СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа "Агротехника и экология сенполии (узамбарской фиалки)"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная учебно-исследовательская работа выполнена в 2009 году учащейся 6 класса ЯКОВЛЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ в рамках кружка "Цветоводство", теперь Светлана студентка 4 курса педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа "Агротехника и экология сенполии (узамбарской фиалки)"»

45


КОНЫШЕВСКИЙ РАЙОН

МОУ «ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


село Васильевка


ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ЦВЕТОВОДСТВО»



АГРОТЕХНИКА И ЭКОЛОГИЯ

СЕНПОЛИИ

(УЗАМБАРСКОЙ ФИАЛКИ)










Выполнила:

Яковлева Светлана Геннадьевна

6 класс


Руководитель:

Росихина Людмила Николаевна






2009 год


СОДЕРЖАНИЕ




Введение……………………………………………………………………….3-7

РАЗДЕЛ 1. Агротехника и экология культурных растений


    1. Растения: условия роста и развития, размножения……………8-13


    1. Особенности земляных смесей для цветочно-декоративных растений…………………………………………………………13-16


    1. Питание растений………………………………………………16-24


    1. Правила ухода за комнатными растениями…………………25-26


ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния агротехники на рост и развитие растения сенполия


2.1. Организация и методы исследования………………… 27-30


2.2. Результаты исследований и их анализ………………………….30-31


Заключение………………………………………………………………….32

Используемая литература…………………………………………………..33

Приложение………………………………………………………………….34



Введение

Издавна цветочно-декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо диковинных растений чужих стран и, возвра­щаясь на родину, привозили семена, луковицы и сами цве­точные растения. Так к нам из Америки попали георгины, флоксы; из Азии — сирень; из Южной Америки — бегония; из Китая и Японии — азалия.

Выращиванием цветов занимаются крупные тепличные хозяйства и цветочно-декоративные питомники. Здесь труд по подготовке почвы и уходу за растениями механизирован.

Цветоводы-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители выращивают декоративные растения, озеленяют и укра­шают ими улицы, разбивают цветники в парках и скверах, выращивают цветы для срезки. Люди этих профессий должны хорошо знать жизнь растений, приемы их выращивания, любить природу, обладать художественным вкусом.

Декоративные растения украшают наши квартиры, сады, парки, скверы, приусадебные участки. Одни из них радуют нас своей формой, другие имеют красивые листья, третьи удивляют разнообразием окраски цветков.[ 4 ]

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.

Роль экологии растений велика. Она является теоретической основой в борьбе за культуру земледелия, за высокий урожай всех сельскохозяйственных растений, ибо каждый прием агротехники создает определенные экологические условия для растений, условия, которые способствуют повышению урожайности сельскохозяйственных растений. Применяя разнообразные приемы агротехники — вспашку, боронование почвы, осушение, орошение, различные способы и сроки посева, внесение удобрений и т. д., человек сознательно создает различные условия среды для растений. Изменяя условия агросреды, человек направленно ведет борьбу за высокие урожаи всех сельскохозяйственных культур.

В настоящее время из общей экологии растений выделился самостоятельный курс — агроэкология, т. е. агрономическая экология, которая занимается изучением повышения урожайности культурных растений под влиянием изменившихся экологических факторов в зависимости от приемов возделывания растений.

Изучать растения в отрыве от среды нельзя, растение как живой организм должно изучаться в зависимости от факторов среды, т. е. экологических факторов.

Как уже указывалось, расчленение воздействующей на растения окружающей среды на отдельные факторы искусственно, так как в природных условиях и в культуре растения всегда находятся под влиянием не одного какого-либо экологического фактора, а всего комплекса экологических факторов. Для нормального развития все растения требуют одновременного и совместного воздействия всех необходимых факторов среды.

Но вместе с тем для различных растений нередко выделяются ведущие факторы, которые определяют существование определенного растения в данных условиях. Одностороннее применение одного какого-либо фактора при игнорировании других приводит к отрицательным результатам.

В процессе эволюции у отдельных видов растений выработались неоднородные приспособления к сочетаниям факторов окружающей среды. [ 5 ]


Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений, или их агротехнику, которая вклю­чает обработку почвы, внесение удобрений, подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке), посев и посадку, уход за растениями, защиту растений от сорня­ков, болезней и вредителей, уборку урожая. [ 4 ]



Цель данной работы: теоретическое и эмпирическое исследование агротехники и экологии культурного растения сенполия (узамбарская фиалка)


Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить и исследовать основные теоретические подходы к проблеме агротехники и экологии культурных растений.

  2. Организовать и провести эмпирическое исследование.

  3. Оформить протоколы опытов и на их основе сделать выводы.


Объект исследования – комнатное растение сенполия.


Предмет исследования – влияние агротехнических приемов на рост и развитие сенполии.

Гипотеза: вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества – необходимые факторы для жизни растений и только при создании всех необходимых условий можно получить здоровое растение.

Методы:

  1. теоретические: анализ литературы по теме исследования;

  2. эмпирические: метод наблюдения, эксперимент (опыты).


Исследования проводились на базе дополнительного объединения «Цветоводство» МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»,

руководитель Росихина Людмила Николаевна.

Сроки проведения исследования с 03.09.2008 года по 26.02. 2009 года.

Материальная база нашего объединения скромная, т.к. кружок работает 3 года: цветочно- декоративный отдел состоит из 20 видов комнатных растений и 15 видов растений, выращиваемых в открытом грунте; оборудование - это небольшое количество цветочных горшков, приобретенных школой, и то, что мы приспосабливаем под кашпо.


Объектом исследования нами выбрана сенполия (узамбарская фиалка) Saintpaulia. Семейство геснериевых. Родина сенполий - Узамбарские горы Африки. Это растение является любимцем многих цветоводов. Природные узамбарские фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Но благодаря коллекционированию и селекционированию, продолжавшемуся не одно столетие выведены настолько разнообразные и многочисленные сорта фиалок.

Классифицируют фиалки в первую очередь по окраске и форме цветков и по типу цветка:

Каемчатые сенполии имеют окаймление по краю лепестка. Ширина и окраска, как самих лепестков, так и каймы бывает разная (одно или двухцветной). На ширину каймы влияет температура помещения. В жарких условиях кайма может пропадать совсем, а при помещении растения в более прохладные условия, кайма проявится снова.


Фантазийные сенполии - имеют разнообразные вкрапления разных цветов и форм на своих лепестках. Но такие фиалки очень требовательны к условиям содержания. При нарушении этих условий цветки фантазийных фиалок приобретают однотонную окраску. Кроме того, при размножении фантазийных фиалок листовым черенком, также утрачивается окраска цветков или она проявляется не полностью.

Химера - такие сорта фиалок имеют полосы разной окраски, расходящиеся по середине лепестка из центра цветка. При размножении листовыми черенками узор не передается, эти фиалки размножают делением куста или боковыми пасынками.

Классический тип - имеют природные фиалки - простой пятилепестковый цветок, у которого два верхних лепестка уже и меньше, чем нижний и боковые.

Звездообразный тип - лепестки все одинакового размера, немного заостренные на конце, по форме цветок напоминает звезду.

