Творческие домашние задания
как действенный метод
в обучении иностранному языку
Для решения этой задачи необходимо совершенствовать методику организации внеурочной самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.
В педагогике выделяется три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий (копирующий) уровень очень важен в изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других уровней. Выполнение заданий этого уровня способствует формированию произносительно-лексико-грамматической базы. Сюда относятся все имитативные упражнения. Учащимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника.
Полутворческий (преобразующий) уровень самостоятельной работы - следующий по сложности выполнения. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но подобные ситуации: чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если на воспроизводящем уровне разрабатывалась ситуация «В городе. Как добраться до драматического театра?», то полутворческий уровень предполагает, например, такой вариант: «В городе. Как добраться до краеведческого музея?». Самостоятельная работа этого уровня требует от учащихся большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении. Например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью; подготовить сообщение на тему «...»; прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, сформулировать главную идею текста.
Анализ опыта организации внеурочной самостоятельной работы учащихся по иностранному языку по материалам журнала «Иностранные языки в школе» и наблюдения за работой учителей показывают, что в практике преподавания имеется положительный опыт использования творческих домашних заданий, которым принадлежит особое место в плане активизации самостоятельной работы учащихся. Учитель при желании может систематизировать творческие домашние задания, выделить их виды:
1. Рисование.
Нарисуй футболки с эмблемами для организации «Гринпис», рассказывающими людям о современных экологических проблемах.
Расскажи своим одноклассникам о тех проблемах, которые ты изобразил.
2. Написание писем.
Напиши письмо другу и расскажи в нем о своем визите в кино (театр, зоопарк), когда, с кем ты туда ходил, что ты там видел,, как долго ты там был.
3. Сочинение стихов, песен.
Учащимся можно предложить сочинение стихотворений на различные темы, а также песен на хорошо известные или собственные мелодии. Эти задания интересны и увлекательны.
4. Подготовка и проведение интервью, социологических опросов.
Подготовьте и проведите социологический опрос молодежи (детей, родителей, учителей). Выясните их отношение к современной (классической, отечественной, зарубежной) музыке
(литературе, живописи).
5. Подготовка советов, рекомендаций.
Подготовьте советы, рекомендации тем, кто собирается в туристический поход (на экскурсию, каникулы, в отпуск, навестить родственников, друзей).
6. Подготовка экскурсий.
Посмотри на карту Лондона (Москвы, Нью-Йорка,...), подготовь и проведи экскурсию по тем местам, которые тебе нравятся. Ты можешь использовать следующие слова и выражения;
We are now.... We have just crossed (seen, turned)..., Now we are crossing (passing, going round)...
7. Составление рассказов:
а) устно
Расскажи своим одноклассникам о своем домашнем питомце и объясни, почему именно такое домашнее животное ты держишь.
б) письменно
Напиши рассказ о своем рабочем дне: когда ты встаешь, умываешься, кушаешь, работаешь, развлекаешься, занимаешься своим любимым делом, ложишься спать. Нарисуй часы и покажи на них время, когда ты делаешь вышеперечисленное. Используй коричневый цвет для работы, красный - для свободного времени, желтый - для еды, синий - для сна.
8. Составление кроссвордов, шифровок.
Учащимся можно предлагать составлять кроссворды на разные темы. По горизонтали или по вертикали должно получиться название темы, на которую составлен данный кроссворд.
Составление шифровок также является интересным заданием для учащихся. Сначала можно предложить учащимся расшифровать запись, телеграмму, письмо на уроке, а затем предложить составить свою собственную шифровку дома.
9. Составление планов.
Составь план мероприятий, которые бы ты хотел организовать во время учебного года.
10. Составление списков.
Ты выиграл путевку в Лондон (Нью-Йорк, Берлин,...). Составь список достопримечательностей, которые бы ты хотел посетить там и объясни свой выбор.
11. Составление объявлений.
Люди часто читают объявления в газетах, когда хотят купить животных. Представь, что животные могут читать газетные объявления в поисках хозяев дня себя. Составь объявление
о себе. Каким бы владельцем ты хотел быть?
12. Подготовка выступлений, докладов.
На следующем уроке мы будем путешествовать по Лондону и посетим уголок оратора в Гайд-парке, где ты сможешь выступить и рассказать о волнующих тебя проблемах. Дома подготовь свое выступление.
13. Составление рецептов.
Напиши рецепт своего любимого блюда русской (английской, башкирской, ...) кухни. Расскажи своим одноклассникам, как ты и твоя мама его готовите.
В заключение надо отметить, что такие домашние задания имеют огромный обучающий потенциал. Они развивают у учащихся мышление, познавательный интерес, инициативу, творческое начало. Опыт использования подобных домашних заданий в обучении иностранному языку показывает, что учащиеся работают над ними с большим энтузиазмом и желанием. Выполнение творческих домашних заданий, как правило, сопровождается положительными эмоциями, необходимыми и благоприятными для поддержания мотивации изучения иностранного языка.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам в качестве одной из важнейших выдвигает задачу развития личности школьника, способной и желающей самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности.