СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа для надомного обучения ( коррекция 8 вида) « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений  окружающей действительности»  во 2 классе скорректирована для надомного обучения  и рассчитана на 34 часа:  1 час  в неделю, 34 учебных недели. Цель программы -  исправление дефектов общего и речевого развития,  познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа для надомного обучения ( коррекция 8 вида) « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 2 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2016 г

протокол № ___



с заместителем директора по УВР



_____________Л.Н.Кожевниковой



«Утверждаю».

Директор школы __________В.С.Солоницына

«___»_____________2016г

Приказ №_________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

специального (коррекционного) обучения VIII вида

на 2016-2017учебный год


2 класс




Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов первой

квалификационной категории






с. Филиппово

2016г

Пояснительная записка


Рабочая программа 2 класса по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;

5.Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2016- 2017 учебный год.

6.Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Учебник: Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.


Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Место в учебном плане

Программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»  во 2 классе рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебных недели. 

Цель программы - исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Задачи:

1.Развивать связную устную речь.

2.Обогащать и уточнять активный словарь учащихся.

3.Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;

4.Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

5. Сформировать представления детей о правилах поведения в школе, в обществе.

Основные направления коррекционной работы:

● развитие артикуляционной моторики;

● развитие высших психических функций;

● коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

● развитие речи, владение техникой речи;

● расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

● совершенствование связной речи;

● коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Основополагающие принципы.

В основу программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» положены следующие принципы:

● Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.

● развитие и коррекция высших психических функций.

● Мотивация к учению.

● Принцип научности и доступности обучения.

● Принцип сознательности и активности обучающихся.

● Принцип наглядности.

● Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.

● Тематический принцип планирования учебного материала.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс


Раздел 1. Сезонные изменения в природе (6 часов). Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

Раздел2. Школа (3 часа). Пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Раздел 3. Дом (1 час). Дом, квартира, домашний адрес.

Раздел 4. Дорога в школу и домой (1 час). Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Раздел 5. Семья (1 час). Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Раздел 6. Одежда (4 часа). Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

Раздел 7. Овощи (2 часа). Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Раздел 8. Фрукты (1 час). Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Раздел 9. Овощи и фрукты (1 час). Сравнение.

Раздел 10. Деревья (1 час). Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Раздел 11. Комнатные растения (1 час). Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раздел 12. Раннецветущие растения (1 час). Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Раздел 13. Домашние животные (1 час). Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Раздел 14. Дикие животные (1 час). Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Раздел 15. Домашние и дикие животные (1 час). Сравнение.

Раздел 16. Птицы (1 час). Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Раздел 16. Насекомые (1 час). Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

Раздел 17. Охрана здоровья (3 часа). Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение основных предметов и явлений окружающей действительности (1 час).


Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.

Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Учащиеся должны знать:

названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

- активно участвовать в беседе;

- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила дорожного движения.


Календарно-тематическое планирование

Четверть

урока

Тема урока

Кол-во часов по разделу

Дата

I ч.

(8 часов)

































II ч.

(8 часов)
























III ч.

(10 часов)








































IV ч

(8 часов)




1


2






3







4



5






6




7






8





9



10


11


12






13


14


15






16





17


18




19





20





21







22





23



24




25




26




27











28





29






30




31


32



33



34

Сезонные изменения в природе.


Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день.


Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц.

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц.


Школа.


Пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские.


Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Дом.


Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой.


Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Семья.


Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда.


Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка.


Одежда для улицы и для дома.


Одежда для мальчика и для девочки.


Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).



Сезонные изменения в природе зимой.


Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день.

Контрольная работа за 1 полугодие.


Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз.


Деревья.


Береза, клен и другие деревья ближайшего окружения.


Овощи.


Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Выращивание лука.

Фрукты.


Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты.


Сравнение фруктов и овощей форме, цвету, вкусу, назначению.

Комнатные растения.


Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).


Домашние животные.


Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Дикие животные.


Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Контрольная работа за 3 четверть


Домашние и дикие животные.


Сравнение диких и домашних животных.


Раннецветущие растения.


Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.


Сезонные изменения в природе весной.


Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.


Насекомые.


Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.


Птицы.


Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Птицы и насекомые.


Сравнение птиц и насекомых.

Охрана здоровья.


Части тела человека. Волосы, кожа, ногти.


Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье);


Уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение основных предметов и явлений окружающей действительности.

Годовая контрольная работа


3















2









1




1






1





4














3











1



2






1





1





1







1





1





1




1






1




1









1





1






1




3










1





Учебно – методическая литература


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2011 г.

  2. Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Учебник: Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

  3. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977

  4. Е.Д.Худенко. Планирование уроков развития речи для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М. Издательский центр «АРКТИ»,2003 г.