Колокольчик - этот тип имеет выраженный трубчатый венчик, который придает цветку форму колокольчика. Есть также форма полуколокольчика, лепестки которой почти сросшиеся, и цветок имеет вид полураскрывшегося бутона.

Некоторые сорта фиалок имеют дополнительные недоразвитые лепесточки в центре цветка, и в зависимости от количества этих лепесточков фиалки классифицируют как:

Полумахровые - имеющие 1-2 дополнительных лепесточка в центре.

Махровые - имеющие большое количество дополнительных лепесточков. Расположение этих лепесточков у разных сортов разное, некоторые приобретают форму шара, другие более плоские.

Кроме того, сенполии классифицируются по типу листьев. В первую очередь фиалки различаются как "boy" и "girl". У фиалки "girl" на верхней стороне основании листа, в основании есть светлое пятно, у сортов "boy" листья полностью зеленые. Листья "Lance" более длинные и острые на конце, листья "Spoon" имеют закрученные к верху края.


Так же листья могут быть с ровным краем, с гофрированным, зубчатым или волнистым. Однотонной или пестрой окраски. Опушенность листьев тоже может быть разной - есть гладколистные формы, есть густо опушенные и есть редко опушенные.

Сенполии могут отличатся и размерами всего растения. Самый распространенный "размер" - 20-40 см в диаметре розетки, но есть и крупные сорта, достигающие от 40 до 60 см, а есть миниатюрные до 15 см, есть даже микроминиатюры до 6 см в диаметре. Но в этом месте стоит сразу оговорится, что размер растения во многом зависит от размера горшка и почвенной смеси. На питательной почве в крупном горшке даже миниатюрная фиалка вырастет до средних размеров. Есть так же ампельные сенполии, их листва более объемная, а стебли спадают, перевешиваясь через край горшка. [ 1 ]



Раздел 1.

1.1. Растения: условия роста и развития, размножения

Растение представляет собой живой организм.

Органы высших растений подразделяются на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные органы составляют тело рас­тения и выполняют основные функции его жизнедеятельности, включая вегетативное размножение. К ним относятся корень, стебель, лист. Репродуктивные органы предназначены для полового размножения. У покрытосеменных к ним относятся цве­ток и его производные — семя и плод.

Основные вегетативные органы заложены уже в зародыше семени. С наступлением благоприятной температуры и влаж­ности семена поглощают воду и при достаточном доступе воз­духа прорастают. Для дальнейшего развития проростку необ­ходимы и такие факторы, как питательные вещества и свет.

Подавляющее число растений имеет зеленый цвет, обуслов­ленный зеленым пигментом хлорофиллом. Уникальное свойство хлорофилла — участие в сложном процессе трансформации элек­тромагнитной энергии солнечного луча в химическую энергию органических веществ (фотосинтез).

В ходе фотосинтеза параллельно с образованием органиче­ского вещества происходит выделение в атмосферу кислорода, которым мы дышим.

Растения являются необходимым звеном в круговороте ве­ществ в природе и в почвообразовательных процессах: бакте­рии и грибы разлагают трупы животных и отмершие растения до органических составных частей почвы и воздуха, которые за­тем идут на питание зеленых растений, а через них - снова на питание животных,

Велика роль растений в жизни человека. Они удовлетворя­ют главные потребности человека и в пище, и в одежде, и в жилище.


Цветоводство ведет свое начало от далеких времен. Розы, люпин, ло­тос, гвоздики, гладиолусы, нарциссы, тюльпаны, маки, фиалки и многие другие прекрасные растения нашего времени были любимыми и в древние времена.

Цветочно-декоративные растения очень разнообразны и в отношении к условиям выращивания, и в отношении целей их выращивания. Одни из них культивируют ради красоты строе­ния цветов, их аромата, другие — из-за оригинальности и ярко­сти красок листьев.

Общение с цветами пробуждает в людях чувство любви к прекрасному, к природе, удовлетворяют эстетические потребности челове­ка.

В теплое время года цветочно-декоративные растения выращивали в открытом грунте, с наступлением холодов их пересаживали и вносили в комнаты. Так постепенно развива­лось комнатное цветоводство.

Комнатные цветочно-декоративные растения разнообразны. Есть растения, которые радуют нас строением цветов и нежно­стью их окрасок (амариллисы, сенполии), приятным ароматом (комнатный жасмин), имеется большая группа комнатных рас­тений с оригинальными по форме и окраске листьями (монстеры, хойя, плющ обыкновенный, пеперомия, сциндапсус).

Комнатные растения не только ласкают наш взор. Они об­лагораживают человека, пробуждая и развивая в нем чувство прекрасного. Их выращивание, умелый уход за ними приносят радость и оказывают большое воспитательное влияние, формируя трудолюбие, пытливость и наблюдатель­ность.


В процессе изучения биологии в 6 классе мы узнали, что для роста и развития растений нужны вода, свет, тепло, воздух, а также минеральные вещества, находящиеся в почве.

Вода — главная по объему составная часть растения. Она вместе с теплом пробуждает растение к жизни. Образовавшие­ся корешки впитывают воду из почвы вместе с растворенными в ней минеральными солями.

Требовательность растений к влаге по периодам роста и развития не одинакова. Высока потребность в воде при прора­стании семян. В первый период развития растения нуждаются в частых, но умеренных поливах. С возрастом — в более ред­ких, но обильных.

У плодовых культур (помидоров, огурцов и др.) повышен­ная требовательность к влаге проявляется в момент завязыва­ния плодов и плодоношения. Корнеплоды и бобовые, тыквы, арбузы, дыни особенно нуждаются в воде в период роста. Для лука значение влаги велико в период формирований листовой розетки. У картофеля — в период бутонизации, цветения, клубнеобразования. Однако не следует забывать и о том, что чрез­мерная влажность почвы нежелательна. Излишняя влага вы­тесняет из почвы кислород, что нарушает дыхание корней.

Некоторые комнатные растения летом нуждаются в частых и обильных поливах (традесканции, бальзамины, колокольчи­ки, фуксии). Другие — узамбарская фиалка, пеперомии — нуж­даются в умеренном поливе даже летом. Зимой почти все ком­натные растения поливать следует осторожно.

Все теплолюбивые культуры, особенно огурцы, помидоры и комнатные растения, поливать следует теплой водой.

На протяжении всего периода роста и развития растениям необходимы не только влажность почвы, но и влажность воз­духа. В сухую погоду для грунтовых растений хороши поливы методом дождевания. Многие комнатные растения (сциндапсус, хойя, циссус, роициссус) нуждаются в систематических опрыскиваниях.

Воздух содержит углекислый газ, необходимый растениям как источник образования органического вещества в результате фотосинтеза. Углекислый газ — единственный источник углерод­ного питания растений. Его количество в почве и в приземном слое воздуха может быть повышено за счет внесения органиче­ских удобрений (навоза, компоста, торфа, перегноя) под пе­рекопку почвы и в виде жидких подкормок. Способствует этому и рыхление почвы, потому что для разложения органиче­ских веществ нужен кислород, а в плотной, слежавшейся зем­ле его слишком мало.

