СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество советского скульптора с.т. коненкова

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Творчество советского скульптора С.Т. Коненкова". Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Творчество советского скульптора с.т. коненкова»

ТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОГО СКУЛЬПТОРА  С.Т. КОНЕНКОВА Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

ТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОГО СКУЛЬПТОРА С.Т. КОНЕНКОВА

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Биография Конёнков Сергей Тимофеевич (1874 –1971) родился в крестьянской семье в деревне Караковичи Ельнинский уезда Смоленской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина В 1896 Коненков был командирован Училищем за границу; надолго задержался он в Италии, где особое впечатление произвели на него хранившиеся в музеях шедевры античности. В 1899 Коненков поступил в Высшее художественное училище при петербургской АХ – в мастерскую В.А. Беклемишева, которую окончил в 1902.

Биография

  • Конёнков Сергей Тимофеевич (1874 –1971) родился в крестьянской семье в деревне Караковичи Ельнинский уезда Смоленской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина В 1896 Коненков был командирован Училищем за границу; надолго задержался он в Италии, где особое впечатление произвели на него хранившиеся в музеях шедевры античности. В 1899 Коненков поступил в Высшее художественное училище при петербургской АХ – в мастерскую В.А. Беклемишева, которую окончил в 1902.
Начал Коненков, естественно, со скульптуры жанрово-повествовательного характера, в которой еще присутствует элемент рассказа, но уже выделяется главное – нравственная сила и достоинство человека труда. «Камнебоец» , бронза, 1898
  • Начал Коненков, естественно, со скульптуры жанрово-повествовательного характера, в которой еще присутствует элемент рассказа, но уже выделяется главное – нравственная сила и достоинство человека труда.

«Камнебоец» , бронза, 1898

«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» , мрамор, 1906 «Атеист», песчаник, 1906 Коненков участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905.

«Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» , мрамор, 1906

«Атеист», песчаник, 1906

  • Коненков участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905.
В 1906 Коненков создает образ «Нике» – девушки, радостно устремленной навстречу победе, прекрасному будущему. Кажется, будто «Нике» легко вырывается из плена тяжелой массы инертного камня, жадно вдыхая воздух свободы. Простое девичье лицо с его чисто русской характерностью черт озаряется счастливой улыбкой, одухотворяется пылким выражением окрыленности. Так впервые в творчестве К. появляется образ ликующей юности как олицетворение веры в обновление жизни.

В 1906 Коненков создает образ «Нике» – девушки, радостно устремленной навстречу победе, прекрасному будущему. Кажется, будто «Нике» легко вырывается из плена тяжелой массы инертного камня, жадно вдыхая воздух свободы.

  • Простое девичье лицо с его чисто русской характерностью черт озаряется счастливой улыбкой, одухотворяется пылким выражением окрыленности. Так впервые в творчестве К. появляется образ ликующей юности как олицетворение веры в обновление жизни.
Он создает целую галерею портретов музыкантов, где главное место занимает Паганини. И в посвященных ему скульптурах Коненков жаждал выразить идею всепоглощающей творческой страсти, одержимости, стремился слить воедино свое представление о личности музыканта и свое восприятие музыки. Так, в «Паганини» 1906 ощущаются одновременно необычность артистического темперамента скрипача и процесс возникновения бурной музыкальной стихии. Экспрессивная лепка формы, быстрое чередование изгибов и выпуклостей, впадин и выступов – все это сообщает пластическому образу динамичный ритм, передающий звуковое богатство сложной музыкальной темы.
  • Он создает целую галерею портретов музыкантов, где главное место занимает Паганини. И в посвященных ему скульптурах Коненков жаждал выразить идею всепоглощающей творческой страсти, одержимости, стремился слить воедино свое представление о личности музыканта и свое восприятие музыки. Так, в «Паганини» 1906 ощущаются одновременно необычность артистического темперамента скрипача и процесс возникновения бурной музыкальной стихии. Экспрессивная лепка формы, быстрое чередование изгибов и выпуклостей, впадин и выступов – все это сообщает пластическому образу динамичный ритм, передающий звуковое богатство сложной музыкальной темы.
Одно лишь лицо предстает перед нами в портрете Баха (1910). Мощная пластика напрягающихся объемов своеобразно отражает здесь энергию и интенсивность духовной жизни человека-творца.
  • Одно лишь лицо предстает перед нами в портрете Баха (1910). Мощная пластика напрягающихся объемов своеобразно отражает здесь энергию и интенсивность духовной жизни человека-творца.
Сходство с модерном сильнее выступает в скульптурах из дерева, над которыми Коненков особенно много работает начиная с 1907. Он создает в дереве преимущественно фольклорно-сказочные образы ( «Егорыч-пасечник» , 1907; «Старичок-полевичок» , 1910; «Еруслан Лазаревич» , 1913), в них оживают поэзия народных сказок, таинственный мир народных верований и суеверий, ощущаются отзвуки древнеславянской мифологии.
  • Сходство с модерном сильнее выступает в скульптурах из дерева, над которыми Коненков особенно много работает начиная с 1907.
  • Он создает в дереве преимущественно фольклорно-сказочные образы ( «Егорыч-пасечник» , 1907; «Старичок-полевичок» , 1910; «Еруслан Лазаревич» , 1913), в них оживают поэзия народных сказок, таинственный мир народных верований и суеверий, ощущаются отзвуки древнеславянской мифологии.
«Еруслан Лазаревич» , 1913 «Старичок-полевичок» , 1910

