Экологический проект
На тему « Творческая мастерская: Старой бумаге- вторая жизнь»
МОУ Новоберезовский детский сад «Солнышко» ТИП ПРОЕКТА:
познавательно-творческий; исследовательский участники проекта:
родители, дети старшей группы,воспитатель исполнители:
дети, воспитатель Автор проекта:
Сидорова Н.В. В детском саду дети много рисуют. У нас в группе скопилось много рисунков, которые уже не вмещались в папки по рисованию .Для нас это явилось проблемой. Я начала думать , как можно использовать эти листочки .Меня заинтересовала такая техника прикладного искусства, как папье-маше.Изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением вполне доступных натуральных материалов- стопки ненужных газет и клея.Главное - проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных. Новизна проекта выражается в создании системы обучения, позволяющей освоить разные виды маширования и сочетать их в своих работах. Подробные объяснения технологий изготовления какой-либо поделки позволяют сделать ее во множестве вариантов, а затем на основе этой же технологии создавать что-то новое – творческое. Занятия по данной технологии способствуют развитию мелкой моторики, творческого потенциала, формируют навыки самоконтроля.
Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает дошкольникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их общего развития. Каждый выбирает технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать трудности при сравнении своих работ с работами более способных детей. И чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Все это обуславливает актуальность исследования техники папье-маше и ее применения в ДОУ.
Цель работы - выявить особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и ее применение в ДОУ; расширить знания детей о космосе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история возникновения техники папье-маше
2. Изучены особенности технологии изготовления изделий из папье-маше.
3. Исследован процесс применения поделок из папье-маше в ДОУ.
Значение использование папье – маше в ДОУ
•у детей развивается мелкая моторика
• они овладевают различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д
•знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
•в процессе работы развивается воображение у детей, творчество.
•развиваются таких личностные качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность
Методические приёмы:
1. Организация детей.
2. Рассматривание выставки поделок из папье-маше.
3. Беседа с детьми о приёмах работы с папье-маше.
4. Самостоятельная работа детей 5. Подведение итога работы. Рассматривание готовых изделий.
1. Вид проекта: познавательно- исследовательский
2. Продолжительность: краткосрочный(две недели)3. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
4. Цель: познакомить детей с одним из видов декоративно- прикладного искусства- «Папье- Маше»; изучить технологию изготовления изделий из «Папье- Маше»; изготовить муляжи посуды в технике «Папье- Маше».
5. Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию представления о декоративно- прикладном искусстве- «Папье- Маше»;
Познакомить с технологиями изготовления «Папье- Маше»;
Развивающие:
Развивать интерес к декоративно прикладному искусству;
Овладеть навыками создания выразительной формы изделия из «Папье- Маше»;
Развивать умение видеть красоту форм, пропорций, цветосочетаний;
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность и внимательность в работе с бумагой и клейстером;
Помогать детям в их желании сделать свою работу практически значимой;
6. Необходимые материалы: пластиковая посуда, полоски из газетной и тетрадной бумаги( подготовленные детьми ), клейстер из муки и воды, кисточки для клея, клей ПВА, краски гуашь, гофрированная бумага, сухая тряпочка для рук, клеенка для рабочего стола, баночка для воды.
7. Этапы работы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
26.11 | Изучение литературы по технике “Папье – Маше” |
26.11 | Изготовление наглядных пособий |
27.11 | Составление конспекта занятия |
28.11 | Презентация для детей на тему «ПОСУДА»; чтение художественной литературы, проведение НОД на заданную тему |
| |
ОСНОВНОЙ |
29.11 | Знакомство детей с историей возникновения “ Папье – Маше” в России, с техникой “ Папье – Маше” |
29.11 | Рассматривание иллюстраций, готовых поделок из «Папье – Маше” Презентация. |
30.11 | Заготовка материала (разрывание бумаги) для изготовления поделок |
3.12 | Оклеивание посуды |
4.12 | Оклеивание посуды |
5.12 | Просушка поделок |
6.12 | Грунтовка посуды |
6.12 | Роспись посуды |
7.12 | Покрытие лаком посуды |
|
10.12 | Организована выставка поделок из “ Папье – Маше” |
10.12 | Обсуждение итогов и анализ проекта |
| | | |
9.Ожидаемые результаты
Дети:
Знают и называют:
—Названия посуды и ее назначение;
— Название и методику выполнения работ в технике «Папье-Маше»
— Освоение навыков декорирования поделок
Дети проявляют активность, любознательность, самостоятельность.