Свет — основное условие нормального развития растений, хорошего их цветения и плодоношения. Только на свету расте­ния создают из воды и углекислого газа воздуха сложные орга­нические соединения. Однако не все растения одинаково отно­сятся к свету. Большинство овощных, так же как и плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений, светолюбивые. Но есть и теневыносливые — лук на перо, лук многоярусный, порей, незабудка, фиалка, ландыш. Интенсивное освещение угнетает эти растения. Из комнатных наиболее требовательны к свету травянистые и полутравянистые культуры, менее требовательны к свету растения с плотными кожистыми листьями.

На рост растений, их развитие оказывает влияние и продол­жительность освещения. По отношению к продолжительности освещения все многообразие культур делится на растения ко­роткого дня и на растения длинного дня. К растениям коротко­го дня из овощных относятся помидоры, баклажаны, перец, фасоль, тыквенные. К растениям длинного дня — корнеплоды, капуста, луковичные. Растениям, у которых в пищу употребля­ют вегетативные органы (пряная зелень, корнеплод редиса), для задержания цветения нужно создавать более короткий день. В естественных условиях в открытом грунте это достигается ранними и поздними сроками посева.

Равномерное освещение растений достигается своевременны­ми прополкой и прореживанием.

Тепло — один из факторов, необходимый растению во все периоды его роста и развития. Требования к теплу у разных растений не одинаковы и зависят от происхождения, вида, био­логии, фазы развития и возраста растения.

Семена многих растений прорастают дружнее и быстрее при температуре +20—25 °С. Молодым растениям, которые приспо­сабливаются к условиям внешней среды, необходима более по­ниженная температура, чем для прорастания семян. С развити­ем листьев и стеблей, когда начинается воздушное питание рас­тений, температура должна быть выше, чем при всходах. В этот период необходимо соблюдать правильное соотношение между температурой и освещением. В домашних условиях в солнечную погоду температура может быть более высокой, в пасмурную погоду — несколько ниже. При выращивании, например, расса­ды в комнатных условиях необходимо снижать температуру и в ночное время. При высокой температуре в ночное время рас­тения сильно вытягиваются и ослабевают. В период бутониза­ции, цветения и плодоношения температура должна быть высо­кой (оптимальной) как ночью, так и днем, особенно для таких культур, как огурцы, помидоры, у которых нарастание плодов происходит главным образом ночью.

По отношению к теплу растения делятся на теплолюбивые, холодостойкие и зимостойкие. Наиболее требовательны к теплу помидоры, перец, баклажаны, огурцы, кабачки, патиссоны, ды­ни, арбузы, фасоль, красивоцветущие виды цветочно-декоратив­ных растений — георгины, канны, пеларгонии, бегонии и др. Семена этих культур прорастают при температуре выше 4-10°С. Наилучшая для развития и плодоношения растений этой труппы температура выше +20 °С. При понижении температуры до +8—10 °С рост и развитие растений приостанавливаются, рас­тения ослабевают и быстрее подвергаются грибковым и бакте­риальным болезням. При более низкой температуре они поги­бают.

К. холодостойким относят все виды капусты, корнеплоды, лук, чеснок, салат, укроп, горох, бобы, ноготки. Их семена прорастают при температуре ниже + 10°С. Наилучшая темпера­тура для роста и развития этих культур '+17—20 °С. При пони­жении температуры рост этой группы растений продолжается. Некоторые из них могут переносить и кратковременные замо­розки.

К зимостойким относят многолетние овощные (луки — батун, многоярусный, шнитт и др., ревень, щавель, спаржу, эстрагон), плодово-ягодные культуры и многолетние цветочно-декоратив­ные растения (астры, примулы, луковичные, флоксы и т. д.), которые зимуют в грунте, не требуя специального укрытия.

Угнетающе действует высокая температура на некоторые комнатные цветочно-декоративные растения в осенний и зимний периоды. Для таких растений, как плющ восковой (хойя), кам­неломка плетеносная, герани, колокольчик, в период покоя оп­тимальная температура +10—12 °С. А для пеперомии, узамбарской фиалки и в зимний период желательна температура не ниже + 16°С.[ 5 ]


1.2. Особенности земляных смесей для цветочно-декоративных растений


Уход за растениями зависит от культуры и почвы.

Почва — поверхностный плодородный слой земной коры, спо­собный обеспечить растения водой и пищей, необходимыми для их роста и развития. Почвы бывают разные. Одни хорошо впи­тывают дождевую воду и легко отдают ее корням, другие на­столько плотны, что вода скатывается с них, а растения стра­дают от засухи. Есть почвы бедные питательными элементами и есть богатые почвы.

В почве различают две части органическую и минеральную. Органическая состоит' из перегноя, неперепревших корней рас­тений, а также бактерий и почвенных грибков. Минеральная часть преимущественно состоит из песка, глины и пыли, а так­же из обломков горных пород. В зависимости от содержания глины и песка почвы бывают глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные. Чтобы определить механический состав почвы, достаточно взять пригоршню почвы из пахотного слоя, доба­вить к ней воды и хорошо перемешать до тестообразного со­стояния. Из полученной массы скатать тонкий жгут и придать ему форму бублика. Если при сгибании жгут не растрескается, значит, почва глинистая. Если на сгибе образуются трещинки — почва суглинистая. Из песчаной почвы «тесто» не замесить.

Глинистые почвы имеют плохую структуру и поэтому мало­плодородны. Чтобы повысить их плодородие, под осеннюю пе­рекопку вносят органические удобрения (5—10 кг на 1 м2), древесную золу (200—300 г на 1 м2) и один раз в четыре-пять лет известь (300—400 г на 1 м2).

Супесчаные, а особенно песчаные почвы по количеству пи­тательных веществ бедные. Они хорошо пропускают воду, но слабо ее задерживают. Вместе с водой питательные вещества вымываются в нижние слои почвы. На таких почвах нужно улучшить структуру, повысить плодородие и влагоемкость. Для этого используют органические удобрения и золу в таких же количествах, как и при обработке глинистой почвы. Вносить их следует в два приема: половину под осеннюю обработку, поло­вину— весной. Минеральные удобрения вносят только весной и обязательно вместе с органическими.

Суглинистые почвы по механическому со­ставу и свойствам яв­ляются промежуточны­ми между супесчаны­ми и глинистыми. Об­ладая хорошей струк­турой и большим запа­сом питательных ве­ществ, доступных рас­тениям, эти почвы плодородны. Они наиболее пригодны для выращивания культурных растений.

Земляная смесь составляется из нескольких компонентов, различных по своим механическим свойствам и питательности, в зависимости от потребностей тех или иных культурных рас­тений.

Земляную смесь разного состава используют при посевах, пикировке, выращивании рассады овощных и цветочно-декора­тивных растений, выращивании комнатных растений.

Земля торфяная коричневато-красного цвета, мягкая, рых­лая. Она образуется из разложившегося торфа. Если торфяная земля берется с места старого болота или поймы слоем 12— 15 см с возвышенного места, ее можно употреблять без пред­варительного проветривания. Землю, взятую с низинных забо­лоченных мест, необходимо хорошо проветрить. Для этого ее необходимо три-четыре раза в течение лета перелопатить, до­бавляя мел или гашеную известь (примерно 1 кг на 1 м3).

