СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие скоростных способностей футболистов 10-12 лет.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Лужская детско-юношеская спортивная школа»

(МОУДО «Лужская ДЮСШ»)



Принято на методическом совете

от 02.09. 2021 г.

протокол № 1/21-22


«Утверждаю»

Директор МОУДО «Лужская ДЮСШ»

______________/Н. А. Беленкова/









Учебно-методический комплекс

Тема: «Развитие скоростных способностей футболистов 10-12 лет, с помощью комплекса прыжковых упражнений.»















Луга

2021





Содержание



  1. Пояснительная записка

    1. .Юношеский футбол сегодня

  2. Начальный этап обучения

  3. Развитие скорости

    1. .Начальные упражнения по повышению скорости бега

    2. Упражнения для развития скорости

  4. Заключение

  5. Список литературы





1. Пояснительная записка


Организация самого себя, посещение тренировок, преодоление максимальных усилий, усталости, боли и жжения в мышцах, контроль своего эмоционального состояния, подавления «страха», чувства «мандража» которое испытывает в своей жизни каждый человек: спортсмен в предстартовом состоянии, студент перед экзаменом, артист перед выступлением на сцене для обеспечения себе качественной, полноценной жизни, что невозможно без главной ценности - здоровье, чувства счастья, радости, которые несоизмеримы ни с какими материальными благами.

Здоровье - это весьма емкое и многогранное понятие, которое можно кратко свести к способности человека поддерживать выбранный им образ жизни, во время которого он получает сумму, на его взгляд, положительных впечатлений, полностью его удовлетворяющих. Именно, поэтому необходимо сохранить его еще в юношеском возрасте, не растрачивая попусту, так как став состоявшимся человеком, когда детские мечты становятся реальностью и воплощаются в жизнь, здоровье становится еще дороже и ценнее. Оказывается в активности избранного способа жизни, главной составляющей которой является двигательная деятельность человека. Именно она необходима для нормального функционирования организма. Ведь она вовлекает в работу все наши органы и системы. Эта приспособляемость органов дыхания, кровообращения, выделения, терморегуляции, центральной нервной системы обеспечивает нам «запас мощности», резерв, используемый в экстремальных ситуациях.

Оказывается, чтобы вести активный образ жизни, вовсе не обязательно иметь дорогостоящее оборудование (тренажеры). Достаточно простого желания, а тренажеры и отягощения оказываются у нас под рукой.

Рассмотрим ряд упражнений с прыжками, способствующих планомерному развитию скоростных способностей.

В данном пособии охватываются основные этапы обучения и тренировки юных футболистов, раскрываются принципы данного процесса, приводятся примерные упражнения по разным разделам подготовки, а также рекомендуется технология планирования работы с игроками разных возрастных групп. Полезным являются разделы, раскрывающие современные тенденции подготовки юных футболистов в одной из ведущих футбольных стран Европы - Испании, а также педагогические аспекты деятельности тренера, работающего с молодыми игроками, тесты и контрольные испытания.



1.1. Юношеский футбол сегодня

Актуальность данного вопроса, подготовка юношей к большому футболу, сегодня как никогда остра. Подготовка мальчиков и девочек, которые пришли в футбольную школу в 6-7 лет, требует от тренера больших знаний, умений и педагогического опыта.

Тренер должен выстроить целую систему тренировочного и педагогического процесса так, чтобы мальчику или девочке, впервые пришедшим на стадион или в спортзал, было интересно приходить ежедневно.

Начальный этап подготовки юного дарования самый сложный. Мало мальчика или девочку научить техническому приёму, надо ещё из тех, кто приходит, отбирать более быстрых, координированных, ловких и сообразительных.

Педагогический процесс подготовки игрока составляет целый комплекс знаний, который даёт возможность достижения высоких результатов посредством овладения техническим мастерством, планомерного развития физических и индивидуальных, а также морально волевых качеств. Учить, обучать, тренировать, воспитывать - эго неразрывные звенья одной цепи.

Итак, начальный этап подготовки требует внимательного отношения к вашему ученику, который к Вам пришёл. Для тренера очень важно - определить и понять принципы эффективного общения с игроком на уровне группы или индивидуально, а также специфику контактов с родителями.

Тренер - пример для подражания.

Тренер должен быть последовательным во взаимоотношениях с игроками, он должен объяснить вклад каждого игрока в успехе команды. И ко всем игрокам относиться как к личностям.


2. Начальный этап обучения


Детский футбол. Возраст 8-12 лет Исследование/Экспериментирование

  • Возраст раннего детства

  • Возраст приобретения и заучивания жестов

  • Возраст раскрытия и копирования других

  • Навыки психомоторной координации

  • Технический инстинкт и раскрытие жестов

  • Индивидуальный контроль мяча

  • Тактическая осведомленность (индивидуальная)

  • Усвоение понятий атака и защита

  • «Я и команда»

  • Ментальные отношения, приобретенные через опыт


Координация - Базовые моторные функции

Игра - Упражнения с мячом - Игра


Тренировка для формирования игрока будущего Средний возраст 12-15 лег

Консолидация/Ассимиляция

Этап полового созревания

Полный контроль жестов тела и их элементарных разновидностей Сложный период в ментальном плане

Тренировка базовых технических навыков

Технические/тактические навыки

Индивидуальный контроль мяча «под давлением

Осознание индивидуальности и командная тактическая осведомленность

Тактическое поведение защиты и атаки

Ответственность в игре

Приобретение базовых ментальных отношений посредством опыта и через особые формы тренировки.


Координация - Базовая выносливость - Укрепление мышц - Скорость

Коллективная и специальная (индивидуальная) тренировка

Игровая практика (матчи)- Комбинированные технические и технико-тактические упражнения - Игра


Тренировка на результат

Тренировочный уровень/уровень развития

возраст 15-18/19 лет

Стабилизация/доведение навыков до автоматизма

Этап юношества, рост заканчивается

Особая атлетическая и физическая тренировка/развитие

Возраст окончательного выбора; развитие в сторону с татуса молодого взрослого; период «правды»

Техническая рабо та но позициям и в команде «под давлением»

Сложные технические/тактические навыки «под давлением»

Индивидуальная техника с мячом; хороший тюнинг, точность (особые тренировочные занятия) Осведомленность о тактике команды

Тактическое поведение атаки и защиты как часть игрового плана (организационная и игровая система) Особое тактическое поведение

Ментальные отношения, связанные с выступлением, развитые специальной тренировкой и другими техниками - 22 - Энергия-сила - Скорость Особая выносливость

Коллективная(командная)тренировка

Соотношение тренировки с индивидуальными потребностями

Игровая практика (матчи) - Технико-тактические упражнения - Реальные матчи


3. Развитие скорости

Практика футбола и непосредственные наблюдения тех, кто занимается спортом вообще и атлетическими его видами в частности. показали, что скорость - качества врожденное, почти не поддающееся совершенствованию и определяющееся факторами нервной и конституционной природы. Обычно выделяют три типа скорости:

  1. Скорость, определяемая сокращение отдельной мышцы или группы мышц. На практике - это способность мышцы к сокращению в самый короткий отрезок времени.

  2. Способность выполнить несколько движений (одинаковых или разных) одно за другим. На практике - это способность выполнить как можно больше движений за определенный отрезок времени.

  3. Реактивная скорость.

  4. Если же принять во внимание, что скорость - это проявление динамической энергии, то станет ясно, что одной из главных задач тренеров и самих спортсменов всегда было и остается стремление улучшит ь этот показатель.

Скорость, пусть и не в такой мере как другие физические качества, можно развивать с помощью направленной тренировки. Прежде всего, необходимо брать в расчет, что психологическими предпосылками ускорения являются процессы, происходящие в нервной системе (возбуждение и торможения). Быстрый переход от возбуждения к торможению и наоборот способствует быстрой же консолидации мышечных групп - антагонистов. Однако на скорость влияют и другие факторы: внутренние состояние, врожденные конституционные особенности, способность к выполнению физических упражнений (тренированность), внешние условия (погода, температура, атмосферное давления, состояние спортивных сооружений и т. д.)

Разумное наращивание скорости требуют, прежде всего, устранение факторов, снижающих ее. Первым из этих факторов является тормозящее действие мышечных групп — антагонистов. Вот почему так необходимо владения техникой движения. По мнению специалистов, прежде чем выдать максимальную скорость, спортсмен должен как следует отработать свою технику на средней скорости, что бы избежать вредного мышечного напряжения в этом же деле очень полезен так называемый бег с ускорением. Секрет скорости заключается в умении выполнять определенное движение в как можно более расслабленном состоянии, то есть стараться сознательно расслаблять все мышцы, не участвующие в беге.

