Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа «Перспектива»
Учебно-исследовательская работа
«Сказки ханты и манси,
как первая книга о жизни»
Работу выполнила:
Московских Арина,
ученица 4 е класса
Руководитель:
Томаченко Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
г. Сургут
2017 год
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть.
1.1. Культура и история обско-угорских народов 4
1.2. Сказания и сказки обско-угорских народов 5
Практическая часть 7 - 9
Результаты исследований 10
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
И
стория края, его людей, память о них должны стать достоянием как ныне живущих, так и будущих поколений наших.
И.П. Захаров
Свою исследовательскую работу я не случайно начинаю с эпиграфа почетного гражданина города Сургута, журналиста, краеведа Захарова Ивана Прокопьевича (05.10.1929-13.05.2004), внесшего неоценимый вклад в сохранение и приумножение истории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Что мы с Вами знаем о своем родном крае? Ответ на этот вопрос я получила частично в школе на уроках окружающего мира.
Когда-то в этот чудесный край - необъятной тайги с её щедрыми дарами, многочисленными реками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой, богатейших нефтяных недр - приехали наши прабабушки и прадедушки, и он стал для них второй родиной. А мы здесь родились, поэтому и для нас Ханты-Мансийский автономный округ – Югра - родина. Я знаю, что я живу на земле, принадлежащей коренным представителям Югры - народам ханты и манси.
Но со временем поняла, что данного объема информации для меня недостаточно. Я самостоятельно решила исследовать некоторые факты из истории и культуры края, в котором живу. А свою исследовательскую работу я решила построить на изучении фольклора (сказок, мифов, легенд, преданий) обско-угорских народов. Образ жизни народов ханты-манси, явления природы, животный и растительный мир тайги особенно широкое отражение нашли в сказках и легендах.
А знаете ли Вы сказки народов ханты и манси? Какой смысл заложен в этих сказках? И почему мы с вами должны интересоваться историей и культурой своего края?
Цель: формирование представлений о культуре и традициях народов ханты и манси через изучение фольклора
коренных жителей Югры
Задачи исследования:
Ознакомиться с культурой и историей обско-угорских народов.
Развивать познавательный интерес к истории, культуре края через посещение театральных постановок, музеев, выставок, чтение сказок и легенд народов Югры.
Обобщить статистические данные, полученные в ходе анкетирования одноклассников.
Гипотеза исследования: я предположила, что изучение фольклора обско-угорских народов позволит узнать о традициях коренных жителях Югры – ханты и манси, уважать их культуру и извлечь жизненный урок для себя.
I. Теоретическая часть
1.Культура и история обско-угорских народов
С давних времен на Югорской земле жили малочисленные народы Севера - ханты и манси.
Традиционные занятия северных народов: таежная охота, речное рыболовство, собирание грибов и ягод, и, конечно, они разводят стада оленей.
Г
лавным богатством у народов Севера считается олень. Олень - это жизнь. Мясо и кровь животного употребляется в пищу, из кости изготавливают детали упряжки, наконечники стрел, накладки для лука, крюки для люлек и многое другое. Олени, запряженные в нарты, используются как транспортное средство (слайд 8).
Из оленьих шкур женщины шьют теплую одежду (шубы, обувь). Называются шубы: сах, малица, гусь, парка. Обувь: кисы, нырики

И очень красиво украшают ее своими национальными узорами (для украшений используют бисер.
Чтобы удобнее было кочевать, оленеводы придумали особое жилище, которое можно легко разобрать. Оно называется - чум (слайд 11)


Все необходимое для жизни северные жители делают сами. Посуда из бересты, украшается орнаментом.
2. Сказания и сказки обско-угорских народов
С
древних времен каждый ханты и манси знал мифы, легенды о происхождении своего рода, селения, речки
. Они считались священными.

Рассказывали эти легенды сказители, которых почитали и ценили. Собирались люди в большом доме, почтенные мужчины занимали переднюю часть дома, рядом с рассказчиком. Женщины и дети занимали места, оставшиеся от стариков. Разводился костер в очаге, поджигалась чага (березовый гриб, нарост) в чашечке или баночке, которую ставили в передний угол на полку. На столе обязательно оставляли нож. Все это проделывалось в полном молчании. Возможно, для того, чтобы подготовить присутствующих, сосредоточить их внимание. Рассказчик садился на самое почетное место - в переднем углу и начинал свой рассказ. Женщины во время рассказа покрывали голову платком. Страшные легенды не рассказывались при маленьких детях.
Северные народы верили, что мир населяют многочисленные духи, что у человека не одна, а несколько душ: у мужчины - пять, у женщины - четыре. Мир они делили на три царства: верхний мир - небесный, там обитают только добрые существа; средний мир - земной, где живут злые и добрые, в том числе и люди; нижний мир - подземное царство мертвых, болезней и смерти — принадлежит Черному Старику. Он рожден под землей и слывет воплощением зла: вредит людям, насылает испытания и болезни. Ему повинуются обитающие в его царстве шестипалое чудовище, злые духи-кули, несметные полчища комаров и гнуса. Главой духов считался бог Торум - Небесный Отец, хозяин верхнего мира. Его имя означает «небо», «вселенная», «высшее божество». Он считается создателем всего живого и неживого на земле.
Ханты и манси бережно хранили и передавали эти легенды потомкам.

Религия и фольклор ханты были тесно переплетены, что свойственно обществам на ранних стадиях исторического развития. Их мифология была системой первобытного мировосприятия и включала зачатки донаучных представлений о мире и человеке, об истории общества, разные формы искусства, философии и религии. Данные факты нашли отражение в следующих сказаниях и сказках народов ханты и манси: «Сказание о возникновении земли», «Почему лебеди белые», «Как Солнце и Месяц достали, как птицы и звери на Земле появились», «Как человека сделали», «Отчего у зайца уши длинные»
Нередко героями легенд были лес и вода, земля и небо, вода и огонь. Важное место в быту, традиционной культуре ханты и манси занимают растения, в том числе и деревья. Некоторые из них являются священными – береза. Об этом я прочитала в сказке «Легенда о небесной девушке».
В ходе исследовательской работы я смогла сделать следующие выводы о фольклоре народов Югры:
Хантыйские и мансийские сказки - это мир, где все живет по обычаям и традициям своих предков. Здесь свой порядок, в котором у каждого свое место. Здесь нет дверей и стен - Солнце, Звезды и Луна светят всем. Это первая книга о жизни. Так человек через сказки входит в Жизнь!
Фольклорное творчество ханты не являлось самостоятельной эстетической ценностью, оно органически связано с системой верований и с насущными потребностями людей.
Живя рядом с ними на одной земле, мы должны знать и уважать их культуру, их уклад жизни, обычаи.
II. Практическая часть
1. Спектакль «И дольше века длится день»
Ханты-Мансийский театр обско-угорских народов «Солнце»
В ходе моего исследования я определила задачу посещения школьной и центральной библиотеки города Сургута имени Пушкина, а также посещения театральных постановок на фестивале театральных коллективов «Театральная весна-2017» и Ханты-Мансийского театра обско-угорских народов «Солнце».
23 октября 2016 я присутствовала с родителями на закрытии недели культурных событий в ДИ «Нефтяник» на спектакле «И дольше века длится день» Театра обско-угорских народов «Солнце» (г. Ханты-Мансийск). Именно эта театральная постановка актеров ханты и манси сподвигла меня к более глубокому изучению их культуры и истории.
В его основе театральной постановки два преданья: «Легенда о Матери», повествующая о древнем великом народе, об утраченной памяти и великой любви матери к сыну, и «Рыба - женщина», рассказывающая о небывалой любви рыбы-женщины и хромоногого рыбака. Автор и режиссер вовлекают зрителя в магию и философию того, что сохранилось от прошлого, ибо мифы и легенды – это не что иное как послание предков.
2. Центральная библиотека имени Пушкина

Особенно увлеклась я сказаниями и сказками обско-угорских народов. С этой целью вначале посетила нашу школьную библиотеку. К моему большому сожалению литературы данного репертуара в библиотеке не оказалось. Посещение же центральной библиотеки города Сургута имени Пушкина дало положительной результат. Кроме того, что в моих руках оказалось немало художественной литературы о мифах и сказках Югры, мне довелось познакомиться непосредственно с представителями малочисленных народов, которые по вторникам и четвергам не только знакомят посетителей библиотеки с историей и культурой своего края, но и дают уроки хантыйского языка. В центральной городской библиотеке с этой целью выделен отдельный зал краеведения, где посетители могут ознакомиться с художественными произведениями, национальными поделками и игрушками народов ханты и манси (слайд №19). Ну, а когда Вас в художественный мир сказок народов ханты и манси сопровождает ведущий библиотекарь отдела краеведения Сазанович Анна Федоровна, вы буквально вовлечены в мир мифов и сказок этих удивительных народов.
3. Музыкальная сказка «Как кукла Акань себе друга искала»


