Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 41»
Творческий проект:
Подарок из лоскутов
Выполнили:
учащиеся 11 «А» класса
Воробьев Сергей,
Глинберг Владислав,
Жигалов Двниил,
Ляхов Алексей,
Солодунова Дарья.
Руководитель:
учитель профессионального обучения
Федорова М.М.
2019- 2020 учебный год
Содержание
I. Подготовительный этап.
Актуальность и обоснование выбранной темы проекта ….... 2
Цель проекта. ….......3
Обоснование выбора темы проекта. ….......3
Задачи ….......3
Требования к изделию …......3
Разработка идеи …......3
Поиск лучшей идеи и выбор ….......4
II. Технологический этап.
Используемые материалы …......4
Инструменты и оборудование …......4
Организация рабочего места, правила безопасной работы ….....4
Технологическая последовательность изготовления изделия .......5
Схемы соединения лоскутов ,.........5
Экономический расчет …......6
Гигиеничность ….......6
Оценка выполненной работы ….......6
III. Заключительный этап.
Выводы ….......6
Фото …........7
Список используемой литературы. …........8
Подготовительный этап.
Актуальность и обоснование выбранной темы проекта.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома, так и покупной. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками украшали одежду, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно. Так зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло.
На сегодня безотходного швейного производства не существует. При раскрое даже одного изделия остаются выпады ткани, а в производственных масштабах это тонны отходов. Большинство видов текстильных отходов в составе твёрдых бытовых отходов отправляются на свалки. Полное разложение тканей занимает десятки лет, а сами свалки загрязняют окружающую среду.
Изделия, изготовленные из лоскутов, дешевле более чем на 50%. Но лоскутное шитье не только экономично - оно экологично, так как препятствует чрезмерному накоплению мусора на полигонах и предупреждает загрязнение экологии.
Цель проекта.
Показать, как из лоскутов ткани можно изготавливать красивые и полезные изделия.
Обоснование выбора темы проекта.
Выполнение изделий в лоскутной технике подходит по следующим критериям:
безотходность производста (использование лоскутов);
приобщение учащихся к творчеству и рукоделию;
возможность участия в творческих конкурсах;
повышение мастерства и профессионального уровня учащихся;
технологичность процесса;
невысокая трудоёмкость процесса;
доступность материала;
создание привлекательного имиджа профессии швеи через творчество;
эстетичность изделия;
экологичность изделия;
участие в авторской разработке.
Задачи
- Изучить технологию лоскутного шитья.
- Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант лоскутного шитья.
- Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
- Изготовить изделие.
- Оценить качество работы.
Требования к изделию
В изделии должны использоваться только отходы швейного производства (выпады, образующиеся при раскрое ткани). Изделие должно быть качественно исполненным, красивым по внешнему виду, не очень большим по размерам и экономичным по расходным материалам и трудоёмкости, иметь практическую направленность.
Разработка идеи
На этапе разработки идеи были изучены разнообразные лоскутные техники и изделия в Интернете. Эти техники описаны в презентации «История лоскутной техники», адрес публикации: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-istoriia-loskutnogo-shitia.html
В результате изучения вопроса были выбраны три техники: «Ляпочиха», «Уголки» и блок «Спираль», так как эти техники не требуют очень точных размеров деталей и схемы сборки, а допускают разные варианты сборки и произвольность размеров лоскутов. В качестве изделия были выбраны коврик и прихватка. Окончательно как меньшее по размеру изделие была выбрана прихватка.
Поиск лучшей идеи и выбор
Критерий выбора | «Ляпочиха» | «Уголки» | «Спираль» |
Экологичность (безотходность) | 3б | 3б | 3б |
Качество швов (мастерство) | 1б | 1б | 3б |
Невысокая трудоемкость работы с режущими инструментами | 1б | 1б | 3б |
Невысокая трудоемкость сборки деталей | 1б | 1б | 3б |
Экономичность изделия | 3б | 3б | 3б |
Эстетичность изделия | 3б | 3б | 3б |
Итого: | 12б | 12б | 18б |
II. Технологический этап.
Используемые материалы
Ткань - лоскуты хлопчатобумажной ткани (отходы швейного производста).
Нитки.
Технический хлопок, отходы швейного производста для прокладки.
Инструменты и оборудование для изготовоения фартуков
Инструменты: линейка, мел, ножницы, иглы, наперсток, портновские булавки.
Оборудование: стол для сметочных работ, швейные машины, гладильная доска, утюг.
Организация рабочего места, правила безопасной работы
- свет должен падать на рабочую поверхность слева или спереди;
- волосы убрать под косынку; рукава, концы галстуков или шарфиков не должны свисать;
- сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед;
- стул должен стоять напротив иглы;
- не наклоняться близко к движущимся частям машины;
- следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой;
- пред стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;
- на машине не должны лежать посторонние предметы.
Технологическая последовательность изготовления прихватки.
- Подготовка лоскутов к работе (выявление дефектов, утюжка, определение лицевой и изнаночной сторон ткани, сортировка лоскутов по виду ткани, расцветке и размерам).
