Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Нуклеиновые кислоты»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Знание о строении нуклеиновых кислот позволяет понять механизм реализации наследственности в признаки организма, согласно теории 1 ген – 1 РНК – 1 фермент – 1 признак, а также регуляцию процессов жизнедеятельности клеток в их онтогенезе, которая осуществляется на основе наследственной информации, материальным носителем которой является молекула ДНК.
Молекулярно-биологические представления о строении и функционировании генов позволяют медработникам усвоить процессы нормальной жизнедеятельности человека, а также нарушении кодирования информации, которые сопровождаются болезненными явлениями организма.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- химический состав, строение, основные свойства, функции дезоксирибонуклеиновой
кислоты (ДНК);
- строение, виды, функции рибонуклеиновой кислоты (РНК);
- структуру, биологические функции аденозинтрифосфата (АТФ)
Уметь:
- владеть терминологией темы;
- давать сравнительную характеристику ДНК и РНК;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирование умения сравнивать биологические объекты;
- формирование умения осуществлять поиск и использовать необходимую информацию
в) Воспитательная:
- воспитание интереса к своей будущей профессии
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
3. Содержание темы занятия
План
- нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
- доказательства генетической роли ДНК.
- ДНК – химический состав, молекулярное строение, локализация в клетке.
- редупликация ДНК как механизм самовоспроизведения на молекулярном уровне;
- функции ДНК
- строение РНК, её виды: иРНК; тРНК; рРНК.
Функция РНК – реализация наследственной информации;
- функции нуклеиновых кислот в обеспечении наследственности и изменчивости как
важнейших функций клетки;
- сравнение ДНК и РНК
- АТФ – единый и универсальный источник энергии в клетке. Химический состав и
функции АТФ
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «Органические вещества клетки» Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление проблем через организацию индивидуального письменного опроса по карточкам. Фронтальный опрос. Оценивание результата. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация по теме занятия (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»
| 3' 15'- 20' |
II | Основной этап План изложения теоретического материала: - нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. - ДНК – состав, молекулярное строение, локализация в клетке. - редупликация ДНК как механизм самовоспроизведения на молекулярном уровне; - функции ДНК - строение РНК, её виды: иРНК; тРНК; рРНК. Функция РНК – реализация наследственной информации; - функции нуклеиновых кислот в обеспечении наследственности и изменчивости как важнейших функций клетки; - сравнение ДНК и РНК - АТФ – единый и универсальный источник энергии в клетке. Химический состав и функции АТФ | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.
Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение. Координация и оценка рассуждений обучающихся.
Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Слайды «История открытия нуклеиновых кислот»; «Модель ДНК Уотсона и Крика» ; «Особенности строения нуклеотидов ДНК» ; «Строение молекулы ДНК»; «Репликация ДНК» ; «Функции ДНК» «Особенности строения нуклеотидов РНК» «Виды РНК» «Функции РНК» «Слайд «Сравнение ДНК и РНК» «Строение АТФ» «Функции АТФ» | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе |
Отвечают на вопросы конечного уровня знаний. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Вопросы конечного уровня знаний (прилагаются). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) карточки с биологическим диктантом;
Б) карточки с индивидуальными заданиями;
В) тесты конечного уровня знаний по теме органические вещества клетки.
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Какова роль нуклеиновых кислот?
- Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?
- Что вы знаете о функции ДНК?
- Что вы знаете о функции РНК?
- Что такое мономеры и полимеры?
- Что вам известно об АТФ?
- В каких процессах она необходима?
- Где АТФ синтезируется в клетке?
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Нуклеиновые кислоты»
Слайды: «Строение ДНК и РНК», «Редупликация ДНК»,
«Модель молекулы ДНК», «Строение нуклеотидов РНК»,
«Виды РНК», «Сравнение ДНК и РНК», «Строение молекулы АТФ»
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
- кто первый открыл нуклеиновые кислоты;
- доказательства генетической роли ДНК;
- модель ДНК Уотсона - Крика;
- строение нуклеотидов ДНК, их типы;
- каковы принципы соединения нуклеотидов в молекуле ДНК;
- перечислите функции ДНК;
- механизмы репликации ДНК;
- перечислите виды РНК;
- какая функция РНК?
