Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.
Требования к содержанию учебного занятия:
Цели и задачи учебного занятия.
Планируемые результаты обучения.
Краткое учебное содержание.
Виды организации учебной деятельности.
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
6 класс, учебник «Обществознание», под редакцией Л.Н. Богнолюбова,Л.Ф. Ивановой
Тема: Конфликты в межличностных отношениях
Цель урока: способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2.На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.
2. Планируемые результаты:
Предметные:. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.
Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строитьсвои взаимоотношения.
Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания.
Краткое учебное содержание
1этап. Проблематизация, актуализация, мотивация
Работа с басней «Конфликт тела" Нонны Журавлёвой, определение темы урока, постановка проблемного вопроса. Организация диалога с обучающимися.
2 этап «Изучение нового материала: теория и практика»
Работа с учебником, просмотр видеофрагмента, работа со схемой в учебнике, групповая работа с иллюстрациями, изображающими 4варианта поведения человека в конфликтной ситуации, самостоятельный анализ притчи.
3 этап. Итоги урока. Рефлексия
4. Виды организации учебной деятельности.
1этап. Проблематизация, актуализация, мотивация
Чтение фрагмента басни «Конфликт тела" Нонны Журавлёвой и ответы на вопросы
1. О чем данное стихотворение?
2. О чем пойдет речь на уроке?
3. Определите тему урока и запишите в тетради
Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта?
2 этап «Изучение нового материала: теория и практика»
Работа в парах по составлению кластера к слову конфликт, запись определения «конфликт» в тетрадь, самостоятельно работают с текстом параграфа, выявляя причины конфликтов, соотносят причины с ситуациями и подбирают соответствующие картинки, смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы, работают в парах со схемой учебника стр.76, читают тексты, определяют стратегию поведения, аргументированно доказывают свою точку зрения, выполняют дифференцированные задания, анализируя стратегию поведения сказочных героев, работают с пословицами и поговорками, делают выводы.
3этап. Итоги урока. Рефлексия
Фронтальная работа, итоговый тест.
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
1этап. Проблематизация, актуализация, мотивация
Учитель организует диалог с учащимися по вопросам: При каком виде деятельности могут возникать конфликты? Что мы называем общением? Какие правила общения тебе известны? Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил? Работа с учебником. Предлагает ученикам прочитать ситуацию, в которую попал мальчик Андрей (обсуждение рубрики "Обсудим вместе" стр.76 учебника) Как бы ты поступил в такой ситуации? | Отвечают на вопросы. -при общении - взаимные деловые и дружеские отношения людей - речь, невербальное общение - конечно, могут - к ссорам,ругани читают и обсуждают ситуацию с Андреем. |
2 этап. «Изучение нового материала: теория и практика»
Учитель дает задание (учащиеся работают в парах): - прочитать текст на стр. 77 учебника, выявить в нем причины конфликтов; - соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки (Приложение 2); | Работают с текстом в парах (стр. 77 учебника); - соотносят причины с ситуациями и подбирают картинки; - выполняют взаимопроверку заданий и оценивание |
В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта. На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят). Верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание, и оно тебе кажется несправедливым, обидным, нечаянно или специально брошенное слово, противоположные желания и интересы. | Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему. Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени? Учащиеся работают со схемой учебника стр.76 Отвечают на вопрос Грубое слово, несправедливое высказывание, противоположные интересы и желания |
Проблемное задание (физкультминутка). Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул. Второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами. Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется – избегание. Рассмотрим на конкретных примерах. Вам даны разные задания, необходимо прочитать и определить стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта, можете пользоваться памятками (дифференцированные задания) Приложение 3 Следующее задание «Найдите соответствие» определить варианты поведения в ситуации конфликта, работая с пословицами. Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и варианты исхода конфликта с другой стороны. “Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс) “С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта) “Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция) | Работа в парах Читают тексты, определяют стратегию поведения, аргументированно доказывают свою точку зрения. Работают с пословицами и поговорками, делают выводы. |
3этап. Итоги урока. Рефлексия
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения
1. Столкновение и противоборство противоположных взглядов, интересов, стремлений -это 1) деятельность 2) общение 3) война 4) конфликт | 2. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, интеграция. 1) виды деятельности 2) поиск компромисса 3) разрешение конфликта 4) межличностные отношения |
3. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________. 1) компромисс 2) конфликт 3) конфликтное поведение 4) конфликтная ситуация | 4. Объединение элементов в единое целое — это 1) целостность 2) интеграция 3) инцидент 4) приспособление |
5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта? 1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак». 2) Свои претензии на спорную территорию высказали несколько воюющих государств. 3) Братья договорились, что компьютером будут пользоваться по очереди. 4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в футбольном матче. | 6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте? 1) У частники конфликта бросились в драку. 2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой. 3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учебник. 4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто высказал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы. |
7. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию. 1. Проявляйте упорство в разрешении конфликта 2. Уступка- признак слабости, избегайте уступок 3. Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку 4. Дайте волю своим эмоциям 5. Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны 6. Умейте прощать слабости других людей | 8. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две стороны. 2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубостью и оскорблениями. 3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта. 4) К конфликтам относят избегание и приспособление. 5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий путём взаимных уступок. |