Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия № 1/1
Тема занятия :
«Учет поступления товаров в аптеку.»
Дисциплина : «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
Специальность 33.02.01 Фармация курс 3.
Цели занятия, мотивация
А) Образовательная:
Ознакомиться с материалом о хозяйственном учете, видах хозяйственного учета , учетных измерителях..
Сформировать знания о задачах и функциях бухгалтерского ,о требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому учету..
Обобщить и систематизировать знания об объектах и методах бухгалтерского учета и их классификации.
Закрепить изучаемый материал. Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.
Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Б) Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели
В) Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Междисциплинарные связи латинский язык с основами медицинской терминологии, технология изготовления лекарств.
Внутридисциплинарные связи связь с другими темами
Место проведения Кабинет №18, корпус 7а, цокольный этаж.
Тип занятия практическое.
Количество часов 4 ч.
Обеспечение занятия (средства обучения) конспект лекций, рабочая программа, методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал.
Литература
Управление и экономика фармации : учебник /под ред. И.А. Наркевича- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017, 505-508
Приказ МЗ РФ №647н « Правила надлежащей аптечной практики ЛП для медицинского применения»
Приказ МЗ РФ №646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения и перевозки ЛП для медицинского применения»
Студент должен знать:
Порядок поступления товаров.
Заключение договоров на поставку товаров.
Система оплаты товаров.
Материальная ответственность работников аптек.
Студент должен уметь:
1.Составить заказ на товар.
2. Пользоваться Прайс-листами
3. Оформлять документы при приемке товара.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время(мин) |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Постановка целей, начальная мотивация | 5 |
3 | Определение исходного уровня знаний | 15 |
4 | Вводный инструктаж | 5-7 |
5 | Самостоятельная практическая работа | 90 |
6 | Заполнение дневников и др. | 20 |
7 | Контроль конечного уровня знаний | 30 |
8 | Задание для самостоятельной работы студентов | 3 |
9 | Подведение итогов, уборка рабочего места | 5 |
Ход занятия
Организационный момент
Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие рецептурной тетради, конспектов) и проверка присутствующих.
Инструктаж по охране труда текущий
Мотивация (цели) занятия см.выше
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
преподаватель проводит фронтальный опрос по теме ( или тестовый контроль), проверяет выполнение заданий в рабочей тетради
а) проверка знаний
Индивидуальный устный опрос:
1. Оптовые предприятия, розничные предприятия (ФЗ « Об обращении лекарственных средств»), функции.
2. Условия закупки фармацевтических товаров.
3. Договор купли-продажи, его содержание.
4. Система оплаты товаров.
5. Прием товаров в аптечной организации по количеству и качеству.
6. Приемочный контроль.
7.Сопроводительные документы, их анализ при приеме товара.
8. Документальное оформление приема товара.
9.Какое значение имеет правильная организация учета и отчетности по рецептуре
10.Для чего используют показатели количества и стоимости рецептуры?
11.Назовите и охарактеризуйте документы , в которых ведется учет экстемпоральных рецептов.
12. Какой документ содержит информацию о количестве и стоимости амбулаторных рецептов?
13. Назовите срок хранения разных форм рецептурных бланков в аптеке.
24. Укажите особенности хранения и уничтожения рецептурных бланков, по которым были отпущены наркотические(психотропные) ЛС
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
Проверка тетрадей по практике, конспектов.
в) подведение итогов контроля:
5.Практическая часть:
а) подготовка студентов к аудиторной практической
б) самостоятельная работа студентов : работа с лекционным материалом
в) подведение итогов самостоятельной работы :
преподаватель контролирует решение ситуационных задач, решение тестов. Заслушивает самостоятельно подготовленные студентами доклады. Проверяет выполнение самостоятельной аудиторной работы.
6.Итоговый контроль
1.Индивидуальный устный контроль ;
2. Задания для самостоятельной работы и самокоррекции знаний
1. ЛС с ограниченным сроком годности отгружаются продавцом, если на время отгрузки осталось не меньше , чем:
А) 50% срока годности;
Б) 80% срока годности;
В) 1.5 года срока годности.