«Еруслан Лазаревич» , 1913

«Старичок-полевичок» , 1910

В этой серии отчетливо выступает оригинальность пластического мышления Коненкова, принципов его работы с деревом. Он обыгрывает природную структуру и фактуру этого материала, его цвет и рисунок. Большие объемные головы сочетаются с короткими уплощенными туловищами; отдельные части скульптуры уподобляются горельефу, превращаются в поверхность, покрытую прихотливыми узорами вырезанного на ней рисунка. Декоративность произведений порой усиливается и инкрустацией ( «Стрибог» , 1910), тонированием.
  • В этой серии отчетливо выступает оригинальность пластического мышления Коненкова, принципов его работы с деревом. Он обыгрывает природную структуру и фактуру этого материала, его цвет и рисунок. Большие объемные головы сочетаются с короткими уплощенными туловищами; отдельные части скульптуры уподобляются горельефу, превращаются в поверхность, покрытую прихотливыми узорами вырезанного на ней рисунка.
  • Декоративность произведений порой усиливается и инкрустацией ( «Стрибог» , 1910), тонированием.
Аллегория и символ всегда существовали в реалистическом искусстве. Какими средствами можно, например, выразить такие понятия как «Свобода», «Революция», «Победа»? здесь вполне уместна реалистическая аллегория, так называемое олицетворение какого-либо отвлеченного неизобразимого понятия, идеи в конкретном художественном образе. Уже с первых лет революции аллегория м символ входят в наше монументальное искусство как один из приемов трактовки новых революционных тем. Эти тенденции особенно ярко проявляются в творчестве Коненкова. В 1918 он выполнил большую мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» . Доска была установлена на Красной площади, на Сенатской башне Кремля.
  • Аллегория и символ всегда существовали в реалистическом искусстве. Какими средствами можно, например, выразить такие понятия как «Свобода», «Революция», «Победа»? здесь вполне уместна реалистическая аллегория, так называемое олицетворение какого-либо отвлеченного неизобразимого понятия, идеи в конкретном художественном образе. Уже с первых лет революции аллегория м символ входят в наше монументальное искусство как один из приемов трактовки новых революционных тем.
  • Эти тенденции особенно ярко проявляются в творчестве Коненкова. В 1918 он выполнил большую мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» . Доска была установлена на Красной площади, на Сенатской башне Кремля.
По-иному отразился романтический пафос революции в скульптурной группе «Степан Разин со своей ватагой» (дерево, 1918–19), мыслившейся как эскиз будущего памятника.
  • По-иному отразился романтический пафос революции в скульптурной группе «Степан Разин со своей ватагой» (дерево, 1918–19), мыслившейся как эскиз будущего памятника.
В обращении Коненкова к начальным этапам многовековой борьбы народа за свое освобождение можно видеть попытку связать события современности с историей. В высеченных из дерева головах дружинников с их подчеркнутой огрубленностью, в образе Степана Разина ощущается грозная, брутальная сила.
  • В обращении Коненкова к начальным этапам многовековой борьбы народа за свое освобождение можно видеть попытку связать события современности с историей. В высеченных из дерева головах дружинников с их подчеркнутой огрубленностью, в образе Степана Разина ощущается грозная, брутальная сила.
В конце 1923 Коненков, сопровождая выставку русского искусства, уезжает в США, где проводит более двух десятилетий. Как скульптор Сергей Тимофеевич пользовался в Америке большим успехом и работал главным образом над портретами. Среди множества сделанных скульптором в этот период портретов наиболее удачными оказались те вещи, в которых выступает личное отношение художника к своему герою. Коненков создал портреты ученых, артистов, музыкантов (А. Эйнштейн, 1938; «Авиатор Чарльз Линдберг», 1926; «Илена Серра-Каприола (Спортсменка)», 1928; «Художник Н.А, Фешин, 1934).