- какие особенности строения АТФ?
- где образуется АТФ.
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
- Методические рекомендации к самостоятельной работе «Нуклеиновые кислоты»
- макет таблицы «Сравнительная характеристика ДНК И РНК
Задание 1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»
Признак | ДНК | РНК |
Углевод | | |
Азотистые основания | | |
Структура молекулы | | |
Функции в клетке | | |
Задание 2. Заполнение словаря биологических терминов
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
Слайды: «Строение ДНК и РНК», «Репликация ДНК»
«Модель молекулы ДНК».
7. Материалы домашнего задания студентов по теме лекции: Методические рекомендации к самостоятельной работе по стр. 16-22. СМК, 2014 г.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/
Приложение 1
Краткое содержание темы занятия
Тема «Нуклеиновые кислоты»
Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. Нуклеиновые кислоты – это важнейшие биополимеры, определяющие основные свойства живого.
Впервые они были описаны в 1869 г. швейцарским биохимиком Ф. Миллером, которые он выделил из остатков клеток, содержащихся в гное. Своё название они получили от лат. «нуклеус» - ядро. Эти вещества обладают слабыми кислотными свойствами.
В природе существуют нуклеиновые кислоты двух типов, различающиеся по составу, строениями и функциями. Одна из них содержит углеводный компонент дезоксирибозу и названа дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Другая содержит рибозу (углеводный компонент) и названа рибонуклеиновой кислотой (РНК).
ДНК входят в состав ядер, есть в митохондриях, в пластидах, в центриолях.
РНК входит в состав ядрышек, рибосом и свободно находятся в цитоплазме (т-РНК).
ДНК
ДНК – полимер, мономерами которого являются нуклеотиды – химические соединения трёх веществ: азотистого основания, углевода (дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты.
Строение нуклеотида ДНК
Азотистое основание ---------- Углевод моносахарид -------- Остаток фосфорной кислоты
дезоксирибоза H2РO4+
Аденин ----------- адениловый нуклеотид
Гуанин ------------ гуаниловый нуклеотид
Цитозин ---------- цитидиловый нуклеотид
Тимин ------------- тимидиловый нуклеотид
В состав ДНК входит четыре вида нуклеотидов, которые отличаются друг от друга своим азотистым основанием. Различают пуриновые основания (производные пурина) – аденин и гуанин. И пиримидиновые основания (производные пиримидина) – цитозин и тимин. Нуклеотидный состав ДНК впервые количественно проанализировал американский биохимик Э. Чаргафф. Он обнаружил, что количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – количеству цитозина.
Такая закономерность получила название правила Чаргаффа.
Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи, через фосфатную группу образуется ковалентная связь между углеводом вышележащего нуклеотида с остатком фосфорной кислоты нижележащего нуклеотида.
В 1953 г. Д. Уотсон и Ф. Крик выяснили, что молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух нитей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями.
Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. Особенностью структуры ДНК является то, что против азотистого основания А в одной цепи лежит азотистое соединение Т в другой цепи, а против азотистого основания Ц всегда расположено азотистое основание Г. Причём между А одной цепи и Т в другой – образуется две Н-связи, а между Г и Ц – три. Строгое соответствие нуклеотидов друг другу в парных цепочках ДНК называется принципом комплементарности, т.о. принцип комплементарности – способность азотистых оснований образовывать друг с другом водородные связи.
Схематически строение молекулы ДНК можно изобразить так:
Н-СВЯЗИ

остаток --- углевод ---------- А ===== Т – углевод ----- остаток
Н3РО4 Н3РО4
остаток --- углевод ---------- Г ===== Ц – углевод ----- остаток
Н3РО4 Н3РО4
остаток --- углевод ---------- Ц ===== Г – углевод ----- остаток
Н3РО4 Н3РО4
остаток --- углевод ---------- Т ===== А – углевод ----- остаток
Н3РО4 Н3РО4
Принцип комплементарности лежит в основе редупликации (самоудвоения) молекулы ДНК.
