СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-дидактический материал "Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-дидактический материал "Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения"»

В.1. Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения

(примеры взяты из произведений И. С. Тургенева)

Вариант 1

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

  1. Предложение выполняет коммуникативную функцию.

  2. Подлежащее — главный член двусоставного предложе­ния, называющий предмет или явление действительно­сти, о котором говорится в предложении.

  3. Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, которое выражено глаголом в изъявительном, повели­тельном или условном (сослагательном) наклонении.

  4. Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения, с которыми они составляют сло­восочетания.

Задание 2. Укажите двусоставное предложение.

  1. Вершины Альп...

  2. И дымком-то пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей.

  3. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка.

  4. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно.

Задание 3. В каком из предложений неверно выделено подлежащее?

  1. Кто-то шёл по моему следу.

  2. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

  3. Сидит нас человек двадцать в большой комнате с рас­крытыми окнами.

  4. Так ты теперь гордись, бедняк.

Задание 4. В каком из предложений неверно выделено сказуе­мое?

  1. Ровной синевой залито всё небо.

  2. Вы можете воспользоваться укорами собственной со­вести.

  3. Я принялся глядеть в седой полумрак.

4)Однажды... я был свидетелем ожесточённой распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.

Задание 5. Укажите предложение с простым глагольным сказу­емым.

  1. Честность была его капиталом.

  2. Ася продолжала сидеть неподвижно.

  3. Я бы век не ушёл из этой комнаты!

  4. Непритворна моя грусть.

Задание 6. Укажите предложение с составным глагольным сказу­емым.

  1. Выражение изумления на его лице было очень забавно.

  2. Между тем вместе с вечером надвигалась гроза.

  3. Мы с братом собираемся завести здесь театр.

  4. Я часто ходил смотреть на величавую реку.

Задание 7. Укажите слово, которое не может выступать в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого.

  1. дерзнуть 3) рад

  2. петь 4) стремиться

Задание 8. Укажите предложение, в котором выделенный инфини­тив не является основной частью составного глагольного сказуемого.

  1. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять её спокойное течение.

  2. Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

  3. У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего.

  4. Я любил бродить тогда по городу.

Задание 9. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

  1. И вдруг мне почудились лёгкие, осторожные шаги за моей спиной.

  2. Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами.

  3. Его движенья веселы, бойки...

  4. Кто-то отчаянно взывал о помощи.

Задание 10. В каком предложении на месте скобок необходимо поставить тире?

  1. Я ( ) человек не простой.

2)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун ( ) большой праздник для крестьянских мальчиков.

  1. Череда, ( ) например, трава добрая для человека.

  2. Невежда ( ) он был круглый.

Задание 11. Укажите нераспространённое предложение.

  1. Стоял полный штиль.

  2. Мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака.

  3. Заря ещё не занималась.

  4. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся.

Задание 12. Укажите предложение, в котором выделенный второ­степенный член предложения распространяет другой второстепен­ный член.

  1. Я стоял перед цепью красивых гор, растянутых полу­кругом.

  2. Неровные стёкла окон отливают цветами радуги.

  3. Я увидел светлые, лучистые глаза на живом подвиж­ном лице.

  4. Вышел раз приказ изловить этого самого Ефрема.

Задание 13. Укажите предложение с выделенным словом (слово­сочетанием) в роли несогласованного определения.

  1. По самой середине этого сада, на зелёной лужайке, рос­ло дерево необычайного вида.

  2. Спит зелёное, светлое небо над навсегда замолкшей землёй.

  3. Он не понимал, не допускал ничьей слабости.

  4. В тёплом воздухе пахнет резедой и липой.

Задание 14. В каком из предложений выделенное слово является косвенным дополнением?

  1. Мне жаль самого себя, других всех людей, зверей, птиц.

  2. Она словно хочет сказать мне что-то.

  3. А вот вы лучше подивитесь смышлёности здешних жи­телей.

  4. И вот теперь у него нет куска хлеба.

Задание 15. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством образа действия?

  1. Мы проболтали часа два.

  2. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку.

  3. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело.

  4. Я отправился домой через потемневшие поля.

Задание 16. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством меры и степени?

  1. Долгое время он жил припеваючи.

  2. В душе стояла тишина превыше радости и горя.

  3. Передо мною, между двух рядов высохших тополей, стрелою уходила в даль дорога.

  4. Парень обернулся ко мне, только голову наклонил не­много.

