МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН
МОБУ СОШ №1
В КАНЬОНАХ АЯ
Творческий отчет многодневного
туристического похода
учителя географии
Сахаутдинова Фаниля Радиковича
с. В-Киги - 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Характеристика района похода.
Обзорная карта-схема многодневного водного похода.
4 Техническое описание маршрута.
5 График движения по маршруту.
6 Заключения.
Приложения. Фотоматериалы.
ВВЕДЕНИЕ
В педагогической науке, на сегодняшний день незримо возрастают функции школы в формировании нового человека, необходимо широко использовать все возможности и урочной и внеурочной работы для повышения качества подготовки выпускников школы.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы.
Роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует
решению актуальных задач воспитания;
развивает у учащихся взгляды на взаимодействие общества и природы;
способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью;
формирует профессиональные интересы школьников;
обеспечивает развитие их творческих способностей и устойчивых интересов к предмету.
Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет большой внеурочной работы. Именно учителя географии являются организаторами и вдохновителями туристской и краеведческой работы.
Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, формирования у них нравственных черт.
Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет.
А познание окружающего мира требует использование таких методов, как наблюдения, работа на местности и т.д. В рамках урока в классе трудно организовать и провести серию практических работ на местности. Сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, полюбить родную землю, научиться разумно использовать ее богатства, ценить их и беречь. Внеурочная работа – это изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требования школьной программы отличается прежде всего от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Эта работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основываются на самостоятельности учащихся. И все это осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.
Цель внеурочной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей является формирование у учащихся черт личности взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе, добросовестного отношения к труду и обогащения школьников новыми интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны природы и общества.
На базе СОШ №1 Кигинского района при поддержке РОО было организовано туристическое объединение. Появление объединения стало важным событием для юных туристов, они получили возможность закрепить на практике и проверить те знания и умения, которые получили на занятиях в течении учебного года. Туризм помогает ребятам испытать свои моральные и физические силы в трудных походных условиях, побороть негативные черты характера, приобрести такие качества личности, как коммуникабельность, чувство взаимовыручки, уважение мнений товарищей, укрепление силы воли. Преодоление трудностей помогает ребятам строго подходить к анализу своих поступков. Эти качества так необходимы нашим ребятам в сегодняшнее нелегкое время.
Наше туробъединение включает несколько секций. Секция начальных классов, где ребята приобщаются к азам туризма; спортивный туризм – совершают различные виды путешествий, походов и участвуют в соревнованиях; турэкология, где соединяют свои знания с походами, т.е. теорию и практику, интересуются исследовательской работой и туризм для детей с ограниченными физическими возможностями. Руководители туробъединеия разработали свои программы с учетом местных особенностей. Согласно программам в течении года мы совершаем походы по разработанным маршрутам: пешие -–на гору Уван (1222), Иремель (1582), где ученики знакомятся с высотной поясность Южного Урала и конечно же любуются красотой и прелестью природных комплексов, вершинами и склонами гор, живописными долинами быстрых горных рек; спелио – Лаклинскую пещеру Салаватского района для изучения карстовых процессов Башкортостана; водные – сплав по реке Ай, где туристы видят много интересных природных картин - хребты и известняковые массивы Южного Урала, а самое главное знакомятся с каньонами, «испиленные» рекой Ай, которые мы изучаем в курсе география материков и океанов на примере Большого каньона, расположенного на реке Колорадо.
Большим испытанием для юных туристов оказался многодневный поход – сплав по реке Ай. Но так как они хорошо освоили базовые навыки, делающие возможным длительное нахождение в естественных природных условиях, с честью выдержали все испытания и показали свои способности взаимовыручки и взаимопомощи, как основной принцип взаимоотношения в туризме.