2. Какие виды расчетов за поставку товаров наиболее распространены в фармации?
А) предварительная оплата;
Б) частичная предоплата;
В) оплата по факту получения;
Г) с отсрочкой платежа на разных условиях.
3. Доверенность на получение ТМЦ лицам, которые не работают в аптеке:
А) может быть выдана любому лицу;
Б) совсем не может быть выдана;
В) может быть выдана только с разрешения руководителя.
4. На протяжении месяца учет товаров , поступивших в аптеку , отражается в таких документах:
А) доверенности;
Б) товаротранспортной накладной;
В) товарном отчете;
Г) специальных журналах- документах строгой отчетности.
5.По результатам приемки ядовитых, наркотических и психотропных ЛС составляется акт:
А) в случае выявления разногласий с сопроводительными документами;
Б) в любом случае.
Ответы:
1.б
2.в,г
3.в
4.в
5.б
3.Учет рецептуры
1.Провизор принял рецепт на изготовление лекарственной формы. В каком документе он должен зарегистрировать рецепт? Выберите правильный ответ.
а. журнале учета рецептуры;
б. регистрации розничных оборотов;
в. лабораторно-фасовочном журнале;
г. квитанционной книжке;
д. товарном отчете.
2.По показателям количества и стоимости рецептуры рассчитывают:
а. расходы на вспомогательный материал;
б. товарооборот;
в. численность некоторых штатных должностей;
г. размер заработной платы фармацевта;
д. расходы на коммунальные платежи;
3. Используя данные таблицы, совместите часть квитанции на заказанные лекарства с ее функциями и содержанием:
Часть квитанции на заказанные лекарства | функции | содержание |
первая | А. Для выдачи и получения изготовленного ЛС | А. Номер аптеки, номер рецепта и время изготовления. |
вторая | Б. Для первичного учета индивидуально изготовленных ЛС. | Б. Номер аптеки, номер рецепта, ФИО больного, стоимость ЛС, вид лекарственной формы и время получения изготовленного ЛС. |
третья | В. Для контроля времени изготовления экстемпорального ЛС | В. Номер аптеки, номер рецепта, ФИО больного, стоимость ЛС, посуды, воды очищенной, тариф. |
4.Из нижеприведенного перечня документов определите, какие используются для учета всех рецептов, а какие – только для льготных рецептов. Ответ представьте в виде таблицы:
Для всех рецептов | Для льготных рецептов |
| |
| |
| |
| |
- квитанция на заказанные лекарства
- журнал учета льготных и бесплатных рецептов
- журнал учета рецептуры
- сводный реестр
- регистрация розничных оборотов.
5. Определите количество отпущенных за месяц готовых ЛС в рецептурно- производственном отделе расчетным способом, учитывая такие данные:
*за первые 5 дней квартала реализовано 526 готовых ЛС на сумму 2367грн.
*за последние 5 дней – 631 готовых ЛС на сумму 2776,40 грн.
*товарооборот по рецептурному отпуску готовых ЛС за месяц – 15 430 грн.
6.Согласно регистрации розничных оборотов определите стоимость одного ЛС индивидуального изготовления.
Регистрация розничных оборотов
Дни мес яца | Кол-во рецептов | Амбулаторная рецептура (стоимость) | Ручная реализация | Посту- пило от | Тариф,грн, | всего |
Аптечн. пункт |
єкстемпоральные | Готовые формы | экстемпоральные | Готовые формы | всего |
всего | 490 | 2504 | 1592.5 | 10266.5 | 11859 | 3722 | 11670 | 432.4 | 27251 |
Льготные 312.21
Всего:
Средняя стоимость одного рецепта индивидуального изготовления _________
___________________________________________________________________
7. Из приведенных в таблице сроков хранения рецептов найдите те, которые отвечают соответствующим рецептурным бланкам. Ответ представьте в форме таблицы.