- Подготовка основы. Для соединения лоскутов необхидимо взять х/б основу 20 х 20 см, проутюжить, наметить середину.
- Последовательность соединения лоскутов:
Расположить яркий лоскутик «зрачок» в центре основы лицевой стороной вверх, чтобы его срезы не были параллельны краям основы. Приколоть «зрачок» булавкой.
Второй лоскутик приколоть лицевой стороной вниз к любой из сторон «зрачка» и стачать, отступив от края на 0,7 см. Линия строчки всегда должна заходить за край нижнего лоскута на 2—3 стежка с обеих сторон (не более). Удалить все булавки и приутюжить шов «на ребро». Отвернуть второй лоскутик на лицевую сторону и отутюжить.
Третий лоскутик приколоть лицевой стороной вниз ко второму лоскутику и одновременно к следующей стороне «зрачка», продолжая двигаться по часовой стрелке. Стачать, приутюжить шов «на ребро» и срезать излишки ткани от второго лоскутика (если они есть). Если не обрезать лишнее со шва, то постепенно под лоскутиками образуются утолщения, которые мешают при утюжке. Отвернуть третий лоскутик и отутюжить. Каждый последующий лоскутик должен полностью перекрывать срезы лоскутиков, к которым его притачивают.
Четвертый лоскутик пристрочить к третьему, к свободной стороне «зрачка» и второму лоскутику. Отутюжить и срезать лишнее со шва третьего лоскутика. Отвернуть четвертый лоскутик и приутюжить. Вокруг «зрачка» образовался первый ряд лоскутиков.
Пятый лоскутик (начало второго ряда) притачать наискосок сразу к трем лоскутикам первого ряда: четвертому, второму и третьему.
Шестой лоскутик — к пятому и третьему и так далее. Заполнив лоскутиками всю основу, подрезать «хвосты» вровень с ее краями.
Окончательная отделка. Выкроить прокладку и подкладку, сложить их вместе, сметать с основой. Края прихватки обработать обтачкой. Проверить качество выполненной работы.
Выполнить качественно влажно-тепловую обработку.
Схемы соединения лоскутов
Экономический расчет
Расчет стоимости производится в том случае, если автор хочет получить определенное цветовое сочетание лоскутов в изделии и возникает необходимость в покупке ткани.
№ | Материал для 1 изделия | Количество | Цена | Сумма |
1 | Хлопчатобумажная ткань | 0,3 м | 80.00 руб. | 24,00 руб. |
2 | Прокладка | 0,2 х 0,2 м | отходы | - |
3 | Нитки | 1 шт. | 15.00 руб. | 15,00руб |
| Итого: | 39,00 руб. |
Гигиеничность.
Все материалы изделия содержат в своем составе натуральные волокна (1000% хлопок).
Оценка выполненной работы
Прихватки получились красивыми, эстетически привлекательными, качественно сшитыми.
При изготовлении прихваток соблюдались правила безопасного труда при ручных и машинных работах, при работе с инструментами для шитья, работе с электроприборами (утюгом).
С экологической точки зрения процесс изготовления не повлек за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, так как изделия сшиты из экологически чистых материалов и использовались отходы швейного производста.
Изделие имеет практическое назначение: прихватки подарены учащимися своим родным. Фотографии работ учащихся направлены для участия в дистанционном творческом конкурсе для детей с ОВЗ «Радуга талантов»; все участники получили дипломы победителей I степени.
III. Заключительный этап.
Выводы. Выполнены поставленные цели и задачи:
Учащиеся, выполнявшие проект, смогли сделать своими руками подарки, которые подарили родным.
Учащиеся стали победителями дистанционного конкурса.
Изучена новая техника лоскутного шитья, повысилось мастерство и практические навыки учащихся.
В процессе практической работы над проектом выполнены на машинах или вручную подготовительные и простые операции по пошиву изделия из ситца, отработаны навыки контроля и самоконтроля.
Закреплены знания о текстильных материалах, их свойствах.
Закреплены названия машинных швов, их классификация и назначение.
Отработаны навыки выполнения влажно-тепловой обработки материалов и узлов.
У учащихся на практике сформированы организационные трудовые приемы (правильно располагать материалы и инструмены на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т. д.)
Фото
Список используемой литературы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лоскутное_шитьё
https://bezotxodov-ru.turbopages.org/s/bezotxodov.ru/jekologija/othody-shvejnogo-proizvodstva
https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya/
https://loskutbox.ru/patchwork/istoriya-loskutnogo-shitya.html
https://loskutdomik.ru/loskutnoe-shite-istoriya-i-tradiczii/
https://ru.russianarts.online/crafts/52041-russkoe-loskutnoe-shityo/
http://komnatadljashitja.blogspot.com
http://www.hnh.ru/handycraft/2011-02-22-3
https://www.stranamam.ru/community/104935/?cat=31612
https://www.stranamam.ru/post/12125525/
https://www.stranamam.ru/post/13465002/
http://www.pechwork.ru/fxpoe.html