Земля дерновая входит в состав большинства земляных сме­сей. По физическим свойствам дерновая земля плотная, тяже­лая, имеет все питательные вещества, но по содержанию пита­тельных веществ она беднее перегноя. Эта земля наиболее здоровая, так как не была еще использована при выращивании огородных или цветочно-декоративных растений и поэтому не содержит болезнетворных бактерий и грибов.

К заготовке дерновой земли приступают в середине лета, когда образовался уже густой травостой. Землю с дерном на­резают острой лопатой небольшими пластами, длиной и шири­ной 20 см, толщиной 8—10 см, которые укладывают в штабель слоями трава к траве.

Для обогащения земли питательными веществами дернину переслаивают навозом, минеральными удобрениями, известью (5 кг на 1 м3). В течение лета штабель несколько раз поливают водой или навозной жижей. Осенью перелопачивают. Для луч­шего увлажнения наверху вдоль штабеля устраивают желобок.

Земля листовая образуется в результате перегнивания древесного листа, Это легкая, рыхлая, довольно питательная земля, состоящая в основном из легко разлагающегося пере­гноя. Она является хорошим рыхлителем для тяжелых дерно­вых земель. Ее используют в тех случаях, когда растения не переносят навозного перегноя.

Для получения листовой земли пригоден всякий лист, кроме дубового и ивового, так как в листьях этих пород содержатся дубильные вещества. Осенью листья вместе с остатками травы сгребают и складывают в небольшие кучи или валы. Весной и летом кучи два-три раза перелопачивают и оставляют на ме­сте на зиму. В жаркое лето листья необходимо поливать. Сле­дующей весной и летом дважды повторяют перелопачивание. Для обогащения земли питательными веществами кучи жела­тельно поливать навозной жижей. В конце второго лета земля должна быть готова.


Песок прибавляется в земляные смеси дли придания им влаго- и воздухопроницаемости.

Для этой цели необходим крупный белый речной песок. Мелкий песок непригоден, так как его частички набиваются между комками почвы и ухудшают ее аэрацию. Песок, взятый из карьеров, необходимо хорошо промыть. При этом удаляют­ся соли металлов, пылевые и глинистые примеси.

Хорошо промытый песок применяют для посадки черенков на окоренение, прибавляют в земляные смеси.


Ежегодно овощные, цветочно-декоративные, полевые и дру­гие растения выносят из почвы значительное количество пита­тельных веществ. А поэтому, чтобы обеспечить новый урожай овощных культур, хороший рост и развитие цветочно-декора­тивных растений, интенсивность их цветения, при обработке почвы необходимо вносить как органические, так и минеральные удобрения. [ 5 ]

1.3. Питание растений

Подкормка растений – это внесение органических и минеральных удобрений под растения в период роста и развития.

Подкормки направлены на улучшение питания растений, повы­шение интенсивности цветения и увеличение урожая.

Для подкормки используют птичий помет, коровяк, навоз, минеральные удобрения, золу, внося их в почву как в жидком, так и в сухом виде.

Жидкие подкормки — это «скорая помощь». Они хо­рошо усваиваются растениями и быстро оказывают на них по­ложительное действие. Для приготовления жидких подкормок одну часть коровяка заливают десятью частями воды, а одну часть птичьего помета — двадцатью частями воды. В зависимо­сти от возраста и назначения выращиваемой культуры в жид­кие органические подкормки добавляют различные минераль­ные удобрения. Если хотят быстрее нарастить зеленую массу, то добавляют азотные удобрения (10—20 г на 10 л раствора). Для ускорения созревания урожая и усиления цветения в под­кормку добавляют суперфосфат (30—50 г на 10 л воды) и хло­ристый калий (20—30 г на 10 л воды).

При внесении золы и других минеральных удобрений в су­хом виде нужное количество удобрений равномерно распреде­ляют по бороздкам или рассеивают их между рядами растений. Затем их заделывают мотыжкой-«кошкой» или мотыгой с длинной ручкой и обильно поливают. Обильный полив после внесе­ния подкормок в сухом виде необходим для удаления удобре­ний, попавших на листья растения и для быстрейшего раство­рения минеральных солей.


Для нормального роста и развития рас­тениям требуются различные элементы питания. Основные из них — азот, фосфор, калий, магний, железо, кальций—расте­ния получают из почвы, они называются макроэлементами. Их растения получают в больших количествах. Бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий называют мик­роэлементами. Эти элементы растения потребляют в небольших количествах.

Каждый из названных элементов выполняет определенные функции в жизни растения. Калий повышает устойчивость рас­тений к грибковым болезням и их холодостойкость, Азот входит в состав белка и является основой всех жизненных про­цессов. Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения. При наличии фосфора повы­шается усвоение и действие других элементов питания: азота, калия, магния. Кроме того, фосфор способствует усилению раз­вития растения, ускоряет образование органов плодоношения, созревание плодов, корнеплодов, клубней картофеля, улучшает их качество. Магний участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растениях.

Если растению не хватает каких-либо элементов питания, это прежде всего отражается на его внешнем виде. При недо­статке, например, в почве азота окраска растения, особенно его листьев, становится бледно-зеленой, рост замедляется, но­вые листья появляются мелкие с тонкой пластинкой. При ост­ром недостатке азота листья желтеют и опадают.

При недостатке фосфора рост растений задерживается, за­паздывают цветение и созревание плодов, листья вначале при­обретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а вдоль прожилок листа с нижней стороны— в пурпурно-красный.

При недостатке калия листья бледнеют, а затем желтеют. При остром недостатке они приобретают неправильную форму, закручиваются книзу, в середине листа появляются буро-ко­ричневые пятна, и они погибают. Семена теряют всхожесть.

Недостаток магния вызывает мраморность листьев. А недо­статок железа задерживает рост и вызывает хлороз (заболева­ние, относящееся к группе так называемых железодефицитных анемий).



Удобрения органические содержат все необходимые растениям элементы питания, улучшают структуру почвы, водный, воздушный и тепловой режим, увеличивают содержание угле­кислого газа в почве и приземном слое воздуха, создают благо­приятную среду для развития почвенных бактерий, играющих важную роль в жизни растений. При наличии органических удобрений в почве повышается усвоение минеральных удоб­рений.

К органическим удобрениям относится навоз, перегной, пти­чий помет, компосты. Если навоз, перегной, компосты вносятся под осеннюю или весеннюю перекопку, то птичий помет больше всего пригоден для приготовления жидких подкормок. Для это­го одну часть птичьего помета размачивают в двадцати частях воды.


Компост — ценное органическое удобрение, богатое пита­тельными веществами. Компостная земля получается от разло­жения самых разнообразных отходов хозяйства (мусора, опи­лок, остатков сорных и других растений, золы). Она рыхлая, обладает хорошей влагоемкостью.

Для приготовления компоста на возвышенном месте отводят площадку шири­ной 1—1,5 м. Площадку присыпают слоем торфа или сухих листьев толщиной 30 см. Затем укладывают все имеющиеся отходы, переслаивая их торфом или землей. Чтобы ускорить разложение и улучшить качество компоста, в него добавляют навоз.