ОБЗОРНАЯ КАРТА-СХЕМА РАЙОНА
ВОДНОГО ПОХОДА
автомобильная дорога
путь, пройденный в автотранспорте
пешеходная часть маршрута
водная часть маршрута
пещера
с. В-Киги–д.Кулбаково – путь подъезда к начальной
точке водного маршрута
д.Юкаликулево-с.В-Киги – путь отъезда из
конечной точки водного
маршрута
Характеристика района похода
Река Ай является одним из крупных рек республики Башкортостана, которая берет свое начало в районе горы Иремель, откуда вытекают большинство рек Южного Урала. Исток реки находится на восточном склоне хребта Аваляк на одном водоразделе с рекой Белой. Только Белая течет на юго-запад, а Ай на северо-восток, но так или иначе воды их все равно сольются через реку Уфу. Долина реки Ай пролегает по живописным горным ущельям, лесостепным районам Предуралья и по тайге Уфимского плато. Леса стоят древней стеной, лезут вверх по склонам к каменистым хребтам, заполняя глухие звериные распадки непроглядной тенью, залегшей тут навсегда.
Река Ай протекает на территории Челябинской области и республики
Башкортостан, по Салаватскому, Кигинскому, Дуванскому и Мечетлинскому районам. Длина реки 549 км. Наш маршрут «д.Кулбаково – д.Юкаликулево» пролегал в пределах горной и предгорной территории Южного Урала (верховье реки до села Лаклы Салаватского района) и на территории Юрюзань-Айской равнины (в средних частях течения). В верхних частях бассейн реки сплошь покрыт лесами из пихты, ели, сосны и лиственных пород на горно-лесных, светло-серых и темно-серых лесных почвах. Средняя часть занята лесостепью на оподзоленных черноземах.
Питание реки главным образом снеговое и за счет атмосферных
осадков. Снеговой расход в устье 84,0 м.куб/с. Основные притоки: справа-
Большая Арша, Киги, Большой Ик и Ик, слева – Большая Сатка.
Туристы, выбравшие маршрут д. Кулбаково – д. Юкаликулево по реке Ай, надеялись увидеть много природных картин, хребты Жука-тау и Сулея, известняковый массив Туйтюбе, скалу Разбойник, Айские ворота. В этих горах очень много пещер – Айлинская пещера (Аверкина яма), Кургазакская и Лаклинская пещера. Кроме того – фонтан, который находится на берегу реки Ай возле села Еланлино.
Техническое описание маршрута
День Участок пути Протя- Способ Ходовое
Пути женность передвижения время
_________________________________________________________________
1 С.В-Киги-д.Кулбаково 60 км Рейсовый 9.00-10.00
автобус
Д.Кулбаково-д.Нижний 18 км водный 14.04-19.00
Лапас
_________________________________________________________________
2 Д.Нижний Лапас- 53 км Водный 9.30-20.30
д.Кульметово
_________________________________________________________________
3 Д.Кульметово-д.Лаклы 16 км Водный 10.30-16.05
_________________________________________________________________
4 Д.Лаклы-Лаклинская 3 км Пеший 10.00-16.00
пещера
Лаклинская пещера- 3 км Пеший
Д.Лаклы
_________________________________________________________________
5 Д.Лаклы-д.Ст.мухаметово 33 км Водный 9.00-18.00
_________________________________________________________________
6 Д.Ст.Мухаметово- 10 км Водный 10.00-12.30
д.Юкаликулево
Д.Юкаликулево – с.В-Киги 15 км Рейсовый 13.30-14.45
автобус
_________________________________________________________________
1 День
20 августа
Цель дня: Начать многодневный поход и познакомиться хребтами Жука-
тау.
9.00 - сбор, выезд из села В-Киги к началу водного маршрута в д.Кулбаково.
С 10.00 по 14.00 – подготовка к отплытию.
14.04-отплытие из д.Кулбаково, впереди долгий путь по перекатам Ая среди скал, гор и лесов.
Плывем на юго-запад. Быстрая и игривая река петляет среди горных увалов, бьется на перекатах и прижимах с великим шумом и замирает на коротких плесах.