По сколько стимул увеличения скорости тем эффективнее, чем быстрее нервная система достигает своей максимальной возбудимости, тренировке на скорость движения не должны предшествовать никакие утомительные упражнения. После фазы предварительного разогревание нужно немедленно переходить к максимально интенсивным упражнениям по наращиванию скорости.

Упражнение по наращиванию скорости должно дли ться ровно столько, сколько времени индивид выдерживает максимальную интенсивность бега. Как только первые симптомы усталости вызывают снижение максимальной скорости, сам стимул тренировки приобретает характер сопротивления. Что касается бега, то

замечено, что расстояние, на котором достигается максимальная скорость, после 30 метров разбега возрастает с 20ти до 45ти метров, в зависимости от индивидуальных способностей спортсмена.

Методом наращивания скорости считается «повторение». Между забегами должно выделяться время, позволяющие спортсмену полностью восстановить силы. Однако этот интервал не должен быть слишком долгим, чтобы возбуждение нервной системы не успело улечься. Обычно восстанавливающий силы интервал не должен превышать 4-6 минут. Количество повторений от 5-10ти.В Еженедельном цикле упражнений по наращиванию скорости их редко проводят больше двух раз в неделю.


3.1.Начальные упражнения по повышению скорости бега

Бег с подскоком.

Подскоки повторяются на каждом третьем шаге.

1 Вариант: При каждом касание пола следует энергичная отталкивание вверх с махом согнутой в колени ноги.







2 Вариант: По переменный подъем на возвышении то с одной. то с другой ноги


Бег на месте с упором руками о стену. Надо следить за правильным положение туловища, чтобы опорная нога находилась с ним на одной линии.





Попеременные прыжки на скамейку или на ступеньку со сменой ног. Опираясь одной ногой на скамейку, энергично выпрямить согнутое колено и выпрыгнуть вверх. Опускаясь, поменять положение ног так, чтобы толчковая нога стала опорной и наоборот.


Прыжок вниз с последующим выпрыгиванием вверх. Спрыгнув вниз с возвышения высотой 80—100 см, сразу же. оттолкнувшись от опоры, выпрыгнуть верх на ту же высоту. Упражнение следует повторять, используя ряд препятствий, расположенных на некотором расстоянии друг от друга.










Старт с наклоном корпуса вперед. Не сгибая колен, медленно наклоняться вперед так, чтобы туловище и ноги находились на одной линии. Когда наклон достигнет примерно 30° по отношению к земле, начните бег. Ноги должны то/жать тело вперед, а не следовать за телом.





Старт быстрого бега на месте. Бег на месте должен быть очень интенсивным — с высоко поднятыми коленями. После десяти минут такого упражнения нужно выдвинуть бедра и продолжать бег на расстояние 25 — 30 м, стараясь сохранять начальную скорость,- Бег с ограничением нагрузки. На пути бегущего спортсмена на земле укладываются палочки или скакалки на расстоянии примерно 1 м 20 см друг от друга. Спортсмены должны быстро пробегать дистанцию, не касаясь препятствий. Постепенное увеличение расстояния между препятствиями должно увеличивать ширину шага.




3.2. Упражнения для развития скорости


  1. Разбившись на группы по 2—3 человека, игроки начинают упражнение из точки «А», находящейся на лицевой линии. В легком темпе они добегают до точки «а» (это примерно 40 м). После этого следует постепенное ускорение с тем, чтобы к отметке «в» набрать максимальную скорость, с которой они добегают до точки «с». После чего, по инерции сбросив скорость, добегают до лицевой линии и за ней медленно доходят до пункта А (1) Отсюда упражнение повторяется в обратном направлении по той же максимальной скоростью выполняются примерно 8 сек Упражнение надо повторять 6—8 раз.