Компост должен быть все время влажным. В сухую погоду его поливают водой. Чтобы задержать дождевую воду или дру­гую жидкость, верхние края делают несколько выше середины, штабель шириной 1,5 м и высотой 1—1,5 м с боков и сверху обкладывают торфом или землей. Перед заморозками его укры­вают сухими листьями, чтобы предохранить от промерзания. Общая толщина укрытия 35—40 см.

Компост вносят под все овощные культуры, ягодные и цве­точно-декоративные растения. Он употребляется для засыпки рядков при посеве семян в грунт на тяжелых почвах, для со­ставления земляных смесей.

Навоз—полное органическое удобрение. В нем находятся все элементы питания, необходимые для роста и развития рас­тений. Ценность навоза и в том, что действие его продолжается несколько лет после внесения в почву.

В почву навоз вносят и осенью и весной, в зависимости от степени его разложения и выращиваемой культуры. Под ран­ний картофель и капусту навоз вносят при осенней обработке почвы. Огурцы, кабачки, тыкву лучше выращивать по свеже­му, но хорошо разложившемуся навозу. Под эти культуры вно­сят его при весенней обработке почвы.

Некоторые культуры, такие, как корнеплоды, луковичные (лук, чеснок, тюльпаны, нарциссы, лилии), плохо переносят вне­сение в почву свежего навоза. Под эти растения желательно вносить перегной.

Перегной — ценное органическое удобрение, получаемое в результате полного разложения навоза, листьев и других мате­риалов.

При наличии на участке парника перегной получается из на­воза, применяемого для его набивки. К осени из парников вы­нимается свежий перегной, который может быть использован для земляных смесей, мульчирования посевов и посадок, вносится на делянки, отведенные под корнеплоды, луковичные цве­точно-декоративные растения.

Если же свежий перегной полежит еще один-два года, то получается высококачественная, легкая, черная, перегнойная земля.


Удобрения минеральные в отличие от органических содер­жат один или несколько элементов питания. По составу они делятся на простые и сложные (смешанные). В простых содер­жится один элемент питания, в сложных— два, три и более.

Для минеральных удобрений характерна высокая концент­рация определенного элемента питания (полезного вещества или действующего начала). На этикетке упаковки, в которых минеральные удобрения поступают в продажу, указано не толь­ко название, требования хранения, но и процентное содержа­ние элемента питания в нем.

Удобрения сложные минеральные (нитрофоска, калийная се­литра, диаммофос, огородная, плодово-ягодная, цветочная, удоб­рительные смеси) содержат два, три и более элементов пита­ния. Так, нитрофоска, содержит азот, фосфор, калий. Это удоб­рение хорошо растворяется в воде, не слеживается. Его при­меняют на всех почвах, под все культуры. На тяжелых почвах нитрофоску следует вносить с осени, на легких — весной.

Калийная селитра содержит 13,7% азота и 46,5% окиси калия. Она тоже хорошо растворяется в воде и применяется под все культуры, на всех почвах. Хороша в виде подкормок в момент завязывания и формирования плодов (огурцов, поми­доров). В 10 л воды растворяют 30—40 г удобрения.

1 л раство­ра используют на одно растение.

Диаммофос содержит 53% фосфорной кислоты и 20% азота. Рекомендуется на нейтральных почвах под все культуры.

Огородная, цветочная и плодово-ягодная смеси представ­ляют полное минеральное удобрение. Их вносят в почву осенью, весной в виде подкормок. В почву желательно заделывать на глубину 10—15 см. Для жидких подкормок в 10 л воды рас­творяют 20—60 г удобрительной смеси.


Зола — универсальное минеральное удобрение. В ней со­держится до 30 химических элементов, полезных и нужных растениям; калий, кальций, магний, железо, кремний, фосфор, сера и др. Большая ценность золы также в том, что она ней­трализует почвенную кислотность. Особенно отзывчивы на золу корнеплоды и картофель. Под эти культуры на 10 м2 вносят древесной золы 7 кг, торфяной—10 кг. Вносить золу в почву можно осенью и весной.


Удобрения азотные (аммиачная селитра, сульфат-аммоний, мочевина, натриевая селитра, кальциевая селитра) способству­ют усилению роста стеблей, образованию листьев. Они легко растворимы в воде. Так как они быстро вымываются дождями и талой водой, вносить их рекомендуется под весеннюю обра­ботку почвы и в виде подкормок.

Удобрения известковые — молотый известняк, известь-пушон­ка (гашеная известь), доломитовая мука, туфовая известь, мел, древесная и торфяная зола и др.

В нашей стране десятки миллионов гектаров пахотных зе­мель занимают кислые почвы. Многие культурные растения плохо переносят большую кислотность почвы. Чтобы повысить их плодородие, необходимо один раз в три-четыре года прово­дить известкование.

Известкование оказывает на почву разностороннее действие: уменьшает кислотность, почва становится более структурной, рыхлой, лучше удерживает влагу, усиливает жизнедеятельность полезных для растений микроорганизмов.

Особенно необходимо известкование кислых почв при выра­щивании на них капусты кочанной, свеклы столовой, лука, чеснока, салата, сельдерея. Хорошо отзываются на известкование огурцы, морковь, репа, фасоль, цветная капуста. Мало нужда­ются в нем редис, кабачки, помидоры. Непосредственно под картофель известь вносить не следует, так как при внесении в почву извести картофель чаще заболевает паршой.

Чтобы знать, нужно ли известкование, необходимо опреде­лить кислотность почвы. Некоторое представление о кислотно­сти почвы можно составить по диким растениям, произрастаю­щим на ней. Участки, на которых хорошо растут ромашка непахучая, вьюнок полевой, мать-и-мачеха, пырей ползучий, красный клевер, лисохвост, горчица, не нуж­даются в известковании. Если же хорошо растут щавель, хвощ полевой, лютик ползучий, пикульник, торица, вероника, мята, подорожник, иван-да-марья, то обычно такая почва кислая и нуждается в известковании.

Для получения более точных данных о кислотности почвы можно воспользоваться прибором Алямовского или получить консультацию местного агронома. Можно определить кислот­ность почвы при помощи индикаторной бумаги, которую про­дают в магазинах химических товаров. Для этого на участке выкапывают ямку глубиной 25—35 см. С ее вертикальной стен­ки срезают тонкий слой земли на всю глубину и хорошо пере­мешивают. Затем часть земли увлажняют дождевой или дистил­лированной водой и погружают в нее индикаторную бумагу. В зависимости от кислотности почвы бумага изменяет первона­чальный цвет. Сравнивая ее со стандартной цветовой шкалой, узнают кислотность почвы.

Удобрения калийные (калийная соль, хлористый и сернокис­лый калий) повышают холодостойкость растений и их устой­чивость к болезням, способствуют росту. Эти удобрения хоро­шо растворимы в воде. Их применяют в сухом виде и в виде жидких подкормок.

Хлористый калий лучше вносить задолго до посева, под осеннюю обработку почвы.

Удобрения фосфорные (суперфосфат простой, гранулирован­ный, двойной, фосфоритная мука, костная мука и др.) способ­ствуют ускорению образования органов плодоношения. Их вно­сят под осеннюю обработку почвы, во время посадки растений, а также в виде подкормок.