Уточнены, расширены, систематизированы представления детей о посуде.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Педагоги:
Собран и систематизирован подобранный материал по теме «Папье- Маше».
Родители:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни ДОУ, принимать участие в жизни группы.
10. Рекомендации родителям
Консультации для родителей
Повторить новые слова, с которыми дети познакомились во время работы в проекте
Поддерживать дома интерес детей к ручному труду, к изготовлению поделок в технике «Папье- Маше»
11.Вывод
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Обеспечено развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно- прикладной деятельности, основанной на обучении технике «Папье-Маше». Коллективная работа дала возможность проявить себя в продуктивной деятельности. Общее дело сформировало коммуникативные и нравственные качества. В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
Критерии оценки представлений
Высокий- полная самостоятельность, результат высокого качества, оригинален с дополнительными элементами; ребенок сидит спокойно на протяжении всего занятия; пытается помочь другим детям; выполняет работу аккуратно.
Средний- проявляет самостоятельность в деятельности; качество результата хорошее, но без дополнительных элементов; требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс, замысел реализован частично.
Низкий- беспомощность во всех компонентах трудового процесса, необходимость прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества, неусидчив.
Диагностика на начало проекта
Содержание деятельности | Бивол Кирилл | Золотухина Ева | Лисичникова Оля | Селедцов Игорь | Сюткина Даша | Бородина Вероника |
Умение принять цель | с | с | с | с | с | н |
Умение понятно рассказать об основных этапах воплощения замысла | с | с | в | в | с | н |
Организует рабочее место, выбирает материалы, убирает рабочее место | в | в | в | в | в | с |
Умение самостоятельно изготавливать поделку ( при минимальной помощи педагога) | с | с | в | с | в | н |
Умение создавать оттенки необходимого цвета при росписи поделки | в | в | в | в | в | с |
Умелое пользование кистью | в | в | в | в | в | с |
Умение самостоятельно вырезать и приклеить дополнительные детали к поделке из папье-маше. | с | с | в | с | в | с |
Умение раскрасить качественно ( без пробелов) | с | с | в | с | в | с |
Освоение несложных приемов видов росписей: хохлома, гжель и др. | с | с | с | с | с | н |
Теоретические знания о декор.прикладном искусстве ( папье-маше) | с | с | с | с | с | н |
Сформированы навыки:усидчивость | н | с | в | с | в | с |
Внимание | н | с | с | с | с | с |
Аккуратность | с | с | с | с | с | н |
Умение доводить начатое до конца | с | с | с | с | с | н |
Взаимопомощь | с | с | в | с | в | с |
Умение работать в коллективе | с | с | с | с | с | с |
Диагностика на конец проекта
Содержание деятельности | Бивол Кирилл | Золотухина Ева | Лисичникова Оля | Селедцов Игорь | Сюткина Даша | Бородина Вероника |
Умение принять цель деятельности | с | в | в | в | в | с |
Умение понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла | с | в | в | с | в | с |
Организует рабочее место, выбирает материалы, убирает рабочее место | в | в | в | в | в | в |
Умение самостоятельно изготавливать поделку ( при минимальной помощи педагога) | с | в | в | в | в | с |
Умение создавать оттенки необходимого цвета при росписи поделки | в | в | в | в | в | в |
Умелое пользование кистью | в | в | в | в | в | в |
Умение самостоятельно вырезать и приклеить дополнительные детали к поделке из папье-маше. | в | в | в | в | в | с |
Умение раскрасить качественно ( без пробелов) | в | в | в | в | в | с |
Освоение несложных приемов видов росписей: хохлома, гжель и др. | с | в | в | в | в | с |
Теоретические знания о декор. прикладном искусстве ( папье-маше) | с | в | в | в | в | с |
Сформированы навыки: усидчивость | с | в | в | в | в | в |
Внимание | с | в | в | в | в | в |
Аккуратность | с | в | в | в | в | с |
Умение доводить начатое до конца | с | в | в | в | в | с |
Взаимопомощь | в | в | в | в | в | в |
Умение работать в коллективе | с | в | в | в | в | в |
Рефлексия
Вопросы: Что мы узнали сегодня нового? ( узнали о новой технике папье маше)
Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило? ( узнали что из старой бумаге можно сделать интересные и полезные вещи). Какая часть проекта оказалась для вас самой сложной? ( аккуратно приклеить последний слой бумаги) Какая часть проекта показалась вам наиболее интересной? ( когда выбирали рисунок и раскрашивали посуду). Довольны ли вы результатами вашей деятельности? ( да, довольны) . Что бы вы хотели улучшить в следующий раз в своей работе? ( аккуратнее клеить и красить. Вопросы воспитателю: Что нужно изменить или учесть в проекте в следующий раз? ( провести с родителями мастер класс « Поделки из папье маше». Что удалось, что не удалось, почему? ( дети с интересом участвовали в проекте, посуда получилась, дети с удовольствием играли. Значит проект удался.