Срок хранения | № формы рецептурного бланка |
5 лет | |
3 года | |
3 года | |
| |
Ответы:
1.г ,а |
2. а,в |
3.1-я III БВ 2-я II АБ 3-я I ВА |
4.Квитанция, Журнал учета рецептуры, регистрация розничных оборотов | Квитанция, Журнал учета б\пл. и льготных, Сводный реестр |
5. 1)2367: 526=4.5; 2)2776.40:631= 4.4; 3)(4.4+ 4.5): 2=4.45; 4) 15430: 4.45= 3.467 |
6. 1592.5: 490 = 3.25 |
Срок хранения | № формы рецептурного бланка | 5 лет | Ф -107/НП | 3года | Ф -148-1/у(04) л ; (06)-л | 3 года | Ф -148-1/у-88 | | | |
4. В тетрадях для практических занятий по индивидуальным заданиям преподавателя заполнить документы учета поступления товара в аптеку:
Книга учета товарно-материальных ценностей , которые поступили в аптеку
дата | поставщик | Номер накладной | товар | тара | примечание |
Сумма розничн | Сумма отовая |
29.01 | ООО «Студент» | 491от 28.01 | 5648 | 4251 | 514 | |
30.01 | ООО «Студент» | 868от 29.01. | 10241 | 8791 | 618 | |
31.01 | ООО «Студент» | 1021от31.01 | 8614 | 6719 | 298 | |
| | | | | | |
Акт
о выявленных недостатках,
несоответствии лекарственного средства нормативно-аналитической документации,
сертификата качества производителя, другим сопроводительным документам.
По результатам входного (визуального) контроля лекарственного средства
______баралгин 5,0 мл №5______________________, серия304115______________
Производства _Авентис Фарма, который поступил14.10.200хг_в аптеку №_1_МУП РК»Крым- Фармация»_от поставщика_ТОВ «Медит-М»____
В количестве _40 упаковок по накладной № -1245___от «10_»___10_ 20ХХг, ,
Установлено, несоответствие нормативно-аналитической документации,
сертификата качества производителя, другим сопроводительным документам, требованиям Государственной фармакопеи РФ и других законодательных актов(необходимое подчеркнуть)
- нарушение целостности и качества упаковки(групповой тары, внешней или внутренней упаковки);
-отсутствие или несоответствие инструкции об использовании лекарственного средства;
-неоднородность и наличие повреждений лекарственного средства;
-расхождения в сроках годности;
-несоответствие количества единиц в упаковке;
-несоответствие маркировки;
-несоответствие внешнего вида (описания);
-незарегистрированный в РФ;
-другие дефекты, выявленные визуально:
____________________________________________________________________(указать)
Заключение и принятые меры:
при отрицательном результате входного контроля, реализация лекарственного средства
___Баралгин 5.0№5,серия 304115.Производитель Авентис Фарма , 40 уп.
наименоване, серия, производитель ,количество упаковок
_______________________________________________________________________ запрещена.
Вся партия подлежит возврату поставщику(производителю).
До возврата поставщику вся партия товара переведена в карантин с обозначением «Реализация запрещена», «Подлежит возврату поставщику(производителю) или уничтожению»
Копия акта передана в государственную инспекцию по контролю качества лекарственных
средств в АР Крым
Акт составлен в 3 х экземплярах.
Руководитель аптечного учреждения________________________________________
Уполномоченное лицо__________________________________________________
Задание на дом : «УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЧЕГО РАСХОДА ТОВАРА В АПТЕКАХ »
8.Подведение итогов занятия : Преподаватель отмечает плохие и хорошие стороны в работе студентов. Благодарит студентов за активность, высказывает пожелания по работе на следующее занятие . Выставляет и комментирует оценки. Преподаватель организует уборку дежурными рабочих мест, аудитории, прощается со студентами.
Преподаватель_ Ракова Н.П..