Микроудобрения. Такие микроэлементы, как бор, марганец, медь, цинк, кобальт, натрий, растения употребляют в очень небольших количествах. Однако недостаток каждого из них в почве настолько отрицательно сказывается на развитии расте­ний, что приводит к их заболеванию, резкому снижению цвете­ния и урожая,

В кислых дерново-подзолистых почвах обычно недостает бора. Недостаток бора в почве вызывает скручивание молодых листьев, отмирание почек роста, опадение цветов и завязей у помидоров, огурцов, цветной капусты и других овощных и цве­точно-декоративных растений. Для усиления действия бор надо вносить в почву вместе с фосфорными, азотными и калийными удобрениями. Наиболее концентрированным борным удобрением является борная кислота и бура. В 1 кг золы содержится от 200 до 700 мг бора. Бор вносят в почву в качестве основного удобрения или как внекорневую подкормку опрыскиванием.

На торфяных, песчаных и дерново-подзолистых почвах не­редко ощущается недостаток меди. Побеление листьев, скручи­вание их кончиков и образование по краям каймы желто-серого цвета является следствием этого. Применение медных удобрений там, где в почве имеется недостаток меди, повышает урожай­ность овощных культур и их качество. Сернокислая медь в концентрации 0,02% используется для предпосевной обработки семян. Для опрыскивания рассады помидоров можно применять 0,01%-ный раствор медного купороса. При внекорневом опрыс­кивании концентрация медного купороса берется от 0,02 до 0,05%, на 100 м2 почвы расходуется 6—7 л раствора. При вне­сении в почву доза медного купороса—10—20 г на 10 м2.

При недостатке марганца, который сильнее всего сказыва­ется на свекле и картофеле, ткани листа между жилками бе­леют, затем появляются коричневые пятна. Применение мар­ганца повышает устойчивость растений к болезням. Под его влиянием повышается фотосинтез, увеличивается содержание хлорофилла и ускоряется развитие растения, повышается интенсивность цветения и увеличивается урожай. Сернокислый марганец содержит 32,5% марганца. Для внекорневой под­кормки применяют 0,05—0,1%-ный раствор сернокислого мар­ганца. В почву под овощные культуры и картофель вносят 40—50 г на 10 м2.

Недостаток цинка характеризуется образованием у растений коротких междоузлий и узких листьев, измельчением семян или их отсутствием. В достаточном количестве цинк содержится в почвах, обеспеченных органическими удобрениями. Цинковые удобрения влияют на повышение урожайности овощных куль­тур, интенсивности цветения декоративных растений, повышают устойчивость против ряда заболеваний. При недостатке в почве цинка его вносят в количестве 40—50 г на 100 м2.

Железо играет большую роль в окислительно-восстановитель­ных процессах, в процессе дыхания. При его недостатке в поч­ве листья преждевременно желтеют (хлороз), отмирают побеги.

При недостатке магния тоже наступает хлороз, при этом жилки листьев остаются зелеными, желтеют участки между ни­ми. Цветение задерживается, окраска цветков бывает очень бледной.

При недостатке серы, как и при отсутствии магния, жилки листьев остаются зелеными, а на участках между ними от ос­нования появляются красные пятна. Хлороз начинается с верх­них листьев.[ 5]



1.4. Правила ухода за комнатными растениями


Полив комнатных растений — одно из главных условий хо­рошего роста и развития растений. Поливать комнатные рас­тения можно только водой комнатной температуры или на один-два градуса выше.

Во время роста, в весенне-летние месяцы, растения по­требляют больше воды, чем осенью и зимой, когда у большин­ства из них рост прекращается. Частые поливы в холодное время ведут к закисанию почвы. В кислой почве корни загни­вают и растение погибает. Поэтому с окончанием роста позд­ней осенью и зимой поливку следует производить реже, при­мерно два раза в неделю. После зимнего покоя, с началом роста, растения нуждаются в обильной поливке через день. Летом в сильную жару растения надо поливать два раза в день, утром и вечером. Цветущие растения, так же как растения, находящиеся в малень­ком горшке, поливают чаще, чем нецветущие и находящиеся в боль­шом горшке. Весной и летом поливку лучше производить вечером, осенью и зимой — ут­ром.

При поливке носик лейки должен касаться края горшка. Поливают осторожно, легкой струей, чтобы ком земли полностью промок. Поливают понемногу несколько раз, до тех пор пока вода не покажется на поддоне. Если почва пересохла, то вода сразу выливается в поддон, не смочив почву. В этом случае наливают воду в поддон, ставят в него горшок и держат до тех пор, пока земля хорошо пропитается водой.

Рыхление почвы в цветочном горшке.

Все части растения, в том числе и корни, дышат, т. е. поглощают кислород из воз­духа, находящегося в рыхлой почве. Без воздуха корни расте­ния расти не могут. Поэтому после полива почву в горшке ре­комендуется взрыхлить пикировочным колышком. Рыхлить следует слой почвы глубиной не более 1 см, чтобы не повредить корневую систему растения. Это способствует лучшему снаб­жению почвы кислородом, а следовательно, и лучшему росту корней и всего растения.


Удаление пыли с листьев комнатных растений.

Днем листья растений поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Ночью, наоборот, растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Поглощение и выделение углекислого газа и кислорода происходит через мельчайшие отверстия — устьица листа. Кроме этого, через устьица листа испаряется и вода. Испарение воды способствует лучшему поступлению питатель­ных веществ из почвы и предохраняет растение от перегрева. А поэтому очень важно, чтобы листья всегда были чистыми и освещались солнечным, лучше рассеянным светом.

С крупных кожистых листьев таких растений, как роициесус, плющ восковой, плющ обыкновенный, сциндапсус и др.,пыль снимают губкой и мягкой тряпкой, смоченными в теплой воде. Если растение очень загрязнено, можно первое обтирание провести намыленной губкой, предварительно укрыв землю в горшке газетами, чтобы мыло не попало в почву.

Пыль с опушенных листьев (фиалка узамбарская, бегония королевская, пеларгония и др.) снимают мягкой кисточкой: на левой руке размещают лист растения, правой удаляют пыль.

Растения с мелкими листьями (колокольчик, фуксия, бего­ния вечноцветущая, седум и др.) моют подогретой водой из лейки с ситечком. При этом растение устанавливают в таз, горшок сверху покрывают полиэтиленовой пленкой, пре­дохраняя землю от размывания.

[5 ]





Раздел 2.

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния агротехники и экологии на рост и развитие растения сенполия


2.1. Организация и методы исследования

Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях.

План организации исследования:

  1. Изучить биологические особенности культуры.

  2. Наметить факторы, подлежащие эксперименту.

  3. Проверить на опытном растении влияния изменения нужных параметров данного фактора на рост и развитие растения.

  4. Внести результаты наблюдений в протокол опытов.

Реализация пункта 1 плана исследования:

Советы специалистов по уходу за сенполией:

Температура. Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C. Сенполии не переносят холодных сквозняков.

