Урок 1. Введение в комбинаторику
Цели: дать понятие «Комбинаторика», «Комбинаторные задачи»; познакомить учащихся с историей данной науки; привести примеры нескольких комбинаторных задач с решениями для привития интереса учащихся к данной науке, ВВЕСТИ ПОНЯТИЕ ФАКТОРИАЛА, НАУЧИТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ .
Ход урока
Сообщение темы и целей
Работа по теме
Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются задачи о том, сколько различных комбинаций (или выборок), подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству.
С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы.
Принято считать, что комбинаторика возникла в XVI веке, когда в жизни привилегированных слоев общества большое распространение получили азартные игры и всевозможные лотереи. К азартным играм относили карты и кости (бросание шестигранных игральных кубиков).
Слово «азар» по-арабски означает «трудный». Арабы называли азартной игрой комбинацию очков, которая при бросании нескольких костей могла появиться лишь единственным образом. Например, при бросании двух костей трудным («азар») считалось появление в сумме двух или двенадцати очков. Первоначально комбинаторные задачи касались в основном азартных игр. Решались вопросы, сколькими способами можно получить некоторый набор карт в карточной игре, как часто выпадает выигрыш в той или иной лотерее. Эти и другие проблемы азартных игр и явились движущей силой в развитии комбинаторики.
Одним из первых занимался подсчетом числа различных комбинаций при игре в кости итальянский математик Тарталья (1500-1557).
В XVII веке изучением теоретических вопросов комбинаторики занимались французские ученые Б. Паскаль (1623-1662) и П. Ферма (1601-1665). Исходным пунктом их исследований тоже были проблемы азартных игр.
Дальнейшее развитие комбинаторики связано с именами Я. Бернулли (1654-705), Г. Лейбница (1646-1716) и Л. Эйлера (1707-1783). Однако и в работах этих математиков в основном рассматривались приложения к различным играм (лото, пасьянсы и т.д.). В дальнейшем комбинаторные методы играли значительную роль в развитии алгебры и геометрии.
В последние десятилетия комбинаторика активно развивается, она тесно связана с проблемами дискретной математики, линейного программирования, статистики. Ее методы широко используются при решении транспортных задач, для планирования производства и реализации продукции, для составления и декодирования шифров. Комбинаторику можно рассматривать как введение в теорию вероятностей, она помогает при решении задач этой теории осуществить подсчет числа возможных исходов и числа благоприятных исходов опыта или эксперимента в различных случаях.
Представителям самых различных специальностей приходится решать задачи, в которых рассматриваются те или иные комбинации, составленные из букв, цифр или иных объектов.
Начальнику надо распределить несколько видов работ между подчиненными, завучу школы – составить расписание уроков, ученому-химику – рассмотреть возможные связи между атомами и молекулами, филологу – учесть различные варианты значений букв незнакомого языка и т.д.
При решении подобных задач мы каким-либо образом выбираем m элементов из общего числа n элементов некоторого множества E, при этом в постановке задачи четко оговариваем, каким способом составляется выборка.
Сначала мы рассмотрим два общих правила, с помощью которых решаются задачи комбинаторики – правило суммы и правило произведения.
С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы.
Комбинаторные навыки оказались полезными и в часы досуга. Нельзя точно сказать, когда наряду с состязаниями в беге, метании диска, прыжках появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника.
Со временем появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных.
Не только азартные игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв, заменах букв с использованием ключевых слов и т.д.
Задачи, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называется комбинаторикой. Комбинаторику можно рассматривать как часть теории множеств – любую комбинаторную задачу можно свести к задаче о конечных множествах и их отображениях
Комбинаторика как наука стала развиваться в XIII веке параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов.
Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Тарталье (1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым Б. Паскалю (1623-1662) и П. Ферма.
Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666 году. Он также впервые ввел термин «комбинаторика». Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Л.Эйлер.