Использованная литература: 1.Иванова Е.П. « Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.
2.Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
3.Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с.
4.Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. Серия: Наши руки не для скуки. Издательство Росмэн. 1998. 65стр.
Технологии изготовления папье-маше из бумаги (автор: Пикулин Ю.В.)
Вся премудрость техники папье - маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье – маше и с любовью вспоминают эти уроки. Рабочее место
Работать с папье -маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелить стол газетами или старой клеенкой. Во время работы руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой.
Каким клеем пользоваться
Обычный клей ПВА, покупая его в больших тарах, от 2,5 литра до 10 литра (так экономичнее). Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке, клейстер.
Оклеивание формы (первая технология изготовления папье – маше).
Если рассчитывать, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смазать ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т.д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином или растительным маслом и клеить первый слой мокрой бумаги на него.
Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькие кусочки, оклеивать ими всю поверхность формы.
Смазать первый слой бумаги клеем и наклеить второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, взять для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).
Таким образом оклеивать форму несколькими слоями бумаги.
Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладить руками.
В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.
Приложение№1
Папье-маше из бумажной массы (вторая технология изготовления папье – маше).
Материалы:
Салфетки, туалетная бумага, кассеты из под яиц (или старые газеты)
Клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала
(1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды)
Инструменты:
Пластиковый лоток
Миксер
Марля
Порядок работы:
1. Порвать бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует смять (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложить бумагу в лоток, залить водой и оставить на некоторое время.
2. После того как бумага размокнет, слить лишнюю воду. Хорошо перемешать бумажную массу миксером.
3. Смешать получившуюся "кашицу" с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесить массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.
4. Завернуть бумажное "тесто" в марлю и немного отжать. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатать в ладонях колбаску и обвернуть вокруг пальца, проверить наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.
Склеивание плотного картона под прессом (третья технология изготовления папье – маше).
Материалы:
Плотный картон (или гофрированный картон)
Клей ПВА,скрепки, скобы с маркировкой для конкретного степлера.
Инструменты:
Ножницы,пробойники, резак для бумаги, лезвие, степлер.
Порядок работы:
1. Вырезать из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщены и жесткости изготовляемого изделия. Обычно в этой технике делая доспехи достаточно 8 – 10 слоев картона.
2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используется груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домочадцы сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.
3. Дать изделию хорошо высохнуть, если нужно проделать дополнительные отверстия с помощью пробойников.
4. Про грунтовать и прошкурить поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделии встречается несколько технологий один из которых является основным а другой вспомогательным. Например для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.
Формы для папье-маше
В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.
Обработка изделий из папье-маше.
Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.
Способы декорирования изделий из папье-маше
Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.
Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные каски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.
Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше. Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.
Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.
Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек.
Самый простой способ бумажной аппликации – это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.
Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.
Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком.
Крупы и семена растений – еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.
11