Освещение. Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы. Лучшее место - подоконник восточного или западного окна. Желательно, чтобы свет равномерно освещал растение со всех сторон, для чего их периодически поворачивают на окне. Для того, чтобы добиться цветения сенполий весь год применяют искусственное освещение. Лучше всего использовать люминесцентные лампы мощностью 40 Вт. Размещают их на высоте около 30 см от полки с растениями. Продолжительность искусственного освещения - 14 часов в день.

Полив. Поливают по мере подсыхания земляного кома, т.е. земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов. При поливе старайтесь, чтобы вода не попадала на листья. Можно поливать с поддона.

Влажность воздуха. Сенполии любят влажный воздух (около 50 %). Но опрыскивать сенполии не желательно - только во время цветения очень мелким распылением. Лучше всего поместить горшки с растениями на поднос с сырой галькой или влажным торфом. Батареи центрального отопления завесьте влажными полотенцами.


Пересадка. Для выращивания сенполий используют достаточно широкие горшки, не большой высоты, размер горшка должен соответствовать размеру растения. Молодые растения, имеющие всего несколько листочков (размножение весной) сажают в маленькие горшки, 5-7 см в диаметре, затем (уже летом), их пересаживают в большие горшочки около 9 см в диаметре. Миниатюрные сорта фиалок выращивают в горшочках 3-4 см в диаметре (такие продают под кактусы в цветочных магазинах). Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко. Почва - смесь листовой (2 части), дерновой (3 части), хвойной (1 часть), торфяная (1 часть), с добавлением речного песка. Можно также использовать покупные смеси "Фиалка" и т.п.

Размножение. Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

Самый распространенный способ размножения - листовым черенком. Для этого нужен здоровый, сформировавшийся лист (цветет ли материнское растение, значения не имеет). Длина черешка должна быть 3-4 см, с косым срезом. Черенок лучше ставить в воду до образования корней. Если черенок сразу сажают в землю, то, во-первых, почва должна быть рыхлой, не уплотненной, во-вторых, черенок помещают в почву на глубину 1,5 - 2 см, не больше. Горшок с черенком поливают теплой водой и укрывают для сохранения влажности полиэтиленовым пакетом, температура должна быть не ниже 20-21°C. Образование корней и развитие деток длится 1-2 месяца. [ 2 ]

Реализация пункта 2 плана исследования:

(Наметить факторы, подлежащие эксперименту).

Опыты: «Влияние освещенности на состояние растения»,

«Влияние полива на состояние растения»,

« Влияние теплового режима на развитие растения».

Опыт —это процесс ак­тивного воздействия людей на окружающую природу. В естествозна­нии под опытом понимается эксперимент и даже простое на­блюдение развития природного явления, в том числе и развития растений. Оно направле­но на более полное ознакомление с растением, особенно­стями его роста и развития, на выявление условий, необходи­мых растению для его роста и развития лучших способов ухода за ним.

Обязательное условие каждого опыта — одинаковый уход за опытными и контрольными растениями. Разница допустима лишь в проведении того приема или условия, которое подверга­ется/опытной проверке. Например, чтобы проверить влияние минеральных удобрений на урожай овощных культур, надо рас­тения на опытной грядке дважды полить раствором полного минерального удобрения. Остальные условия содержания рас­тениям на опытной и контрольной грядках обеспечиваются оди­наковые; их поливают, прореживают, рыхлят почву в одни и те же сроки.

Опыт обязательно предполагает сравнение: исследуемое растение сравнивается с контрольным.

При постановке опыта надо соблюдать определенные правила, иначе результаты его могут быть неточными:

  1. Определить культуру и выбрать тему опыта.

  2. Изучить по учебнику и справочной литературе биоло­гические особенности выбранной культуры и приемы ее выращивания.

  3. Точно определить условия выращивания растений на опытной и контрольной делянках: на опытной проверяется влияние того или иного приема на урожай, на контрольной этот прием не применяется.

Для получения более точных результатов опыт нужно закладывать в нескольких повторностях.

Наблюдение — относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие пред­метов и явлений окружающей действительности, метод по­знания действительности на основе непосредственного вос­приятия. Успех наблюдения зависит от ясности и конкретности поставленной цели, систематичности и относительной непрерыв­ности этого процесса, учета и обобщений наблюдаемых фактов, четкой фиксации результатов наблюдений в форме протокола, рисунка в дневнике.


2.2. Результаты исследований и их анализ

Проанализируем протоколы опытов и сделаем на основе этого анализа выводы.

Опыт №1: «Влияние освещенности на состояние растения», проходил в следующие сроки: 10.09.2008.- 10.10.2008.

Задача опыта: пронаблюдать влияние освещенности на рост и развитие растения

Условия опыта: изменить освещенность сенполии:

1) расположить под прямыми солнечными лучами на южном окне;

2) расположить растение в самый затененный участок классной комнаты.

Выводы:

  1. В результате расположения растения на южном окне под прямыми солнечными лучами листья растения стали желтеть.

2) В результате расположения растения в самом затененном участке классной комнаты появился серый налет на листьях и цветках. Это серая гниль или мучнистая роса, возникающие, как правило, при нарушениях условий содержания.


Опыт №2: «Влияние полива на состояние растения», проходил в следующие сроки: 11.10.2008.-15.11.2008.

Задача опыта: пронаблюдать повлияет ли на состояние растения несоблюдение

требований к поливу

Условия опыта: Вода для полива из-под крана (холодная), вода попадает на листья;

каждодневный обильный полив.

Выводы: 1) В результате полива растения холодной водой, на листьях растений появились коричневые пятна.

2) В результате ежедневного обильного полива не под корень, листья стали вялые, гниет середина розетки. Известно, что гниль корневой шейки - возникает при переувлажнении почвы, при этом, возможно, были резкие колебания температуры.


Опыт №3: « Влияние теплового режима на развитие растения», проходил в следующие сроки: 11.12.2008.-26.01.2009.

Задача опыта: пронаблюдать как скажется на растении изменение нормативных

требований по тепловому режиму

Условия опыта: Зимняя температура содержания ниже 16 °C, холодный сквозняк.

Выводы:

Cлишком низкая температура, ниже 16 °C, привела к остановке ро­ста растения, прекращению цветения и скручиванию листьев.






Заключение

Организованное нами исследование решало две важные задачи. Первая теоретического плана, заключалась в изучении литературы по теме исследования. Вторая – практического плана – сводилась к изучению влияния агротехники растения на рост, развитие растения и доказательству выдвинутой нами гипотезы исследования о том, что вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества – необходимые факторы для жизни растений и только при создании всех необходимых условий можно получить здоровое растение.

На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования мы смогли сформулировать следующие выводы:

  1. Анализ изученной литературы показал нам, что агротехника культурных растений хорошо изученный вопрос.

  2. Проведенный эксперимент подтвердил правильность изложенных в литературе данной тематики основ агротехники культурных растений.

На основе вышеизложенного можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, и, таким образом, цель работы достигнута.
















