Тема: Задачи и содержание обучения ремонтным работам.
План
1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.
2. Содержание программы.
3. Организация работы студентов в период практики.
4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.
5. Инструктирование студентов на занятиях.
Вопрос 1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.
По предмету «Система Т.О. и ремонта машин» предусмотрены занятия ПО по ремонтным работам, на которых студенты осваивают организацию и технологию ремонта машин, изучают оборудование рабочих мест, устройство и принцип действия используемых стендов, приборов. Приспособлений использование альбомов технологических карт. В процессе ремонтных работ у студентов совершенствуется умения и навыки по разборочно-сборочным работам, полученные на ЛПЗ по спец предметам, по выполнению слесарно-ремонтных операций, изученных на ПО по общеслесарным работам. В процессе обучения нужно воспитывать у студентов чувство ответственности за качество ремонтных работ, обеспечивающих работоспособность сельхоз техники, приучать экономно расходовать материалы, зап. части ит. д. При обучении в условиях пр-ва уч-ся осваивают передовые методы ремонта, своевременное ремонтное оборудование, культуру труда производственных рабочих.
Вопрос 2. Содержание программы.
Учебным планом на раздел П.О. по ремонтным работам для студентов со сроком обучения 3 года отведено 96 часов. Тематический план содержит 7 учебно-производственных тем по ремонту СХМ, отдельных узлов и агрегатов тракторов и автомобилей (типовых соединений и деталей, сцеплений тормозов, механизмов управления, колес и т.д.) по ознакомлению с технологией ремонта двигателей и сложного оборудования, со сборкой и обработкой двигателей.
По организации и технологии ремонта, согласно программе, выполняются приемы.
Подготовка машин (узлов) к ремонту - очистка, мойка.
Разборочные работы.
Дефектовка.
Устранение неисправностей.
Сборка.
Обкатка.
Вопрос 3. Организация работы студентов в период практики.
В учебных мастерских многих колледжах нет условий для полного выполнения учебной программы по рем практике - для ознакомления студентов с современным ремонтом оборудованием, высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, новыми технологическими процессами труда передовиков и новаторов производства. Такие возможности значительно расширяются в период обучения студентов на производстве, т.е. в ЦРМ.
Поэтому обучение групп по отдельным темам следует организовать в ближайших рем. мастерских и пунктах ТО.
Практическое обучение студентов ремонтным работам удобно организовать по 10-ти звенной форме. Такой способ организации ПО студентов приемлем как в условиях мастерских учебного заведения, так и на рем. предприятиях.
Каждое рабочее место оборудуется в соответствии с требованиями учебной программы комплектом инструментов, приспособлений, съемников, документацией на ремонт деталей и сборочных единиц, инструкций по ТБ, учебно-наглядными пособиями (схемами, плакатами, таблицами).
На рабочих местах следует использовать ходовые машины, для этого до начала занятий, необходимо определить количество техники колледжа, подлежащей ремонту, рассчитать потребность в зап. частях.
Вопрос 4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.
При проведении ремонтной практики на ремонтных предприятиях в начале практики необходимо проводить установочный инструктаж.
Ознакомить с задачами рем. практики в условиях производства.
Разъяснить содержание работ студентам.
Ознакомить с организационными формами обучения и порядком перемещения по рабочим местам.
Ознакомить с распорядком дня.
Инструктаж по ТБ специалистами предприятия.
До начала практики мастер должен ознакомить работников предприятия с программой практики, обязанностями студентов, уровнем подготовленности.
Вопрос 5. Инструктирование студентов на занятиях.
При обучении студентов в колледже, в помощь мастеру выделяются свободные от занятий мастера, на производстве инструктирование могут проводить высококвалифицированные рабочие. Студенты могут работать в составе бригад рабочих. Основной метод освоения приемов ремонта-наблюдения студента.
Примерный порядок инструктирования:
Организационная часть.
Вводный инструктаж (20-30 мин)
Сообщение целей и задач учебного дня.
Общий вводный инструктаж
Характеристика рабочих мест.
Назначение слесарно-монтажного инструмента, приспособлений, стендов.
Техника безопасности.
Распределение по рабочим местам.
Сообщение порядка перемещения по рабочим местам.
Звеньевое инструктирование (рабочими на рабочих местах).
III. Участие студентов в выполнении ремонтных работ и текущее инструктирование.
Задачи текущего инструктажа мастера: обеспечить занятость каждого студента, своевременное перемещение по рабочим местам, наблюдение за работой студента, беседа с обучающимися и с рабочими на рабочих местах.
IV. Групповой заключительный инструктаж
Проводится в конце рабочего дня - анализируется работа группы, отдельных звеньев и студентов. Можно привлекать к этому виду инструктажа квалифицированных рабочих.
(К конспектированию)