22 марта 2017 в рамках фестиваля «Театральная весна-2017» в органном зале БУ «Сургутский музыкальный колледж» я посетила музыкальную сказку по мотивам сказок народов ханты «Как кукла Акань себе друга искала». Первых таких кукол «Акань» для маленьких девочек шьют мамы или старшие сёстры. Куколки должны быть не больше детской ладошки. По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, и навлечь на ребёнка беду, поэтому все куклы были без лица, рук и ног, сшитые из лоскутков ткани, или меха, украшены хантыйским орнаментом. Акань имеет пол и возраст. Есть куклы мужчины, куклы женщины, куклы младенцы. Данная постановка очень понравилась присутствующим в зале всем детям.
4. Онлайн-опрос режиссера постановки музыкальной сказки «Как кукла Акань себе друга искала» - Шпилевой Натальи Николаевны
По окончании театральной постановки мною был проведен онлайн-опрос режиссера данной постановки - Шпилевой Натальи Николаевны.
Меня интересовали следующие вопросы (вы видите их на слайде):
Почему при выборе постановки на городской фестиваль театральных коллективов вы остановились именно на хантыйской сказке?
В чем особенности подготовки к театральной постановке по мотивам хантыйской сказки?
Довольны ли вы достигнутыми результатами?
Считает ли вы, что выбранное направление стоит развивать в будущем и почему?
Наталья Николаевна отметила, что необходимо уметь «видеть» более глубокий, скрытый смысл не только сказок, но и текстов хантыйских сказок. Раскрывая его, можно, работая над собой, совершенствовать себя, изменять свой жизненный сценарий, избегать отрицательных последствий каких-то поступков, учиться на отрицательном опыте героев, не допуская его в своей жизни. В ходе подготовки к спектаклю была проделана большая работа по изучению культуры и фольклора народов ханты и манси, заключавшаяся в посещении краеведческого музея г. Сургута и консультаций с его работниками.
5. Экскурсия в доме культуры коренных народов Севера
22 апреля 2017 я с семьей была на экскурсии в доме культуры коренных народов Севера (историко-культурного центра «Старый Сургут»). В доме культуры постоянно действует экспозиция «Быт и традиции угорских народов». Экспозиция представляет элементы материальной и духовной культуры коренных народов. Берестяные изделия, традиционная вышивка, бисерные украшения, домашняя утварь изготовленные, местными мастерами народных художественных промыслов – носителями культуры ханты и манси. На этноплощадке у Дома коренных народов Севера расположены традиционные элементы стойбищного поселения: хлебная печь, лабаз, чум. В ходе экскурсии я не только наглядно ознакомилась с национальными строениями и их функциональными предназначениями, но и прикоснулась к жизненному укладу обских угров, почувствовала себя в какой-то мере сопричастной к самобытной древней культуре аборигенов. В ходе экскурсионной программы «Путешествие в мир сказок и легенд» (кукольный спектакль по мотивам сказок народов Севера) нам заведующей отделом Самсоновой Мариной Викторовной были предложены хантыйские легенды и мифы: «Как Землю выловили», «Как ворон Землю мерял», «Как комары появились», «Как у щуки голова появилась» и другие.

