Введение
Наклонение – форма глагола, которая указывает на то, как говорящий рассматривает действие по отношению к действительности (как реальное, предположительное). Оно играет важную роль в овладении грамматикой английского языка.
Вопрос о категории наклонения в системе современного английского глагола является одним из наиболее сложных и запутанных. Тем не менее, овладение умением правильно употреблять формы наклонения в грамматических конструкциях является одной из основных задач обучаемого.
Основные трудности при работе с наклонениями выражаются в неумении использовать их в предложениях разных временных форм.
Мы рассмотрим наклонение, определив его основное назначение в системе английского языка.
Основная задача нашей разработки:
рассмотреть формы наклонений, их образование и употребление в грамматических конструкциях.
Объектом данной работы является процесс овладения умением употреблять три вида вышеуказанных наклонений и рационально использовать и распознавать их в различных типах предложений.
Прежде всего следует указать на то, что под наклонением следует понимать грамматическую категорию выражающую модальность, или отношение содержания высказываемого к действительности.
Иначе говоря, наклонение — это модальность, выраженная определенными формами слова .
Наклонение в английском или Mood – это грамматическая категория глагола, которая указывает на отношение слов говорящего к действительности.
Мы можем говорить о реальном действии в самых разных временах, о предпочтительном или же о воображаемом, нереальном. Все это требует разных подходов к построению высказываний. Поэтому вам нужно будет завязать близкое знакомство с тремя капризными родственниками в английском языке.
Изъявительное наклонение
Изъявительное наклонение (the Indicative Mood) по своему значению предполагает соответствие между содержанием высказывания и действительностью: Не came there Он пришел туда, She will translate this book Она будет переводить эту книгу, The sun rises in the East Солнце всходит на востоке и т. п.
С точки зрения особенностей образования форм, изъявительное наклонение характеризуется наличием в 3-ем лице единственного числа настоящего времени суффикса -(e)s, который четко отделяет изъявительное наклонение от других форм наклонения и тем самым является показателем не только лица, числа и времени, но и наклонения.
Изъявительное наклонение выражается формами Present, Past и Future. Система всех глагольных форм в Present, Past и Future и есть изъявительное наклонение.
Каждая из форм Present, Past и Future является формой как времени, так и наклонения, т. е. в этих формах выражено как временное, так и модальное значение.
Именно изъявительное наклонение в английском языке предполагает использование большого количества времен:
I cooked fish soup and pizza. – Я приготовил рыбный суп и пиццу.
Children don’t like hot milk with honey. – Дети не любят горячее молоко с медом.
When did you go to South Africa with your sister?– Когда вы с сестрой ездили в Южную Африку?
This theatre was built in the 18th century.- Этот театр построили в 18 веке.
Will this letter be written tomorrow? — Это письмо напишут завтра?
We can knit very well — it is our granny who taught us. — Мы умеем очень хорошо вязать — это наша бабушка нас научила.
People ought to return books to the library. — Люди должны возвращать книги в библиотеку.
May I open the window? The room is very stuffy. — Можно мне открыть окно? В комнате очень душно.
You must not drink this liquid. — Вам нельзя пить эту жидкость.
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение (the Imperative Mood) – передает просьбу или приказ, запрет или предостережение, совет или приглашение одному человеку или группе людей. Существует несколько форм, которые нужно заучить:
Утвердительная. Нет ничего проще, чем образовать ее. Просто возьмите глагол в начальной форме без частицы to. Естественно, что в таких фразах нам не понадобится подлежащее. Если вам нужно назвать два и более действий, просто используйте союз and:
Give me my red pencil. – Дай (те) мне мой красный карандаш.
Speak up, Tom! – Том, говори (те) четче!
Open the book and read the page. — Открой (те) книгу и прочитай (те) страницу.
Как видите, в таких предложениях может присутствовать обращение. Отдельно стоит отметить образование разделительных вопросов для утвердительной формы, где в «хвостике» вы заметитеwill you, won’t you, can you, can’t you, could you, couldn’t you, что весьма необычно:
Bring me some milk, will you? — Не принесете ли Вы мне молока?
Keep silent, can’t you? — Замолчите, пожалуйста!
Don’t talk so loudly: Jane is sleeping.– Не разговаривай так громко: Джейн спит.
Don’t sit down on the bench – it’s just been painted.– Не садись на скамейку, ее только что покрасили.
Как вариант, если действие уже находится в процессе, вы можете использовать нехитрую структуруstop + глагол с -ing:
Stop singing I have a splitting headache. — Прекрати петь, у меня голова раскалывается.
Tell me his name please. — Скажи мне, как его зовут, пожалуйста.
Please have some rest, you are very tired. — Пожалуйста, отдохни, ты очень устал.
Do come in and feel at home. — Да заходите же и чувствуйте себя как дома.
