Макарова Людмила Александровна
Творчество В.О. Пелевина в аспекте деконструкции советского текста
V.O. Pelevin's creativity in the aspect of deconstruction of the Soviet text
Аннотация. Целью исследования в статье является анализ романа В. Пелевина «Жизнь насекомых» в аспекте деконструкции советского текста и выявление признаков советской и постсоветской действительности. Объектом исследования стала жизнь людей советского времени.
Ключевые слова: советская действительность, насекомые, сознание, общественное мнение, западная культура, Пелевин, опыт поколений, соцреализм, новое культурное поле.
1980-90-е годы в русской литературе появляются новые имена, все сильнее развивается постмодернистское искусство. В то же время в современных произведениях на первый план выходит тема описания жизни людей в советскую и постсоветскую эпоху. Многие постмодернистские произведения посвящены размышлениям о своей стране и культуре. Сразу вспоминается «Жизнь насекомых» В. Пелевина (1993), в которой дается аллегория на жизнь советского человека через ее сопоставление с жизнью насекомых, «Лошадиный суп» В. Сорокина (2000), где автор с помощью необычного сюжета знакомит читателей с советским обществом, «Говорит Москва» Ю. Даниэля (1961), с помощью гротеска подробно передающая духовную атмосферу, в которой оказался советский народ.
В данной работе подробнее хотелось бы остановиться на романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» и выявить в этом произведении описания советского и постсоветского общества и жизни и быта людей того времени.
Роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» вышел в свет в журнале «Знамя» в апреле 1993 года. В произведении дается метафорическое изображение различных членов общества начала 1990-х годов в России. Героями произведения выступают так называемые оборотни, предстающие сначала в облике людей, а потом в облике насекомых. Автором формируется своего рода художественный мир, в котором происходит смешение разных планов – вымышленного и реального, откуда вытекает целая цепь выдуманных конструкций.
Герои Пелевина находятся в обстоятельствах “плохой реальности”, где регулярно происходят социальные катастрофы. Обычные события советской действительности обретают своеобразную оригинальную трактовку. Но это несет лишь второстепенное значение: главное содержание романа составляет изображение сознания, которое воспринимает представленную картину мира как настоящее. При этом постсоветская реальность становится особой разновидностью ада.
Главной темой романа является изображение жизни различных типов людей в постсоветском пространстве и обстановки несвободной и зависимой человеческой личности от среды, от изменившейся обстановки в стране и, в первую очередь, от себя.
Перестройка и советская власть поменяли сознание людей, стремящихся жить по законам и правилам своего времени и приспосабливаться к ним. И в то же время человек стремился реализовать свое человеческое достоинство. Для некоторых это было достижение материального достатка различными средствами, для других – стремление понять свое «я», свое положение в окружающем мире, а для третьих – это жизнь по образцу, пропагандируемой в зарубежных кинофильмах или средствах массовой информации.
В романе «Жизнь насекомых» большинство героев – равноправные персонажи: это и «новые русские дельцы», и наркоманы, и девушка, торгующая своим телом, а также инженеры, военные и просто обыватели. Все они представляют так называемых «маленьких людей» послеперестроечного времени, пытающихся справиться с социальной неустроенностью и нравственной неполноценностью личностного начала. Каждый тип героев автор рассмотрел в отдельной главе вместе с окружающим их миром, который характерен только этому типу.
Действие романа происходит на постсоветском пространстве, когда уже спал железный занавес. События разворачиваются в курортном городке недалеко от Феодосии, где легко узнаются признаки постсоветского времени: старенький корпус пансионата, кооперативные ларьки, в которых продаются “позорные кооперативные штаны”, бетонированные молы, бытовка на возвышенном холме, щиты с картинками «несбывшегося социалистического будущего», залепленные афишами с лозунгами побывать на лекциях об НЛО – “от всего этого веяло печалью”. Как и во всех курортных городaх здесь имеется танцплощадка, коктейль-бар с неоновой витриной, кафе, где необычные наименования блюд вовсе не оправдывают их вкус.
В романе определен ряд нескольких сюжетных направлений, представляющих определенную группу людей. В каждой истории жизнь изображена как круг рождений и смертей. Героев романа несложно узнать, так как через маски насекомых передается их природа, это – типажи советского времени.
В конце прошлого века в нашей стране появились люди, которых образно называли «новые русские». Представителями такого слоя населения в романе выступают комары Артур и Арнольд. Автор подчеркивает провинциальность и отсталость отечественных комаров, обращаясь к стихотворению А. Блока «Россия»: «Артур с Арнольдом превратились в небольших комаров характерного цвета «мне избы серые твои», когда-то доводившего до слез Александра Блока».
Отказ от советской действительности можно проследить и на примере жизни жуков-навозников, катящих шар, на который набирается жизненный опыт в виде навоза. Отец передает эту накопленную годами практику жизни сыну, но ему это уже оказывается ненужным. Пелевин отмечает, что опыт старшего поколения становится гибельным для их детей. Представители нынешнего поколения отказываются от реалий советской жизни и склоняются в сторону Запада.
Как уже было отмечено, в романе автор выражает мысль о том, что в принципе человеческая жизнь ничем и не отличается от жизни насекомого. Люди, желающие достичь успеха в бизнесе, на самом деле как комары «пьют кровь» у других людей и наживаются за их счет. Либо они потеряны в жизни, как таракан Сережа, который стремится выползти наверх, но не сразу понимает, в каком направлении надо «рыть землю». Когда он задумывается о том, правильно ли все делает, жизнь его уже становится рутинной. Переехав в Америку, он остался таким же простым тараканом с желанием достичь материального достатка. Но даже когда у него появляются крылья, он так же живет с мыслью о том, что в его жизни не происходит никаких изменений и он только «копает крыльями воздух». В образе этого героя угадываются офисные работники и клерки, которые всю жизнь «роют землю» и, дойдя до своей цели, понимают, что дни их прожиты зря. В романе таким образом Пелевин подчеркивает глубокую трагичность жизни людей советского периода, которые стали жертвой далеких им идеалов.
Мышление людей советского периода не принимает новое культурное поле, смененное соцреализмом и пропагандирующее идеологию потребления. Героев влекут ложные истины, из-за чего они всё больше впадают в систему, образованную другими людьми. Из всех героев романа лишь мотылек Митя сумел достичь настоящего света. В его поисках он сначала летит к площадке, которую освещают два фонаря. В середине площадки находится старый пень с прогнившей водой, а вокруг – миллиарды насекомых, летящих к нему, как к алтарю.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует вывод, что в романе «Жизнь насекомых» Пелевиным посредством соцреализма представлено лишение людей своего «я» и подмена его общественным разумом. Отсутствие своего мнения превращает людей в насекомых. Они живут только общественным мнением, навязанным идеологией, поэтому их усилия обратно вернуться в человеческий облик, оборачиваются лишь переходом из одного насекомого в другой. У советского человека нет индивидуального внутреннего стержня, из-за чего он и не способен развиваться.
Литература
Пелевин, В. О. Жизнь насекомых // Знамя. – 1993. - № 4.
6