СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"У войны не женское лицо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Женщина на войне. Сколько горя она вынесла. сколько их погибло. Но в нашей памяти они будут жить вечно!

Просмотр содержимого документа
«"У войны не женское лицо"»

Литературно – музыкальная композиция « У войны не женское лицо»

(на сцене девочки и мальчики – выпускники танцуют вальс . Раздаются звуки разрывающихся снарядов. Дети в испуге замирают и смотрят в небо)

Звучит голос Левитана…

Дети уходят со сцены.

Мальчик 1 -  Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья… А завтра была война!

На сцене появляются девочки и мальчики уже одетые в гимнастёрки, сапоги и пилотки. Исполняется композиция под песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики…»

Девочка1 Мы очень не хотели войны Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей – строили красивый, светлый небывалый дом на Земле. Мальчик 2-А пришлось воевать -Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием победить Девочка 2- Этого хотели все, и верили, и жили одним – отвести беду И не жалели для этого жизни

Мальчик 3

Восемнадцать было вам в то лето,

Первым чувством сердце расцвело.

Грянула война и на полсвета

Распростерла черное крыло.

Что тогда вы, милые, умели?

Знали лишь одно — пришли враги.

Не в театр надели вы шинели,

Не на бал обули сапоги.

В тот июнь чего не повидали вы,

Женщины с военными медалями!

На войне в кустах не отсидеться,

Трудно, страшно — маму не зови.

Защищали вы и наше детство,

Юные защитницы земли.

Девочка 3- Так какие же они были, дев­чонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины...

Девочка 4 Женщина!

Всё победила она:

Боль, и разлуку

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать , и Сестра, и Жена-

Сколько ей горя и счастья досталось!

И ничего ей не нужно на свете,-

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.

Мальчик 4 -  Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной Войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала  «языка».

. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. 

Девочка 5 Я ушла из детства в грязную теплушку, 
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
 
Дальние разрывы слушал и не слушал
 
Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать. 

Мальчик 5 - Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Сколько было сбито вражеских самолетов нашими женщинами- летчицами. Они наводили ужас на фашистов, за что их называли «ночными ведьмами», награждая железным крестом каждого, кому удалось сбить «русфанер» (самолет ПО-2).Взять хотя бы три авианосных женских полка, которые сформировала в годы войны Марина Раскова на нашей Саратовской земле. Эта красивая девушка стала легендой, кумиром для целого поколения.

Девочка:6

Тот же двор,

Та же дверь.

Те же стены.

Так же дети бегут гуртом.

Та же самая тетя Лена

Суетится возле пальто.

В класс вошла,

За ту парту села,

Где училась я десять лет.

На доске написала мелом:

Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж. 

Девочка 7 - Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт?

Что чувствовали они? Могли они с мужской твёрдостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

Мальчик 6 - А сколько пришлось пережить медсестрам на войне, где им пришлось быть землекопами, лесорубами, водовозами, они копали землянки, а потом уже в этих землянках принимали раненых. В годы войны советские медики возвратили в строй более 72% раненых.

Мальчик 7 - Вот одна из них рассказывает о себе - «Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон....» 
Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Она вспоминает: «Никому не поверю, если скажет что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут - и атака. Тебя начинает трясти.... Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь…
 

Девочка 8: Четверть роты уже скосило:
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: "Не могу!"
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет:
Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет. 
Отлежится. Обдуется ветром.
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани - 
До чего же хрупки они:
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра награду - 
Человека опять спасешь.

(На пне на сцене укрывшись одной шинелью садятся Зинка и Юлька Стихотворение Ю. Друниной «Зинка»)

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. .. .Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ... Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?! (Уходят)

Девочка 9 - Невеста, жена, вдова…Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в тоже время в чём-то разные. Объединяло их большое, прекрасное, сильное чувство – любовь. Любовь к близкому, родному человеку, которая помогла вынести все тяготы, весь ужас войны. Она верила, надеялась, ждала.