Do tell me the truth — I need to know everything about it. — Ну скажите мне правду, мне необходимо знать все об этом.
Запомните, что когда вы обращаетесь к первому или третьему лицу, вам понадобится let илиlet’s, а также иногда и местоимения в объектном падеже:
Let Melissa drink her tea and then we will go. — Дай Мелиссе допить свой чай, и потом пойдем.
Let’s read another book, I don’t like this one. – Давай почитаем другую книгу, мне эта не нравится.
Let’s go otherwise we will be late. – Пойдемте, иначе мы опоздаем.
Let me discuss it with my aunt. — Дай мне обсудить это с моей тетей.
Let her finish reading, don’t reveal the ending. — Дай ей дочитать, не рассказывай финал.
Сослагательное наклонение
Сослагательное наклонение (the Subjunctive Mood) служит для выражения нереальных действий. Сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) – это система глагольных форм, противопоставленная системе форм изъявительного наклонения. И те и другие формы употребляются только в сказуемом, но формы сослагательного наклонения, в отличие от изъявительного, употребляются в сообщениях о фактах не реальных, а лишь мысленно допускаемых, воображаемых (ср. русск. Я пошел бы...). В отличие от форм изъявительного наклонения, формы сослагательного наклонения не являются формами настоящего, прошедшего или будущего времени; временные отношения в них выражаются противопоставлением неперфектных и перфектных форм.
I wish my brother came to Paris with us – Жаль, что мой брат не приехал в Париж с нами.
Выделяют:
Subjunctive 1 — образуется без вспомогательных глаголов, и в общем-то является тем, что язык еще не успел упростить с древних времен. В эту группу входят Present, Past и Past Perfect Subjunctive.
John suggests that they fly to Saint Petersburg. — Джон предлагает, чтобы они полетели в Санкт-Петербург.
If only I were younger now! — Ах, если бы я был моложе сейчас!
If Jack had been at our place last night he would have helped us with the pipes. — Если бы Джек был у нас прошлой ночью, он бы помог нам с трубами.
Subjunctive 2 — образуется с помощью некоторых модальных глаголов и инфинитива без частицы to. Выбор между перфектной и неперфектной формой зависит от того, совершилось ли к данному моменту действие или нет:
I could have seen him in that crowd. — Я могла бы его увидеть в той толпе.
I might have visited my aunt and uncle. — У меня была возможность навестить тетю и дядю (Но я не навестила их).
I would cook soup if I had all the ingredients. — Я бы приготовила суп, если бы у меня были все ингридиенты.
Conditional Mood — условное наклонение. Аналитические формы наклонения с should would (I should be he would be) обычно употребляются в главной части сложного предложения с придаточным условным и выражают не само условие, а его следствие. Основная идея этого наклонения — известная нереальность, но взятая не сама по себе, а обусловленная нереальностью, недействительностью каких-то других обстоятельств и условий. Исходя из этого, данное наклонение можно назвать условным наклонением (Conditional Mood), или, строго говоря, «обусловленным».
If the rain stops soon enough we will go to the store. – Если дождь закончится достаточно скоро, мы поедем в магазин.
If I met Johnny Depp I would hug him. – Если бы я встретила Джонни Деппа, я бы его обняла.
We would have watched the movie last week if Tom had brought his laptop. – Мы бы посмотрели фильм на прошлой неделе, если бы Том принес ноутбук.
It is a pity that Jane should answer like that. — Жаль, что Джейн ответила таким образом.
Why should we stay in the village? — С чего бы нам оставаться в деревне?
Среди аналитических форм наклонения выделяются, как уже говорилось, два случая, которые различаются по значению, употреблению и внешнему виду, а именно: а) формы, образующиеся с помощью вспомогательного глагола should + инфинитив спрягаемого глагола (Не should he и т. п.) и б) формы, образующиеся с помощью вспомогательного глагола should (для первого лица) – I should be Я был бы и т. п. – и would (для всех остальных лиц) – Не would be Oн был бы и т. п.
Формы типа Не should be обычно выражают предположение как таковое и употребляются для выражения мало вероятного предположения: ср., например, Should you meet him, tell him to come Случится вам встретить его, велите ему прийти.
Указанные формы употребляются часто в придаточных предложениях, присоединяемых союзами, в частности, с помощью союза if (if you should meet him, tell him to come), отчего в первый момент создается впечатление, что в таких случаях они выступают со значением условия. Однако в действительности и здесь словоформа should meet выражает лишь предположительность, а не условие: последнее передается союзом if. Поскольку формы с should обычно выражают предположение, соответствующую категориальную форму наклонения можно было бы обозначить термином предположительное наклонение

Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы.
