СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цивилизация и технологии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цивилизация и технологии»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? Как развитие технологий повлияло на общество? Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо? Чем опасен технический прогресс? Может ли научный прогресс привести к катастрофе? Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Рэй Брэдбери. Вельд.

Рассказ был написан в 1949 году.

Семья Хедли живет в умном доме, который выполняет за них всю работу. Вскоре мать Лидия начинает чувствовать себя в своем доме лишней.

В доме есть специальная детская комната, которая воспроизводит любое указанное место. В ней живут Питер и Венди. Их излюбленное место - вельд. Порой из комнаты доносятся человеческие крики и львиное рычание. Джордж и Лидия обеспокоены их увлечениями. Так же они находят свои окровавленные кошелёк и шарф.

Родители считают, что во всём виноват дом, который выполняет за них всю работу. Они осознают, что мало внимания уделяют своим детям. Семья Хедли решает обратиться к психиатру Дэвиду Макклину. Тот советует Джорджу и Лидии отключить дом и уехать отдохнуть, а также приводить детей на приём.

Он уверен, что родители избаловали своих детей, в результате которые нашли себе жестокую игру. Родители решают выключить дом, но дети закатывают истерику и умоляют войти их в комнату в последний раз. Джордж и Лидия слышат крики из комнаты, врываются туда и замечают, что дверь за ними захлопнулась, а навстречу им идут разъяренные львы. Тогда муж с женой поняли, что крики, доносившиеся из комнаты, были их собственные. Дэвид Макклин, вошедший в дом, видит завтракающих детей, а в комнате львы поедают остатки пищи.

Развитие технологий привело к тому, что родители стали ненужными своим детям.

Технологии, позволяющие людям ничего не делать, заставляют людей чувствовать себя ненужными, лишними.

М.А. Булгаков. Собачье сердце.

Повесть была написана в 1925 году, а опубликована только в 1987 году.

Главный герой повести – профессор с мировым именем Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. 

Профессор решает провести эксперимент по созданию нового человека. Он пересаживает бродячей собаке гипофиз и семенники со свежего трупа. Эксперимент удается, и постепенно собака превращается в человека, которого назвали Полиграф Полиграфович Шариков. Преображенский и доктор Борменталь стараются привить Шарикову элементарные культурные и нравственные навыки, но претерпевают полнейшее фиаско. Профессора не удовлетворяют итоги эксперимента, он признает, что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому. Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Преображенский берет на себя ответственность за неудавшийся эксперимент и проводит операцию, в ходе которой удаляет те органы, которые вживил в собаку. Шариков превращается обратно в Шарика.

Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

И.А. Бунин. Чистый понедельник

Сам И.А. Бунин считал этот рассказ своим самым лучшим произведением: « Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

В центре повествования Он и Она. Оба они молоды, красивы, богаты, могут позволить себе все. Оба любят друг друга. Но Бунин даёт нам понять, что при всём внешнем сходстве герои очень различны, их внутренний мир наполнен разными интересами и мечтами.

Образ жизни героя рассказа очень однообразен – сплошные развлечения. Она кажется ему очень странной, загадочной, таинственной, несмотря на то, что Он Ее сильно любит.

Героиня – неоднозначная натура: в ней сочетается необычная красота, внешне простая жизнь, полная развлечений, и глубокий ум, интерес к духовным основам настоящей, древней, допетровской Руси. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к раздумью и одиночеству.  Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом, и она навсегда уходит в Марфо-Мариинскую обитель.

Так называемый цивилизованный мир большого города дает человеку неправильные жизненные ориентиры, что люди, живущие богатой духовной жизнью, кажутся уже странными, непонятными.

И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско

За этот рассказ И.А. Бунину в 1933 году была присуждена одна из самых престижных мировых наград – Нобелевская премия по литературе.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» – рассказ-предупреждение. Писатель показывает, что в цивилизованном капиталистическом мире идет смещение ценностей. Люди одержимы одной страстью – деньги и власть, не задумываются о вечности, об истинных ценностях. К чему может привести такой путь, символизирует образ Дьяволы, появляющийся в финале рассказа и следящий за кораблем под названием «Атлантида».