Девочка 10: Можно ли описать горечь разлуки матери? Её сердце разрывается на части от того, что она не может защитить своё дитя. Если бы она могла, то закрыла бы сына собою, чтоб в него не попала вражеская пуля. И каждая весточка с фронта- это радость, и холодящая душу тревога. А как ждали они весточек, этих заветных «Треугольников».

(Звучит «Реквием» Моцарта)

Во время звучания музыки выходят дети в военной форме, встают полукругом. В руках свечи и письма.

Девочка - Милая моя мамусенька, сегодня получила твоё письмо с фотографией. Я то и дело достаю её из кармана гимнастёрки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… А на счёт денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить. Бросает письмо  и гасит свечу.

Мальчик - : Это последнее моё письмо. Сегодня 6 день войны. Мы остались вдвоём – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая… Бросает письмо  и гасит свечу.

Девочка - Мамулька, родная, с Новым 1945 годом! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина недалеко. Роднулечка,  за меня не беспокойся, живу хорошо по –прежнему… Бросает письмо  и гасит свечу.

Мальчик - Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать меня теперь старшим лейтенантом…. Мне было 20 Бросает письмо  и гасит свечу.

Девочка - А пока целую и крепко обнимаю «твоя Натуся»…. Они окружили . Мне было 22 Бросает письмо и гасит свечу.

Девочка Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось ещё пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… Бросает письмо и гасит свечу



Девочка -  Пишите, как будет свободное времечко. Привет всем знакомым и родным, остаюсь по-прежнему ваша курносая Сашка…  До 22 мне осталось дожить 3 месяца.

Бросает письмо и гасит свечу.



Девочка 9

Вот опять ты мне вспомнилась, мама, и глаза твои, полные слез, и знакомая с детства панама на венке поредевших волос.

Оттеняет терпенье и ласку потемневшая в битвах Москвы материнского воинства каска — украшенье седой головы.

Все стволы, что по русским стреляли, все осколки чужих батарей неизменно в тебя попадали, застревали в одежде твоей.

Девочка 10

Ты заштопала их, моя мама, но они все равно мне видны, эти грубые длинные шрамы — беспощадные метки войны...

Дай же, милая, я поцелую, от волненья дыша горячо, эту бедную прядку седую и задетое пулей плечо.

Мальчик 8

В дни, когда из окошек вагонных мы глотали движения дым и считали свои перегоны по дорогам к окопам своим,

как скульптуры из ветра и стали, на откосах железных путей днем и ночью бессменно стояли батальоны седых матерей.

Я не знаю, отличья какие, не умею я вас разделять: ты одна у меня, как Россия, милосердная русская мать.

Мальчик 9

Это слово протяжно и кратко произносят на весях родных и младенцы в некрепких кроватках и солдаты в могилах своих.

Больше нет и не надо разлуки, и держу я в ладони своей эти милые трудные руки, словно руки России моей.

Мальчик 8 - Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия, действительно, не совместимы…

Мальчик 9 -  В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.

Мальчик 1 - Прошла война. И жизнь, и время движутся вперёд. За верность и стойкость, за силу и нежность Слава Вам солдатские жёны, вдовы. И матери!

Девочка 1-  Вечной славой Вас осенили сыновья и мужья! Из бессмертного подвига, из вашей скорби , из благодарной памяти народной рождается могучая и добрая сила – беречь Мир, не допустить новой войны!!!

(Звучит мелодия песни «Птицы белые» на её фоне читается стих)

Девочка 4: Нет! У войны не женское лицо.

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Девочка 7 -

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо.



Мальчик 2: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.







Девочка 2 - Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жён потеряли мужей?

От чего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?



Девочка 3- Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка их кров,

А мечта, до Победы дожить!

Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей!



Звучит заключительная песня в исполнении участников

композиции.

(песня Анны Петрашёвой «Я хочу, чтобы не было больше войны)