В конце 1923 Коненков, сопровождая выставку русского искусства, уезжает в США, где проводит более двух десятилетий. Как скульптор Сергей Тимофеевич пользовался в Америке большим успехом и работал главным образом над портретами. Среди множества сделанных скульптором в этот период портретов наиболее удачными оказались те вещи, в которых выступает личное отношение художника к своему герою.

  • Коненков создал портреты ученых, артистов, музыкантов (А. Эйнштейн, 1938; «Авиатор Чарльз Линдберг», 1926; «Илена Серра-Каприола (Спортсменка)», 1928; «Художник Н.А, Фешин, 1934).
Размышляя вдали от родины над ее судьбами, Коненков постоянно возвращается к образам своих выдающихся соотечественников («А. М. Горький», бронза, 1928; «И. П. Павлов», 1930, «Ф. М. Достоевский», 1933).
  • Размышляя вдали от родины над ее судьбами, Коненков постоянно возвращается к образам своих выдающихся соотечественников («А. М. Горький», бронза, 1928; «И. П. Павлов», 1930, «Ф. М. Достоевский», 1933).
В портрете Ф.М. Достоевского необычайно выразительна его композиция, вся пластическая форма – целеустремленная, приковывающая внимание к главному. Замкнулись руки, положенные одна на другую, как бы символизируя собой ту трагическую безысходность, которую стремился преодолеть гений писателя. Напряженные мысли, борение духа в каждой черте его лица, в контрасте высокого ясного лба с мучительно сведенными бровями. Несмотря на некоторую трагичность образа , он не воспринимается как пессимистический. Главное в нем – внутренняя напряженность, духовная мощь и непокоренности судьбе.
  • В портрете Ф.М. Достоевского необычайно выразительна его композиция, вся пластическая форма – целеустремленная, приковывающая внимание к главному. Замкнулись руки, положенные одна на другую, как бы символизируя собой ту трагическую безысходность, которую стремился преодолеть гений писателя.

Напряженные мысли, борение духа в каждой черте его лица, в контрасте высокого ясного лба с мучительно сведенными бровями. Несмотря на некоторую трагичность образа , он не воспринимается как пессимистический. Главное в нем – внутренняя напряженность, духовная мощь и непокоренности судьбе.

В конце 1945 Коненков возвращается на Родину. Это способствовало новому подъему его творчества; с энтузиазмом включается скульптор в художественную и общественную жизнь. Во 2-й половине 40–60-х гг. он выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений [ «Ниночка» , 1951; «Никос Белояннис» , 1951; «М. П. Мусоргский» , 1953; все – мрамор].
  • В конце 1945 Коненков возвращается на Родину. Это способствовало новому подъему его творчества; с энтузиазмом включается скульптор в художественную и общественную жизнь. Во 2-й половине 40–60-х гг. он выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений [ «Ниночка» , 1951; «Никос Белояннис» , 1951; «М. П. Мусоргский» , 1953; все – мрамор].
«М. П. Мусоргский» , 1953 «Никос Белояннис» , 1951