Главный герой, не имеющий имени (он просто Господин из Сан-Франциско), всю жизнь занимался преумножением своего богатства, а в 58 лет решил уделить время отдыху (и заодно семье). Они отправляются на пароходе «Атлантида» в свое развлекательное путешествие. Все пассажиры погружены в праздность, зато обслуживающий персонал трудится, не покладая рук, чтобы обеспечить все эти завтраки, обеды, ужины, чаи, игры в карты, танцы, ликеры и коньяки. Также однообразно пребывание туристов в Неаполе, только в их программу добавляются музеи и соборы, потом Капри. И господин внезапно умирает.

Господин всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали на тяжелой службе. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Именно они дали ему возможность путешествовать, жить по высшему разряду и наплевательски относиться к окружающим, которым в жизни повезло меньше. Однако ничего не спасло героя от смерти. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».

Н.Г. Чернышевский. Что делать?

Эпизод «Четвертый сон Веры Павловны»

Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад – громадное здание, мир будущего, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

С верхнего этажа здания Вера видит «группы, работающие на нивах, почти все поют; но какой работою они заняты? Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им! Почти все делают за них машины — и жнут, и вяжут снопы, и отвозят их, — люди почти только ходят, ездят, управляют машинами; и как они удобно устроили себе; день зноен, но им, конечно, ничего: над тою частью нивы, где они работают, раскинут огромный полог; как подвигается работа, подвигается и он, — как они устроили себе прохладу! Еще бы им не быстро и не весело работать, еще бы им не петь! 

Далее сестры-богини показывают Вере Новую Россию. Там, где раньше были горы и пустыни, «они покрыты толстым слоем земли, и на них среди садов растут рощи самых высоких деревьев: внизу во влажных ложбинах плантации кофейного дерева; выше финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны с плантациями сахарного тростника; на нивах есть и пшеница, но больше рис».

«Как это сделалось? да что ж тут мудреного? Ведь это сделалось не в один год и не в десять лет, я постепенно подвигала дело. С северо-востока, от берегов большой реки, с северо-запада, от прибрежья большого моря, — у них так много таких сильных машин , — возили глину, она связывала песок, проводили каналы, устраивали орошение, явилась зелень, явилось и больше влаги в воздухе; шли вперед шаг за шагом, по нескольку верст, иногда по одной версте в год, как и теперь всё идут больше на юг, что ж тут особенного? Они только стали умны, стали обращать на пользу себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы или и прямо во вред себе. Недаром же я работаю и учу. Трудно было людям только понять, что полезно, они были в твое время еще такими дикарями, такими грубыми, жестокими, безрассудными, но я учила, и учила их; а когда они стали понимать, исполнять было уже нетрудно. 

Они входят в дом. Опять такой же громаднейший, великолепный зал. Вечер в полном своем просторе и веселье, прошло уж три часа после заката солнца: самая пора веселья. Как ярко освещен зал, чем же? — нигде не видно ни канделябров, ни люстр; ах, вот что! — в куполе зала большая площадка из матового стекла, через нее льется свет, — конечно, такой он и должен быть: совершенно, как солнечный, белый, яркий и мягкий, — ну да, это электрическое освещение .

В доме около тысячи человек, все они смеются, радуются, танцуют и веселятся. «У них вечер, будничный, обыкновенный вечер, они каждый вечер так веселятся и танцуют; но когда же я видела такую энергию веселья? но как и не иметь их веселью энергии, неизвестной нам? — Они поутру наработались. Кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». 

«В этих людях соединяется со всею тонкостью ощущений, какая есть в нас; они имеют все наше нравственное развитие вместе с физическим развитием крепких наших рабочих людей: понятно, что их веселье, что их наслаждение, их страсть — все живее и сильнее, шире и сладостнее, чем у нас. Счастливые люди

«То, что мы показали тебе, не скоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много поколений, прежде чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь. Нет, не много поколений: моя работа идет теперь быстро, все быстрее с каждым годом, но все-таки ты еще не войдешь в это полное царство моей сестры; по крайней мере, ты видела его, ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно . Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».

В.Г. Распутин. Прощание с Матерой

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений. С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.