В 15.20 река приносит наши лодки к отрогам хребта Жука-тау («Липовая гора»). Берега здесь глинистые, крутяки заросли лиственным лесом.
15.40 – первый населенный пункт д. Асылгужино, которая относится к Кигинскому району. Ниже д. Асылгужино хребты расступаются, и слева открывается узкое ущелье реки Сатки, пробившейся к Аю через высокие хребты Жука-тау. Впадая в Ай, она образует каменистую отмель, совпадающий с айским перекатом. Вода здесь рябит и мечется среди камней.
Немного ниже устья Сатки снова течем по красивейшей долине. Таежные леса тянутся бесконечно, а вокруг стоят страдами островерхие пики гор.
18.40 – останавливаемся на месте бывшей деревни Нижний Лапас. О существовании деревни говорят лишь заросли бурьяна и крапивы.
19.00- чуть ниже д. Н-Лапас останавливаемся на первую ночевку.
2 День
21 августа
Цель дня: Изучить растительный мир Кульметовского заказника.
9.30 – отплытие. С обоих сторон реки тянутся известняковые скалы, испиленные и изрезанные дождями, ветрами и полыми водами. Это тянется хребет Сулея, где-то здесь находится граница между Челябинской областью и республикой Башкортостан.
11.40 –проплываем д. Александровка. На протяжении нескольких километров тянется хребет Сулея.
12.10 – деревня Старый Пристань.
12.30 – д. Верхний Айск.
В 13.45 останавливаемся пообедать на островке посреди реки. Чуть ниже островка проходит высоковольтная линия через Ай. Где-то здесь в горах находится Айлинская пещера, известная у местных жителей под названием Аверкина Яма, названная по имени раскольника-кержака Аверкия, который жил в этой пещере несколько лет.
15.30 – д. Воняшкино. Русло реки становится шире, высота скал становятся меньше.
15.40 – подплываем к поселку Пристань. Поселок тянется на несколько километров вдоль реки.
16.25 – проплываем мост в Пристани, по которой проходит Бирско-Саткинский тракт. Сразу за поселком Пристань начинается д. Первомайка и после нее начинается самая красивая часть пути. На протяжении нескольких десятков километров река пропилила известняковый массив Туйтюбе. Рвавшись сквозь скалы, искала наиболее легкий путь и сделала множество поворотов, каждый из которых красив и оригинален. Спустя где-то 10 км река делает резкий поворот вправо, огибая горбоносый острог, ощетиненный скалами. В этом распадке находится Кургазинская пещера. Найти ее нетрудно. Надо выйти к роднику, бьющему в метрах трехстах выше по распаду. Проплыв 5 км, в 20.00 мы оказались в одной из красивейших деревень Кигинского района - д. Кульметово. Здесь находится Кульметовский заказник, который богат разнообразной растительностью. Леса, окаймляющие реку по левому, низменному берегу, - сосновые, а по правому – березовые. В подлеске черемуха, жимолость, рябина, малина, шиповник, ракитник, не менее разнообразен и травостой. Встречаются лекарственные растения: володушка золотистая, медуница неясная, наперстянка крупноцветная, кровохлебка, горец змеиный. Из редких растений – лилия сарана и княжник сибирский. Лишь в заказнике 44 вида растений.
Рядом с деревней останавливаемся на ночевку.
3 День
22 августа
Цель дня: Изучить исторический памятник природы скалу Разбойник.
10.30 – отплытие. Через 30 минут спуска после Кульметово река делает поворот налево и мы натыкаемся на красивую скалу, преградившую путь. Это мощная известняковая стена, которая своим основанием уходит в воды реки. Возле скалы всегда крутятся упругие водовороты. И не удивительно. Сильный поток воды в упор ударяется о каменную преграду, а потом откатывается от нее под прямым углом. Однажды, уроженец деревни Сикияз-Тамак в 1920 году рыбачил с товарищами и на отмели в песке они нашли ржавую шпагу с эфесом и медной гордой, стали расспрашивать о находке у стариков. Один дед высказал тогда такую версию: когда-то, в далекую старину, руду и готовые изделия железоделательных заводов сплавляли из Златоуста, Кусы и других горнозаводских поселков по Аю до реки Уфы и далее. Труден и опасен был этот путь среди действенной тайги. И вот эта скала и порог с прижимами были серьезными препятствиями для местных лоцманов. Частенько горнозаводские баржи разбивались при сплаве об острые ребра скал. Может, на такой барке и плыл начальник при шпаге, да беда приключилась.