Репликация
Под действием фермента дезоксирибонуклеазы (или хеликазы) двойная спираль ДНК начинает раскручиваться и выпрямляться на две одинаковые цепочки. К этим цепочкам подходят имеющиеся в ядре нуклеотида и, под действием фермента ДНК – полимеразы, из них собирается вторая цепочка
Дезоксирибонуклеаза
разрушает H-связи
ДНК – полимераза
синтезирует новую цепь
Т – А – Т – А
Г – Ц – Г – Ц
Г – Ц – Г – Ц
Ц – Г – Ц – Г
А – Т – А – Т
Ц – Г – Ц – Г
Ц – Г – Ц – Г ДНК – полимераза
Т – А – Т – А синтезирует новую цепь
Сборка новой цепи идёт в точном соответствии с принципом комплементарности. В результате, вместо одной молекулы ДНК образуется две молекулы ДНК того же нуклеотидного состава.
Следовательно, порядок нуклеотидов в «старой» цепочке ДНК как бы является матрицей для синтеза «новой». Такие реакции называются реакциями матричного синтеза; они характерны только для живых организмов.
Основные функции ДНК:
1. Хранение наследственной информации;
2. Самовоспроизведение;
3. Передача наследственной (генетической) информации в клетке.
РНК – рибонуклеиновая кислота
РНК – полинуклеотид, но в отличие от ДНК – РНК – одноцепочная структура. РНК, как и ДНК строится из четырёх типов нуклеотидов, однако состав нуклеотидов несколько отличается (вместо тимина у ДНК в РНК присутствует близкий ему по строению – урацил, остальные три нуклеотида (аденин, гуанин, цитозин) – неизменны. Углевод в нуклеотидах РНК – рибоза.
Нуклеотид РНК:
Азотистое основание--------- Углевод (моносахарид) ---------- Остаток фосфорной кислоты
рибоза
Аденин
Гуанин
Цитозин
Урацил
Различают три типа РНК. Все они участвуют в биосинтезе белка, т.е. в реализации наследственной информации.
1. Информационная РНК (и-РНК) – переносит информацию о первичной структуре белка из ядра в цитоплазму на рибосому.
2. Рибосомная РНК (р-РНК) – входит в состав рибосом.
3. Транспортная РНК (т-РНК) – приносит аминокислоты к месту синтеза белка (рибосомам). т-РНК образует структуры, напоминающие по форме клеверный лист.
В клетке имеется столько же разных т-РНК, сколько кодонов, шифрующих аминокислоты. На вершине т-РНК имеется последовательность трёх нуклеотидов – антикодон, функция которого узнать свой кодон на и-РНК.
Все виды РНК синтезируются на ДНК, которая служит своего рода матрицей.
Функция РНК – участвует в биосинтезе белка, т.е. в реализации наследственной информации.
АТФ – аденозинтрифосфорная кислота. Особо важную роль в биоэнергетике клетки играет адениловый нуклеотид, к которому присоединены ещё два остатка фосфорной кислоты. Такое вещество называют аденозинтрифосфорной кислотой (АТФ). В химических связях между остатками фосфорной кислоты молекулы АТФ запасена энергия, которая освобождается при отщеплении органического фосфата.
В этой реакции образуется аденозиндифосфорная кислота (АДФ) и выделяется энергия (40 кдж). При отщеплении ещё одного остатка фосфорной кислоты от АДФ, образуется АМФ (аденозинмонофосфорная кислота с выделением энергии).
Энергию АТФ все клетки используют для процессов биосинтеза, движения, производства тепла, нервных импульсов, т.е. для всех процессов жизнедеятельности.
АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии. Световая энергия Солнца и энергия, заключённая в потребляемой пище, запасается в молекулах АТФ.
Основной синтез АТФ происходит в митохондриях.