СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет аттестуемого учителя

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет аттестуемого учителя по проблеме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет аттестуемого учителя»

Творческий отчет

учителя математики

Кох Надежды Борисовны

Тема самообразования

« Развитие мыслительной деятельности учащихся на основе личностно – ориентированного обучения»

1.Условия возникновения и становления опыта

Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования, я считаю, личностно-ориентированный  урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования, к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной  жизни в обществе.

   Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку  для применения  в практической деятельности для изучения  смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.

Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам каждого человека, любви к Родине, семье, окружающему миру, ориентация на здоровый образ жизни и т.д.

2.Актуальность развития данного опыта.

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно- ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения инновационных технологий в обучении.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир выпускник имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

3. Цель моей деятельности

Формирование математической грамотности учащихся как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Задачи:

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;


Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

4.Теоретическая база опыта.

Опираясь на тезис И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создаю условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; организую занятия в малых группах на основе диалога, имитационно- ролевых игр, тренингов учебного общения; конструирую знания по математике для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

Технологический алгоритм реализуется поэтапно:

1. Ученик имеет возможность выбора при выполнении заданий разного уровня и решения задач различной степени сложности; 

2.Учащимся предлагаются задания проблемного и исследовательского характера; 
3.Включение учащихся в процесс самоанализа своих результатов и процесса изучения математики. 

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Основная и очень ответственная задача раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Технология личностно ориентированного обучения математике обусловлена следующими задачами:

1.заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

2.развить творческий потенциал учащихся;

3.развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

4.помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения математике.

Данное представление о сущности личностно ориентированного подхода позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.

В трактовке личностно ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения математике.

2.Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

3.Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

4.Создание условий для включения каждого ученика в деятельность: организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

5.Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов, создание проектов.

Методы обучения и воспитания состоят в том, что учитель:

1.управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

2.мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

3.организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;

4.включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

5.создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

6.создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

7.организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Принципы личностно - ориентированного обучения

Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:


1.на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;


2.на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;


3.на третьих - на доске записываю только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную картину целей на занятие.


Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использую поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

Виды работ в классе многообразны. Работа может проводиться с классом, в группах, в парах или индивидуально. Особенно большое внимание уделяется работе в малых группах. Здесь ученики всей группой активно занимаются решением проблем без учителя.при этом повышается активность учащихся, они выполняют задание учителя совместно. Например, работа с текстом, составление рассказа по картине, эссе и т.д.

Каждый ученик, как член группы, участвует в обсуждении высказанной мысли или идеи. Они задают друг другу вопросы, учатся оказывать поддержку и помощь. Групповая работа учит детей самостоятельно отбирать и фиксировать необходимую информацию, помогает раскрывать способности. Иногда дети, стесняясь, бояться показать свои умения и знания, не проявляют активности. При работе в группах эта проблема очень хорошо решается. Здесь знания и способности ученика оцениваются его же товарищами, дети многому учатся друг у друга. В группе они чувствуют себя более свободно. Обычно ученики, отвечая у доски перед всем классом, бояться ошибиться, не могут сформулировать свою мысль. При работе в группах такой обстановки нет, ученики более уверены в себе. Работа в группе способствует осознанию учеником своей причастности к коллективу. Учащиеся переходят от мышления типа «Я» к типу «Мы»,

- учатся с пониманием относится друг к другу,

- быть терпимее к чужому мнению,

- уважать права и свободу других людей, то есть постигают ценности демократического общества.

Используемые приёмы информационно-коммуникационных технологий:

  • работа с интерактивной доской,

  • электронных учебников,

  • интернет-ресурсов.

На своих уроках я обычно использую такие виды обучающих игр по интерактивному методу обучения, как

- «Каждый учит каждого»,

- «Ажурная пила»,

- «Карусель»,

- «Открытые вопросы»,

- «Деловая игра»,

- «Аквариум»,

- Творческие задания,

- Обучающие игры,

- Ролевые игры.

Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке математики:

1.Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке“У вас обязательно получиться”,“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”,“Возможно, лучше всего начать .”

2. Использование исторического материала. Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь математики, повышается интерес к предмету. История происхождения некоторых терминов. Деление, делимое, делитель. От франц. Dividere- делить, распределять.