Летом 1970 года механизатор из Алексеевки у скалы добывал экскаватором песок и извлек два ящика. Когда их вскрыли, то в одном обнаружили 30, а в другом 40 офицерских клинков. Некоторые неплохо сохранились. Эфесы были изготовлены из меди и позолочены. В названии Разбойник сохраняется недобрая память об опасности, которую представляла скала для сплавщиков.
Плывем дальше по Аю, все также схваченному по обоим берегам громадными скальными стенами.
11.30 проплываем д. Алексеевка, в 12.50 – д. Сикияз Тамак. Перекаты и стремнины с бушующими опасными валами и прижимами следуют один за другим, подхватывая лодки, неся их вдоль каменных треков с огромной скоростью. В четырех километрах от Сикияз-Тамак путь реке преграждает Поперечный гребень – высокие скалы, южная оконечность горного поднятия Туйтюбе. Встретив преграду, река резко поворачивается на запад.
14.45 – вот на правом берегу реки и близ деревни Еланлино мы встречаем фонтан. В 60-70 годах геологи здесь пробурили скважину, с тех пор из под земли фонтанирует источник на высоту 2-3 метра.
16.05 - впереди село Лаклы, в близи которой разбиваем лагерь.
4 День
23 августа
Цель дня: Изучить карстовые процессы республики Башкортостан,
посетив Лаклинскую пещеру.
В пятистах метрах на юг села на крутом правом склоне в горе Сульмак-Тау, находится Лаклинская пещера Салаватского района.
10.00 - оставив одного человека в лагере, мы решили посетить пещеру. На высоте 15 м от уровня речки виден двухсводчатый вход в пещеру, который скользок и опасен из-за накопившегося льда, за ним идет крутой, обледенелый спуск. Пещера представляет собой гигантский грот длиной 200, шириной до 50 и высотой до 20 м, в котором могли бы разместиться несколько пятиэтажных домов. Южная часть пещеры загромождена, зато северная удобна для ознакомления. Пол пещеры глинистый, сырой, так как часть ее находится ниже уровня речки, а в северной части есть колодец с водой. При передвижении надо все время смотреть под ноги, так как часто попадаются большие камни.
Недалеко от пещеры есть хороший родник с минерализованной водой, которая не замерзает даже зимой, а в овраге Ас-Каччикуль – интересная пещера-расселина длиной 20, высотой более 12, а шириной 1,5 м.
В 16.00 возвращаемся в лагерь.
5 День
24 августа
Цель дня: Изучить рельеф республики Башкортостан за счет сравнения
горной и равнинной части Ая.
Третий день путешествия мы закончили около старинного поселения Лаклы, (ему более 200 лет), которое находятся у Айских ворот – отвесные скалы, стоящие стражами по обоим берегам. Правую называют Капкаташ (Каменные ворота), левую Ласынташ.
9.00 – мы поднимаемся на вершину Ласынташ. С его головокружительной макушки открывается потрясающий вид на окружающие горные хребты и на лесостепную часть Ая.
11.00 – продолжаем путешествие. С этого момента горы кончаются, и дальше река течет в широкой долине с пологими склонами. И мы невольно оглядываемся назад, растерянные резкой сменой пейзажа. Вот проплываем деревню Ягуново, знакомясь с холмистой лесостепью, по которой протекает река. Пейзаж здесь однообразен: пастбища, поля, луга, перелески, много песчаных пляжей на которых отдыхать одно удовольствие. Деревни встречаются чаще, становясь крупнее.