Учитывая материалы по изучению структуры грамматических категорий, следует подойти к оценке соотношения между грамматической формой и грамматической категорией, с другой стороны. Отсюда следует, что если английский глагол в единой словоформе может одновременно выражать прошедшее время и будущее время (форма «будущее в прошедшем»: I should do, he would do), то в системе английского глагола выявляются две категории времени: во-первых, «первичное» время, различающее прошедшее и настоящее, и, во-вторых, «вторичное», или «проспектное» время, различающее будущее, или футурум и не-будущее, или инфутурум. Далее, если в единой глагольной словоформе могут одновременно выражаться перфектность и длительность (форма «длительный перфект»: he has been doing), значит, в системе английского глагола выявляются две категории вида: во-первых, вид «развития» (континуум - индефинитум) и, во-вторых, вид «ретроспективной координации» (перфект – имперфект).
Следовательно, такие общие грамматические понятия, как «время», «вид», «наклонение» и другие, взятые сами по себе, вовсе не предполагают единых категориальных систем для выражения определяемых ими значений. Грамматическая категория в каждом языке формируется конкретными соотношениями его грамматических форм. Английское наклонение, как и другие глагольные категории, выявляется существенно в бинарной привативной оппозиции, поскольку его «императив» не имеет форм выражения, отличных от форм сослагательного наклонения, и не может сосуществовать с ними в единой словоформе.
Упражнение 1. Переведите с английского.
1.If it didn’t rain, we would go for a walk.
2.If we had a camera, we could take pictures of the beautiful scenery.
3.If there were any sugar left, we should not have to go to the shop.
4.If I knew him, I should ask his advice.
5.If you did not have a toothache, you would enjoy the party.
6.If you were not so absent-minded, you would not make so many mistakes.
7.If you rang me up, I should know you were in trouble.
8.If you watched the cat, it wouldn’t eat the fish.
9.If it were not so late, we would go to see them.
10.If I were you, I would read the book.
Упражнение 2. Скажите, что упоминаемое действие было бы выполнено, если бы было выполнено условие.
Example. If I have time, I will do it. – If I had time, I would do it.
1.If I work hard, I will pass the exams.
2.If there is hot water, I’ll have a bath.
3.If you get up early, you’ll be in time.
4.If I have a lot of money, I will go on a trip round the world.
5.If I have a lot of time, I will take music lessons.
Упражнение 3. Раскройте скобки, используя сослагательное наклонение.
1.If I … (be) you, I … (write) to her.
2.If I … (be) taller, I … (play) in a basketball team.
3.If you … (stay) longer, you … (meet) my parents.
4.If she … (not eat) so much, she … (be) slimmer.
5.If he … (not see) them, he … (not know) the truth.
6.What … you … (do) if you …(see) him?
7.What … you … (do) if you …(have) million dollars?
8.If they … (have) million dollars, they … (travel) around the world.
9.What … you … (do) if you …(lose) your key?
10.If I … (lose) my key, I … (call) my parents.
Упражнение 4. Переведите с английского.
1.If it hadn’t rained yesterday, we would have gone for a walk.
2.If we had had a camera during our trip to the USA, we could have taken pictures of the beautiful scenery.
3.If there hadn’t been any sugar left, we would not have gone to the shop late at night.
4.If you had not had a toothache last night, you would have enjoyed the party.
5.If you had not been so absent-minded at the last lesson, you would not have made so many mistakes in your test.
6.If you had rung me up yesterday, I should have known you were in trouble.
7.If you had watched the cat, it wouldn’t have eaten the fish.
8.If it hadn’t been so late, we would have gone to see them.
9.If I had had more time, I would have done the test better.
10.If you hadn’t left the child alone, she would have broken the vase.
Упражнение 5. Скажите, что если бы упоминаемое условие было бы выполнено вчера, то действие было выполнено.
Example. If I had time, I would do it. – If I had had time yesterday (last year), I would have done it.
1.If I worked hard, I would pass the exams.
2.If there were any hot water, I would have a bath.
3.If you got up early, you would be in time.
4.If I had a lot of money, I would go on a trip round the world.
5.If I had a lot of time, I would take music lessons.
Упражнение 6. Раскройте скобки, используя сослагательное наклонение.
1.If he hadn’t broken his bicycle, he would … (go) to the country.
2.If I hadn’t had a bad headache yesterday, I could … (come) to see you.
3.If the ship … (not sail) near the coast, it would not have struck a rock.
4.If he … (be) in town, he would have been present at our meeting.
5.If the road … (not be) so slippery, I … (not fall) and hurt my leg.
6.If they .. (make) a fire, the wolves … (run) away.
7.If I … (expect) my friend to come, I … (not go) to the cinema.
8.If I … (have) a dictionary, I … (translate) the article yesterday.
9.If we … (get) a letter from him, we … (not worry).
10.If she … (come) home late last night, her father … (be) angry.