,2007г . Рапов М.А. Каменные сказы. Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство,1972 Розов Е., председатель президиума совета Рыбинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. «Дорога к Богоявлению».

Источники:

  • Борисов Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»
  • Корсаков Г., член правления рыбинского отделения Русского исторического общества, краевед. «Монастырь, в котором крестили прославленного адмирала». «Ярославские епархиальные ведомости». Октябрь,2007г .
  • Рапов М.А. Каменные сказы. Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство,1972
  • Розов Е., председатель президиума совета Рыбинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. «Дорога к Богоявлению». "Анфас-Профиль", № 123 (20) 25 мая 2007г.
  • Романова А. «Родина адмирала». «Рыбинская среда» №10(54). Октябрь 2008 года .
  • Сайт Ярославского детского морского центра им Ф.Ушакова г. Ярославль dmc-yar.edu.yar.ru
  • Хопылево. Материал из Википедии — свободной энциклопедии . ru. wikipedia .org