В 18.00 – д. Старомухаметово – мы завершаем пятый день водного похода.
6 День
25 августа
Цель дня: изучить зависимости характера течения реки от рельефа.
10.00 – отплытие из деревни Старомухаметово. Река становится равнинной, спокойной, не обладая силой достаточной для того, чтобы проложить себе путь, река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которого извивается ее русло. Изменились берега и характер реки. Течение стало медленным, величавым, но иногда взрывается быстринами, бросая лодки на мели, коварно затаившихся на поворотах.
12.30 – конечный пункт водного маршрута – д. Юкаликулево. Час времени на сборы и в 13.30 рейсовый автобус д. Юкаликулево- с.В-Киги.
14.15 – мы дома.
Закончено интересное и трудное путешествие по реке Ай, наполненное приключениями и экзотикой. Надолго запомнятся быстрые перекаты, буйные и неукротимые дороги, рыбалка. Таежная уха, песни у костра, горы и леса.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Вид туризма: водный (на гребных надувных лодках и катамаранах).
Сроки проведения: с 20 по 25 августа.
Район маршрута: территория Челябинской области и республики
Башкортостан в пределах Кигинского и Салаватского
районов.
Количество дней: 6
Количество участников: 12.
Длина водного маршрута: 130 км.
Способ передвижения: водный.
Количество катамаранов: 4.
Список участников с распределением обязанностей.
1. Сахаутдинов Ф.Р. руководитель группы.
2. Гайфкллина И.Ю. заместитель руководителя.
3. Исламова А. зав.хозяйством.
4. Гималова А. ответственный за дневник.
5. Гирфанова Р. организатор досуга.
6. Исмагилов Р. ответственный за тур.снаряжения.
7. Насырова Л. сан.инструктор.
8. Закирова И. ответственный за видеоматериалы
9. Идиятов С. отвественный за фотоматериалы
10.Максаров В. казначей
11.Шарифуллин Р. повар.
12.Сагадиева Г. пом.повара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизненный опыт показывает, что значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает. Походы, экскурсии повышают качество обучения и воспитания, много дает учащимся в плане развития географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширение общего кругозора, развитие познавательной самостоятельности. Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостные представления о мире, в котором мы живем, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.
Природа окружает человека с момента его рождения до последнего дня жизни и во многом определяет его поведение, устремления, взгляды, характер. Ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам. И, мы, туристы, совершившие водный поход, еще раз убедились в этом. Выбранный нами маршрут оказался интересным и очень удачным. Мы смогли своими глазами увидеть красоту и богатство нашего края, живописные скалы, отвесные каменные стены с причудливыми карнизами и островерхие пики гор, таежные леса, сосновые боры, чистые ручьи с холодной освежающей водой. Смогли спуститься в темное чрево пещеры, где сверкает хрустальное царство льда. Поставленная нами цель достигнута.
Туристы, выбравшие маршрут по реке Ай, увидели много интересного, окунулись с головой в неповторимую прелесть походного быта, сочетая купание в прохладных стремительных водах с рыбной ловлей, смогли посетить интересные пещеры, где сумрак сочетается с вечной темнотой, познакомились с жизнью и бытом местных жителей.
В таком тонком и сложном деле как воспитание и обучение подрастающего поколения очень трудно, да и вряд ли возможно дать какие- либо готовые рецепты по организации учебного процесса. Но наш многодневный поход оказался одним из эффективных способов повышении и углублении знаний учащихся, полученных на уроках географии.
ОТЗЫВ
на внеклассное мероприятие
«На туристической тропе».
27 сентября 2003 года на лесной полянке Кажигир-тау учитель географии Верхнекигинской СОШ №1 Сахаутдинов Фаниль Радикович провел туристический слет для начальных классов «На туристической тропе». Участвовало 9 команд по 5 человек из каждого класса, остальные дети принимали участие в конкурсах на лучшее туристическое блюдо и песню у костра.