3. Связь абстракции с действительностью. Экспоненциальному закону подчинены многие зависимости в живой и неживой природе. Гибкая цепь провисает по кривой, которая так и называется - цепная линия. Так же выгибается парус, надутый ветром. Сечение вулканов вертикальной плоскостью имеет форму цепной линии. Вездесущее число е начертано даже на паутине. Французский энтомолог Жан Анри Фарб в книге "Жизнь паука" писал: "Рассмотрим внимательно сплетённую за ночь паутину. Усеянные крохотными капельками, её липкие нити провисают под тяжестью груза, образуя цепные линии, и вся сеть становится похожей на множество ожерелий, как бы повторяющих очертания невидимого колокола. Стоит лишь лучу солнца проникнуть сквозь туман, как паутина начинает переливаться всеми цветами радуги, и число е предстаёт перед нами во всём своём великолепии".


5.Ожидаемые результаты:


В процессе работы учащиеся свободно ориентируются в справочных материалах, осуществляют поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе; пользуются математическими формулами, самостоятельно составляют формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев; решают практико-ориентированные задания с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных, измерительных и графических навыков; аргументируют свою точку зрения, участвуют в обсуждении и делают логически обоснованные выводы; работают с математическим текстом (анализируют, извлекают необходимую информацию), ясно и точно выражают свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.


6.Результативность использования личностно- ориентированного обучения


Успехи учащихся в изучении математики напрямую зависят от профессионализма учителя. Жизнь не стоит на месте: постоянно появляются новые пособия, учебники, методы и приемы работы с учащимися, поэтому я принимаю участие в работе районных конференциях, семинарах и конкурсах:

2013 г. – областной конкурс «Мой лучший урок в малокомплектной школе»(Сертификат)


2014г.- районный семинар «Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании физико-математических дисциплин»,


2016г – районный этап II Республиканских Педагогических чтений «Инновации и опыт в образовании: вызовы времени» (Сертификат)


2016г – областной этап II Республиканских Педагогических чтений «Инновации и опыт в образовании: вызовы времени» (Сертификат)


2017 г. – районная августовская секция учителей математики по теме «Модернизация Казахстана 3.0 – вклад образования» (Сертификат).


Прошла курсы повышения квалификации по темам:


«Совершенствование преподавания предмета в современных условиях» 26.03-30.03.2012г,


Технология « Биоинформатика и синергетика» (БИС) Ф.Я. Вассермана 2016 г.


«Развитие функциональной математической грамотности учащихся в контексте проведения международного исследования Programme for International Student Assessment »14.11-25.11.2016г.


Опубликована статья «Развитие логического мышления на уроках математики» в электронной газете «Білім берудегі балалар – балаларға білім беру» МОН РК АО «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ», 20.06.2017г


На сайте VIDEOUROKI.ru опубликованы урок в 6 классе «Действия с рациональными числами»,


«Тестовые задания на развитие математической компетентности: воспроизведение, установление связи, рассуждение»,2017г


На сайте colleqy.ucoz.ru опубликованы «Тесты по математической грамотности».

На сайте USTAZ tilegi (ust.kz) опубликованы : урок математики в 8 классе«Неравенства», приложение к уроку математики «Неравенства», презентация к уроку математики «Неравенства», тесты по математической грамотности для 10-11 классов, 2018г.


Достижения учащихся:


2014 г - Матасова Анастасия, 6класс,3 место в Международном конкурсе «Кенгуру – математика для всех»


2016 г – Матасова Анастасия,8 класс, 3 место в Республиканском интеллектуальном марафоне « Ақ бота»

Моя работа была отмечена:

2015г – Благодарственное письмо. Руководителя отдела образования Аккайынского района.

2016 г. – Благодарность. Акима Аккайынского района.

2018г. – Грамота. Руководителя отдела.

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, повышение квалификации путем прохождения курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяют мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся математике. Уровень эффективности обучения и качества обученности можно проследить в динамике последних лет.


Уровень обученности и качество знаний по математике (алгебра, геометрия) за последние три года.



Уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

класс

7

8

9

10

11

7

8

9

10

11

7

8

9

10

11

Уровень обученности %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Качество знаний %

44

0

44

29

25

60

44

25

50

43

56

67

44

50

50



7. Заключение
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальности, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий направленных на повышение качества и развития каждого ученика. 

При реализации подхода успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.


8. Литература

Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. – Москва: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.


Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.


Селиванова О.Г. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход: пособие для руководителей школ, педагогов, классных руководителей. Киров: КИПК и ПРО, 2007.


Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-н\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.


Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

Сериков В.В. Организация педагогического процесса на основе концепции личностно – ориентированного обучения, 1994.