Задание 17. В каком из предложений выделенное слово является обстоятельством места?

  1. И тучи резвой чередой куда-то весело летели.

  2. День за днём уходит без следа однообразно и быстро.

  3. Там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

  4. Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка.

Задание 18. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством времени?

  1. Как сильно пахнет полынь на межах!

  2. Я стоял на вершине пологого холма.

  3. Я спал дурно и на другое утро встал рано.

  4. До половины облитый багрянцем, широкий пруд стоял неподвижным зеркалом.

Задание 19. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством причины?

  1. Он сам не много стихов знал на память.

  2. Вон ласточка взвилась, вон ударилась книзу, даже взвизгнула от радости, слышишь?

  3. Имение это досталось ему от отца и никогда не отлича­лось благоустройством.

  4. В тёмной комнате горит одна свеча.

Задание 20. В каком из предложений выделенное слово является обстоятельством цели?

  1. После обеда все пошли на террасу пить кофе.

  2. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

  3. Я едва домой добежал.

  4. Завтра я буду счастлив!

Задание 21. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством условия?

  1. Сияло небо надо мной...

  2. Я знал Паеынкова очень давно, почти с детства.

  3. Ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции.

  4. Теперь я молчу и не сокрушаюсь вслух о тех утратах.

Задание 22. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством уступки?

  1. Я шёл среди высоких гор, вдоль светлых рек и по до­линам...

  2. Но он любил её страстно и никогда ничего ей не за­прещал.

  3. Бодро шёл я по знакомой дороге.

  4. Она сама не согласилась быть его женой, несмотря на его просьбы.

Задание 23. В каком из предложений выделенное слово (слово­сочетание) является обстоятельством сравнения?

  1. На завалинках кошки свернулись клубочком, насторо­жив прозрачные ушки.

  2. По оврагу бежит ручей.

  3. Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

  4. До этого дня Ася ни разу не говорила мне о своём отце.

Задание 24. Укажите предложение, в котором выделенный второ­степенный член совмещает в себе два значения.

  1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

  2. Вдруг донеслись до меня звуки музыки.

  3. Между камнями вилась тропинка.

4) Я получил письмо от бывшего университетского това­рища.










Прочитайте текст и выполните задания 25—30.

(1) Бравирование1 грубостью в языке — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о пси­хологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (2) Говорящий стремится грубой шут­кой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (3) Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) Это про­исходит полусознательно. (5) Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а ино­гда и жестокости. (6) Но та же самая подоплёка2 лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно ирониче­ских выражений по отношению к тем явлениям повсед­невной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.

  1. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся.

  2. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (9) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, вол­нуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.

(10) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешен­ный человек не будет без нужды говорить громко, не бу­дет ругаться и употреблять жаргонных слов. (11) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(12) Наш язык — важнейшая часть нашего общего по­ведения в жизни. (13) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(14) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (15) Но хоть и трудно — это на­до, надо. (16) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей лично­сти, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачёву)

Задание 25. Определите тип речи текста.

  1. описание

  2. повествование

  1. рассуждение

  2. повествование и описание

Задание 26. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

  1. разговорная речь

  2. публицистический стиль

  3. официально-деловой стиль

  4. научный стиль

Задание 27. Определите, как выражено подлежащее во 2-м пред­ложении.

  1. именем существительным

  2. именем прилагательным

  3. субстантивированным причастием

  4. словосочетанием


Задание 28. Определите, при помощи каких средств связи 4-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

  1. лексические повторы

  2. вводные слова

  3. союзы, частицы, местоимения

  4. наречия времени или места

Задание 29. Какое из сказуемых (в скобках указан номер пред­ложения) является составным именным сказуемым?

  1. явление (1) 3) происходит (4)

2) хотят показать (3) 4) можем судить (13)

Задание 30. В каком случае верно дано объяснение постановки

тире в 12-м предложении?

  1. Подлежащее и сказуемое выражены именами существи­тельными в именительном падеже.

  2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами.

  3. Один из главных членов предложения выражен инфи­нитивом, а другой — именем существительным в име­нительном падеже.

  4. Подлежащее и сказуемое выражены количественными числительными.


1 Бравирование — от гл. Пренебрегать осторожностью из по­казной смелости; чрезмерно хвастаться, рисоваться.

2 Подоплёка — 1. У стар. Подкладка у мужской крестьян­ской рубахи от плеч до половины груди и спины. 2. Неодобр. Действительная, но скрытая причина, основание чего-либо.