Целью данного мероприятия было показать, что такое туризм. Данное мероприятие преследовало следующие задачи:
- развивать ловкость, смелость, выносливость;
- показать этапы спортивного туризма и научит детей проходить эти этапы;
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, взаимопомощь.
Фаниль Радикович, учитывая возраст учащихся, провел внеклассное мероприятие в виде соревнования. Психологическим обоснованием выбора данной формы проведения внеклассного мероприятия и содержания деятельности являются:
* соответствие занятия общим воспитательным задачам;
* уровень развития детей;
* возрастные особенности учащихся.
Такое воспитательное мероприятие в системе воспитательного процесса проводилось впервые. Инициатором турслета был сам Фаниль Радикович. Ему помогали ребята из туристического объединения. Это мероприятие готовилось очень тщательно.
Слет способствовал повышению интереса к природоведению, физической культуре. Задания были интересными и доступными. Они были продуманы до мелочей.
Маршрут был обозначен хорошо заметными разноцветными знаками, чтобы участники состязания видели направление пути. Контрольные пункты были обозначены табличками. В целях безопасности трассы и препятствия были обеспечены страховкой.
При подготовке мероприятия проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся старших классов – членов туробъединения. При подготовке и проведении воспитательного внеклассного мероприятия были учтены основные методические требования. Были применены: вербальные методы (информация, убеждение, побуждение); методы приучения (упражнение, поручение, организация деятельности) и методы побуждения (поощрение, требование, запрещение). В период подготовки мероприятия удалось вызвать понимания необходимости и значимости предстоящей деятельности у учащихся младших классов.
По ходу слета цель и задачи мероприятия были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Мероприятие было содержательным, интересным и хорошо организованным. В ходе турслета были созданы необходимые условия для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развивались уважительные отношения.
Проведенное мероприятие позволило продолжить работу над главной задачей воспитательной деятельности в начальных классах: культуры общения школьников с товарищами, со старшеклассниками. Ведущими интегрированными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность. Все эти качества были задействованы в ходе мероприятия.
Слет был проведен на высоком методическом уровне. Поставленные цели и задачи по ходу мероприятия были достигнуты.
Завуч по ВР /Зиннатова Г.З./
ОТЗЫВ
на внеклассное мероприятие «Покорение Иремеля»
Семинар по туризму для классных руководителей
Верхнекигинской СОШ №1
Проведенный учителем географии, руководителем туркружка Сахаутдиновым Фанилем Радиковичем.
Основной целью семинара было подведение классными руководителями итогов туристического сезона, повышение туристического опыта учителя, ознакомление со всеми природными зонами республики Башкортостан, формирование у педагогов и учащихся здорового образа жизни.
Семинар проводился в два этапа:
I этап - теоретическая часть, учеба
II этап – практическая часть.
В теоретической части были рассмотрены такие вопросы: ознакомление с инструкцией по организации и проведению в республике Башкортостан туристических походов, экскурсий с участием несовершеннолетних учащихся; требования, предъявляемые к руководителю при организации турпоходов; организация питания, медобеспечения, обеспечение необходимимы туристическими снаряжениями и решение организационных вопросов.
Практическая часть состояла из поездки на гору Иремель. Перед этим были решены вопросы организационного характера: обеспечение транспортом, назначены ответственные за организацию питания, за турснаряжения, за медобслуживание, обеспечение видео и фотосъемками.
В семинаре участвовало 48 человек. Во время восхождения на гору Иремель учителя закрепили теоретический материал по туризму на практике, необходимое в будущем для проведения походов, обследований и восхождений на вершину гор во время летних каникул с учениками.Не всем учителям удалось с превого раза научиться завязывать турузлы, оказался не из легких и подъем на вершину горы Иремель.
Семинар удался, мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне Учителя были довольны. Участники семинара высоко оценили данное мероприятие как необходимое и полезное
Цели семинара были достигнуты.
Завуч по ВР: /Зиннатова Г.З./