Используемая литература



  1. ИНТЕРНЕТ: http://www.arganiq.ru/flowers/saintpauli

2. ИНТЕРНЕТ http://iplants.ru/images/sen-6.jpg


2.ИНТЕРНЕТ http://roman.by/r-7434.html


3. ИНТЕРНЕТ http://www.arganiq.ru/plants


4. Трудовое обучение: С.-х. работы: проб. учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк. / З.А. Клепинина, В.С.Капралова, Д.И. Трайтак и др.; Под ред. Д.И. Трайтака. – М.: Просвещение,1989.



5. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Демидова. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1983.


















Приложение №1


Протокол опыта №1

обучающейся 6 класса

Яковлевой Светланы Геннадьевны

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Тема опыта

«Влияние освещенности на состояние растения»

Название культуры: сенполия (узамбарская фиалка) Saintpaulia.


Задача опыта: пронаблюдать влияние освещенности на рост и развитие растения

Условия опыта: изменить освещенность сенполии:

1) расположить под прямыми солнечными лучами на южном окне;

2) расположить растение в самый затененный участок классной комнаты.


Дневник наблюдений


Условия

Дата

Состояние опытного растения

изменить освещенность сенполии: расположить под прямыми солнечными лучами на южном окне

10.09.2008.- 13.09.2008.

Никаких изменений не наблюдается

14.09.2008.

Появились солнечные ожоги

18.09.2008.

Листья стали бледно-зелеными


21.09.2008.

Листья бледно-зеленые, края листьев загибаются.

29.09.2008.

Листья растения стали желтеть.


04.10.2008.

Листья растения стали сохнуть.


изменить освещенность сенполии:

расположить растение в самый затененный участок классной комнаты



10.09.2008.- 13.09.2008.

Никаких изменений не наблюдается

16.09.2008.

Меняется окраска листьев

20.09.2008.

Растение выглядит поникшим

28.09.2008.

Прекратился рост

10.10.2008.

Появился серый налет на листьях и цветках.



Протокол опыта №2


обучающейся 6 класса

Яковлевой Светланы Геннадьевны

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»


Тема опыта

«Влияние полива на состояние растения»


Название культуры: сенполия (узамбарская фиалка) Saintpaulia.


Задача опыта: пронаблюдать повлияет ли на состояние растения несоблюдение требований к поливу


Условия опыта: Вода для полива из-под крана (холодная), вода попадает на листья;

каждодневный обильный полив.


Дневник наблюдений


Условия

Дата

Состояние опытного растения

Вода для полива из-под крана (холодная), вода попадает на листья; каждодневный обильный полив


11.10.2008.- 15.10.2008.

Растение выглядит по-прежнему.


16.10.2008.-20.10.2008.

Меняется окраска листьев.


21.10.2008.

Земляная смесь покрылась белым налетом.


25.10.2008.

Листья стали вялыми.


30.10.2008.

Появились коричневые пятна.

04.11.2008.

Появились загнивания на черешках листьев.


10.11.2008.

Загнивание середины розетки.


15.11.2008.

Гниет середина розетки.




Протокол опыта №3


обучающейся 6 класса

Яковлевой Светланы Геннадьевны

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»


Тема опыта

« Влияние теплового режима на развитие растения».

Название культуры: сенполия (узамбарская фиалка) Saintpaulia.


Задача опыта: пронаблюдать как скажется на растении изменение нормативных

требований по тепловому режиму


Условия опыта: Зимняя температура содержания ниже 16 °C, холодный сквозняк.


Дневник наблюдений


Условия

Дата

Состояние опытного растения

Зимняя температура содержания ниже 16 °C, холодный сквозняк.


11.12.2008.-15.12.2008.

Растение выглядит по-прежнему.


16.12.2008.-20.12.2008.

Меняется окраска листьев.


25.12.2008.

Не наблюдается ро­ста растения


28.12.2008.

Листья бледно-зеленые


02.01.2009.

Листья бледно-зеленые, края листьев загибаются.


09.01.2009.

Края листьев все больше загибаются.


15.01.2009.

Прекращение цветения.


20.01.2009.

Начался процесс скручивания листьев.


26.01.2009.

Листья начинают опадать.










Приложение №2























Тезисы конкурсной работы

АГРОТЕХНИКА И ЭКОЛОГИЯ СЕНПОЛИИ (УЗАМБАРСКОЙ ФИАЛКИ)


Яковлева Светлана Геннадьевна, 6 класс,


ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЦВЕТОВОДСТВО»


МОУ «ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


КОНЫШЕВСКИЙ РАЙОН

Руководитель: Росихина Людмила Николаевна



Издавна цветочно-декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо диковинных растений чужих стран и, возвра­щаясь на родину, привозили семена, луковицы и сами цве­точные растения.

Декоративные растения украшают наши квартиры, сады, парки, скверы, приусадебные участки. Одни из них радуют нас своей формой, другие имеют красивые листья, третьи удивляют разнообразием окраски цветков.

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.

Роль экологии растений велика. Она является теоретической основой в борьбе за культуру земледелия.

Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений, или их агротехнику, которая вклю­чает обработку почвы, внесение удобрений, подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке), посев и посадку, уход за растениями, защиту растений от сорня­ков, болезней и вредителей, уборку урожая.

Цель данной работы: теоретическое и эмпирическое исследование агротехники и экологии культурного растения сенполия (узамбарская фиалка)


Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить и исследовать основные теоретические подходы к проблеме агротехники и экологии культурных растений.

  2. Организовать и провести эмпирическое исследование.

  3. Оформить протоколы опытов и на их основе сделать выводы.


Объект исследования – комнатное растение сенполия.


Предмет исследования – влияние агротехнических приемов на рост и развитие сенполии.

Гипотеза: вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества – необходимые факторы для жизни растений и только при создании всех необходимых условий можно получить здоровое растение.

Методы:

  1. теоретические: анализ литературы по теме исследования;

  2. эмпирические: метод наблюдения, эксперимент (опыты).


Исследования проводились на базе дополнительного объединения «Цветоводство» МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»,

руководитель Росихина Людмила Николаевна.

Сроки проведения исследования с 03.09.2008 года по 26.02. 2009 года.

Объектом исследования нами выбрана сенполия (узамбарская фиалка) Saintpaulia. Семейство геснериевых. Родина сенполий - Узамбарские горы Африки. Это растение является любимцем многих цветоводов.

Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях, мы разработали план исследования.

План организации исследования:

  1. Изучить биологические особенности культуры.

  2. Наметить факторы, подлежащие эксперименту.

  3. Проверить на опытном растении влияния изменения нужных параметров данного фактора на рост и развитие растения.

  4. Внести результаты наблюдений в протокол опытов.

Организованное нами исследование решало две важные задачи. Первая теоретического плана, заключалась в изучении литературы по теме исследования. Вторая – практического плана – сводилась к изучению влияния агротехники растения на рост, развитие растения и доказательству выдвинутой нами гипотезы исследования о том, что вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества – необходимые факторы для жизни растений и только при создании всех необходимых условий можно получить здоровое растение.

На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования мы смогли сформулировать следующие выводы:

  1. Анализ изученной литературы показал нам, что агротехника культурных растений хорошо изученный вопрос.

  2. Проведенный эксперимент подтвердил правильность изложенных в литературе данной тематики основ агротехники культурных растений.

На основе вышеизложенного можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, и, таким образом, цель работы достигнута.