III. Результаты исследований
На заключительном этапе моей исследовательской работы был проведено анкетирование одноклассников и учащихся 4м класса МБОУ НШ «Перспектива» на знание сказок народа ханты и манси. Всего приняло участие 50 школьников в моем опросе.
Ученикам были предложены пять вопросов.
Я решила узнать, как ребята знают сказки малочисленных народов севера, посещают ли театральные постановки, как знакомятся с культурой коренных народов.
№ п/п | Наименование вопроса | Количество положительных ответов, % от опрошенных учащихся | Количество отрицательных ответов, % от опрошенных учащихся |
1 | Вы знакомы со сказками народов ханты и манси? | 37 / 74 % | 14 / 26 % |
2 | Вы узнали о героях сказок ханты и манси в школе? | 19 / 38 % | 31 / 62 % |
3 | Вы узнали о героях сказок ханты и манси от своих родителей в ходе чтения художественной литературы? | 32 / 64 % | 18 / 36 % |
4 | Посещали ли Вы театральные постановки по мотивам сказок малочисленных народов Севера? | 31 / 62 % | 19 / 38 % |
5 | Считаете ли вы необходимым знакомиться с культурой и историей своего родного края? | 45 / 90 % | 5 / 10 % |
Результаты анкетирования учащихся позволили сделать вывод, что еще 26 % школьников мало знакомы с культурой и историей своего родного края и народов, которые издревле проживают здесь. Исследование показало также, что и в школьной библиотеке недостаточно художественной литературы ханты и манси.
Поэтому ещё раз я убедилась, что цель моей исследовательской работы была поставлена верно!
IV.Заключение
Именно малочисленные народы Севера с помощью легенд, мифов, сказок сохранили свои обычаи и традиции. Ведь еще 100 лет назад у ханты и манси не было своей письменности, поэтому передавалась информация из уст в уста и называлось - устное народное творчество, которое нужно приумножать и обогащать. На примере своего младшего брата, который также был со мной на экскурсии, я поняла насколько большое психологическое воздействие фольклор оказывает на детей младшего возраста. Народное творчество ханты и манси не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт. Фольклор, прививает понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздает картину исторического прошлого. В фольклоре проступают представления об отсутствии резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами. Таким образом, хантыйский и мансийский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – занимает важное место в выполнении задач социально – педагогического направления, нравственного и эстетического воспитания детей. А сказка – это универсальный язык, способный в доступной форме донести нужную информацию. Сказки ханты и манси - это душа народа, в них наблюдения за жизнью, природой, стремление познать окружающий мир, мечта и надежда о лучшей жизни. Большинство сказок ханты и манси посвящено животным, которые наделяются человеческими качествами, помогают людям. Через отношение к животным так же просматривается мировоззрение ханты и манси. Мне очень нравится такое отношение к природе. Если бы все люди так же берегли природу, то сегодня мы бы не говорили об экологической катастрофе. Я считаю, что в мировоззрении ханты и манси много интересного и полезного, что можно перенять и использовать в современной жизни.
Изучение фольклора ханты и манси сегодня очень актуально. Эти маленькие по численности народы испытывают на себе влияние других народов, населяющих территорию ХМАО - Югры. Происходит утрата его самобытности и изменение его культуры, поэтому сохранение и пропаганда культуры малых народов - это важная составная сохранения культуры в целом.
Традиции сказочного жанра прочно вошли в творчество хантыйских поэтов и прозаиков и представляют собой художественную обработку народных сюжетов, их поэтическое переложение, реже – образцы собственного сочинения. Результаты моего исследования доказывают, что любая сказка учит жить. Почти все детские сказки хантов и манси поучительны: не ленись (лень и нужда родные сестры, в мансийском языке эти понятия даже обозначаются одним словом - сав), будь внимателен, следи, чтобы твои вещи не утащила собака или сорока, учись жить на примере других людей и зверей. Окружающий мир будет враждебен тебе, если ты лжив и глуп. Если же ты добр и умён, он поможет тебе. Вот так, через детские сказки учат жить маленького человека взрослые люди.
Вывод
В ходе исследовательской работы я познакомилась с культурой и историей обско-угорских народов, значительно расширила свой кругозор знаний по истории, культуре края через посещение театральных постановок и других мероприятий. Прикоснулась к жизненному укладу народов Югры, почувствовала себя в какой-то мере сопричастной к самобытной древней культуре.
Хантыйские и мансийские сказки - это мир, где всё живет по обычаям и традициям своих предков. Это первая книга о жизни.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Цель исследования – достигнута.
Список литературы
Н.В.Жукова, Т.В.Кобелева, Ю.Б.Неруш, Г.Н.Библая, Е.А.Вирачев Сказка моя! Мифы и сказки Югры.// «Библио-Глобус»,2015.-263с.
Г.Слинкина. Сказки земли Югорской// Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.-228 с.:илл.
Сказки обских угров/ сост.хант.текста Г.Л.Нахрачева, сост.манс.текста С.С.Динисламова, редактор хант.текста А.А.Шиянова, редактор манс.текста Т.Д.Слиникина, редактор рус.текста Е.В.Косинцева, художник И.В.Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.-100с.
Сказки моего леса: хантыйские и мансийские сказки/ МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сургута; сост.Г.Н.Библая; отв.ред.Н.В.Жукова. –Томск:Издательский Дом ТГУ, 2015.-80 с.:цв.ил.
Сайт интернет: depcultura.admhmao.ru›…obsko-ugorskikh-narodov.
13