  1. Разбившись на группы по 2—3 человека, спортсмены начинаю! упражнение из точки «А» (центр линии ворот) и. ускоряясь, пробегаю! расстояние до гонки «а» (примерно 20 м) с тем, чтобы на этой отметке развить максимальную скорость, которую надо удержать до точки «в» (примерно 25 м). Отрезок между, отметкам и «в» и «с» преодолевается со снижением скорости, по инерции, а отрезок между точками «с» и «б» вновь с максимальной скоростью. Бег между отметками «d» и «А» (1) проходит со снижением скорости. Достигнув точки «А» (1), спортсмены переходя!' на шаг, а - 40. - затем медленно бегут вдоль боковой линии поля для восстановления сил Время на выполнение всего упражнения — 3 мин. Время бега па максимальной скорости — 8—12 сек. Это упражнение не только помогает совершенствовать скоростные качества, но и приучает к смене скоростей. Занятие состоит из 6—8 повторов.



Две группы из двоих игроков (один мяч на двоих): - для развития ловкости не давать мячу упасть и подбивать его то левой, то правой ногой, потом головой, грудью и коленями. Варианты: жонглировать мячом стоя на месте и в движении; — два игрока стоят на расстоянии примерно 15 м друг от друга. Игрок А посылает мяч игроку Б, гот обрабатывает мяч и возвращает его партнеру. Пасы проводятся левой ногой, правой ногой и подъемом ноги; — исходная позиция та же. что и в предыдущем упражнении. А посылает мяч Б. который принимает его на бегу, и остановившись отправляет его образно партнеру. При этом упражнении надо стараться улучшать технику игры более слабой ногой; два игрока стоят па расстоянии примерно 10 м друг от друга. А на бегу передает мяч Б то правой, то левой ногой. Б возвращает мяч А, стараясь бить подъемом ноги; — расстояние между игроками 20—25 м. А несет на груди мяч в сторону Б, который принимает его гоже на грудь и отбивает А; — А и Б в движении передают мяч друг другу, находясь на расстоянии примерно 10 м. периодически замедляя бег. Расписание на неделю Расписание тренировок на неделю в разгар сезона*. Суббота. Матч. Воскресенье. Свободная тренировка. Помощь врача и массажиста игрокам, получившим травмы. Понедельник. Утром или во второй половине дня легкие тренировки для основного состава команды, более трудные упражнения — для второго состава. Если у команды нет проблем и она находится в хорошей форме, то игроки основного состава отдыхают и в понедельник. Вторник. Бег в лесу или вообще в зеленой местности. Во второй половине дня тренировки с мячом. Замечание! в начале недели усиленные занятия с вратарем. Среда. Утром занятия с мячом и разбор тактики. Вторая половина дня свободна. Замечание, в этот день тренировки ведутся с учетом особенностей противника, с которым предстоит играть в ближайшем матче. Так. например, ведутся отработка положения вне игры и занятия со стоппером, которому предстоит противостоять нападающему, хорошо играющему головой. Подготовка игроков ко всяким неожиданным ситуациям, которые могут возникнуть в субботнем матче. Четверг. В утреннюю тренировку включаются упражнения с мячом, чередующиеся с упражнениями по развитию скорости. Во второй половине дня отдых для основного состава и тренировки для запасных игроков. Пятница. Утром: занятия по тактике, отработка штрафных ударов и выстраивание стенки. Для нападающих — отработка паса ногами и головой. Для вратарей — бег, отработка своевременного выхода из ворот на перехват мяча. Во второй половине дня — переезд на сборы.


4. Заключение

Данный учебно-методический комплекс составлен в целях:

- повысить качество обучения юных футболистов в ДЮСШ г. Луга;

- приобщить учеников к здоровому образу жизни, занятию спортом;

- сформировать у обучающихся чувство достоинства, помочь стать им настоящими личностями, развивать в детях наилучшие качества;

- создать условия для достижения высоких спортивных результатов.




5. Список литературы


1. О.Б. Лапшин,- Теория и методика подготовки юных футболистов. -Человек, 2010. - 176 с.

2. Лапшин О., Василюс А., Янчаускас Э. Подготовка юных футболистов - Вильнюс, 1987.

3. Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев С.Н., Буйлин Ю.Ф., Исмаилов А.И., Лапшин О.Б. ФУТБОЛ - поурочная программа для юных футболистов СДЮШОР И ДЮСШ - М «Терра-Спорт», 2000.

4. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа юных футболистов 6-9 лет. М. «Граница» 2008.

5. Энцо Сассо. Футбольный тренер. М «Терра-Спорт», «Олимпия-Пресс», 2003.

6. FIFA coaching. 2005

7. М. Морено «Семинар РФС, С-Петербург, Январь2009г.»

8