Доклад

Детский санаторий, в котором живут и лечатся дети разного возраста, пола, уровня воспитанности помогает широко раскрыться индивидуальным особенностям каждого ребенка: живя в коллективе отделения, санатория, каждый воспитанник в то же время является членом общесанаторного, многих временных коллективов.
Исходя из известного положения, что развитие личности зависит от широты ее взаимоотношений, можно смело утверждать: детский санаторий – это лечебно-воспитательное учреждение, где воспитателям предоставляется широкое поле деятельности для всестороннего развития воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей и наклонностей. Поэтому, организуя воспитательную работу в детских санаториях, надо использовать все имеющиеся преимущества и в то же время постоянно учитывать специфику этих лечебно-воспитательных учреждений. Прежде всего, детский санаторий – учреждение, всем своим укладом, распорядком жизни, целями, которые перед ним поставлены, связан и подчинен лечению, потому его воспитательное влияние должно быть органическим продолжением влияния лечения на детей. В детских санаториях преобладает, в основном, младший, средний и старший школьный возраст детей. Некоторые дети, встретившись с рядом новых для себя требований в новой обстановке (новый коллектив, новые взрослые), теряются – часто стремятся вернуться домой, жалуются на трудности в лечении и особенно на «недомашнюю» жизнь в санатории: большой коллектив угнетающе действует на психику слабых ребят. Дети, попавшие в детский санаторий впервые, очень скучают по родным, иногда плачут и настаивают, чтобы их родители забрали домой. Для решения проблемы адаптации таких детей, воспитатели первое время постоянно находятся рядом с ними, стараются занять такого ребенка каким-либо определенным делом или занятием. Например, ухаживать за животными в живом уголке или, например, у нас в отделении был мальчик, которого воспитатели, придя на смену, сразу сажали рисовать: он так скучал по родным, что нарисовал портреты всех своих родных, а заодно и всех сотрудников нашего отделения.
Воспитатели нашего отделения отмечают и еще одну особенность в своей работе среди дошкольников и младших школьников много таких, которые не приучены к бытовому самообслуживающему труду и навыкам личной гигиены, существующему распорядку дня. И в этом случае мы всегда используем в работе разработку беседы в игровой форме «Откуда берутся грязнули?», где в увлекательном путешествии по станциям детям прививают навыки чистоплотности, аккуратности, опрятности. В нашем санатории есть своя система самоуправления. Тут, как правило, нет каких-либо отдельных организаций: ребята, находящиеся в санатории, входят в состав флотилии и выполняют поручения по группе. Актив эскадры должен работать в тесном контакте с воспитателем и активом флотилии, выполнять общественные поручения. Существенная особенность работы детских санаториев обусловлена лечебной спецификой, характером лечебно-воспитательного учреждения. В этой связи всю первую половину дня дети заняты на лечебных процедурах и время общения воспитателей и воспитанников ограничено лишь второй половиной дня. Также затруднена работа воспитателя с родителями детей из-за того, что семьи, как правило, живут в различных городах и частые встречи с ними невозможны. Главной же специфической особенностью детского санатория как лечебно-воспитательного учреждения следует считать наличие временных разновозрастных коллективов, порождающих основные отличия условной жизни, лечения и деятельности детей, находящихся в санатории, от остальных, и предъявляющих дополнительные требования к творческой работе воспитателя.
Творческая работа воспитателя постоянно связана с использованием ряда впечатлений жизненного опыта, со специальным поиском новых данных, с овладением средствами деятельности. Подлинное творчество проявляется, когда с помощью микросредств достигаются макрорезультаты. Творчество требует от педагога таких свойств, как воображение, способность войти в духовный мир воспитанника, способность целостно представить действие примененных средств, способность подчинить все педагогическим целям. Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Но творчество вряд ли может существовать без образцов, без подражания, без ориентиров, без знания тог, что уже достигнуто. Творчество воспитателя не только в том, что он должен сам разрабатывать приемы, а в том, что он, имея дело каждый раз с новым обстоятельствами, с изменчивой природой детей, ставится в необходимость оригинально мыслить, действовать, избегать шаблона и прямого копирования. Ведь каждому повторению сопутствуют элементы неповторимости. В искусстве воспитания индивидуальности творящей личности решает очень многое. Педагоги отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но, главное, характером их реализации, на которых накладывает отпечаток их индивидуальность. Сложность педагогической работы еще и в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – педагог должен помочь ребенку осознать себя личностью, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры воспитателя в возможности каждого своего воспитанника, от его терпения и умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его воспитанников. Таким образом, воспитатели и педагоги призваны организовать работу с детьми, находящимися в санатории так, чтобы он был вторым родным домом для каждого ребенка, чтобы нежелание жить и лечиться в санатории, было крайне редким явлением. А это будет возможно, прежде всего, в том случае, когда жизнь ребенка будет деятельной, интересной, объединяющей их в единый коллектив.