«М. П. Мусоргский» , 1953

«Никос Белояннис» , 1951

Полон обаяния взволнованный образ девушки («Марфинька», мрамор, 1950).
  • Полон обаяния взволнованный образ девушки («Марфинька», мрамор, 1950).
В 1954 Коненков создал «Автопортрет» , отмеченный Ленинской премией (мрамор, 1957). Вдохновение освещает лицо художника. Мудрая проницательность, восхищение красотой окружающего мира определяет его состояние. Внутреннее величие образа обусловило мощь, ясность и красоту пластической формы. Она обладает чертами монументальности.
  • В 1954 Коненков создал «Автопортрет» , отмеченный Ленинской премией (мрамор, 1957). Вдохновение освещает лицо художника. Мудрая проницательность, восхищение красотой окружающего мира определяет его состояние. Внутреннее величие образа обусловило мощь, ясность и красоту пластической формы. Она обладает чертами монументальности.
Откликаясь на большие, актуально-значимые идеи времени, Коненков вместе с тем на забывает и о мире сказки и фантазии. Появляются в его искусстве и такие произведения из дерева, как «Жар-птица» (1959 , «Наяда» и «Лесной старик» (1967),
  • Откликаясь на большие, актуально-значимые идеи времени, Коненков вместе с тем на забывает и о мире сказки и фантазии. Появляются в его искусстве и такие произведения из дерева, как «Жар-птица» (1959 , «Наяда» и «Лесной старик» (1967),
необычные по форме кресла и стулья;
  • необычные по форме кресла и стулья;
из он создает причудливый по композиции «Музыкальный инструмент» (1950–1968).
  • из он создает причудливый по композиции «Музыкальный инструмент» (1950–1968).
Произведения последнего периода творчества Коненкова – это образы-воспоминания, в которых идиллически воскрешаются давно минувшие времена, крестьянское детство Сергея Трофимовича; таков «Пастушок Ваня» (1955) – скованная блоком гипса фигура с едва намеченными чертами лица. На закате жизни Коненков воссоздает образ отца в композиции «Отец и сын» (1969), где помещает и автопортрет; эта композиция воспринимается как символ вечной жизненной преемственности неразрывности кровных и духовных уз. портрет изображает крестьянина - отца скульптора, Тимофея Терентьевича Коненкова (1845-1910)
  • Произведения последнего периода творчества Коненкова – это образы-воспоминания, в которых идиллически воскрешаются давно минувшие времена, крестьянское детство Сергея Трофимовича; таков «Пастушок Ваня» (1955) – скованная блоком гипса фигура с едва намеченными чертами лица.
  • На закате жизни Коненков воссоздает образ отца в композиции «Отец и сын» (1969), где помещает и автопортрет; эта композиция воспринимается как символ вечной жизненной преемственности неразрывности кровных и духовных уз.

портрет изображает крестьянина - отца скульптора, Тимофея Терентьевича Коненкова (1845-1910)

Творчество Коненкова было высоко оценено Родиной. Он получил звание народного художника СССР и звание Героя Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина и медалью. Мастер сумел выразить в пластически полнокровных образах героически-созидательный дух своего народа и тем самым он обеспечил своему искусству долгую жизнь. Музей скульптуры всемирно известного художника и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова был открыт в Смоленске в 1973 году. Автор передал в дар смолянам 41 свое произведение.
  • Творчество Коненкова было высоко оценено Родиной. Он получил звание народного художника СССР и звание Героя Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина и медалью. Мастер сумел выразить в пластически полнокровных образах героически-созидательный дух своего народа и тем самым он обеспечил своему искусству долгую жизнь.
  • Музей скульптуры всемирно известного художника и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова был открыт в Смоленске в 1973 году. Автор передал в дар смолянам 41 свое произведение.
Источники http://artpoisk.info/artist/konenkov_sergey_timofeevich_1874/gallery / http:// smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/konenkov.htm https:// www.liveinternet.ru/users/5915718/post378635516 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конёнков ,_ Сергей_Тимофеевич

Источники

  • http://artpoisk.info/artist/konenkov_sergey_timofeevich_1874/gallery /
  • http:// smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/konenkov.htm
  • https:// www.liveinternet.ru/users/5915718/post378635516
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конёнков ,_ Сергей_Тимофеевич