Министерство Здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Учебно - методическое пособие
(для студентов)
ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность
МДК 06.01Организация профессиональной деятельности
Специальность «Лечебное дело» 31.02.01
Тема: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья»
г. Сатка
2018
Рассмотрена Утверждаю
на заседании Зам. директора У. Р.
ЦМК л/дела Севостьянова И.А.
протокол
« ____»_________2018г. «____»_________2018г.
Разработчик. Васильева Ася Тоировна преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………. | 4 |
Методические указания……………………………………………………… | 6 |
1. Здоровье населения……………………………………………………….. | 9 |
1.1 Общественное здоровье населения как экономическая категория…… | 9 |
1.2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье……………………………………………………………………….. | 13 |
Вопросы для самоконтроля………………………………………………….. | 16 |
Список используемой литературы………………………………………….. | 18 |
Приложения…………………………………………………………………… | 19 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Преодоление негативных тенденций здоровья населения России является ключевым компонентом устойчивого экономического и социального развития нашей страны, фактором национальной безопасности.
Здоровье населения и экономика страны с развитием общества становятся все более обусловленными и неотделимыми в своем влиянии на численность и качество народонаселения. При этом отсутствуют объективные критерии оценки общественного здоровья и механизмы выработки политических, экономических приоритетов по его улучшению, отмечается недостаточность и несовершенство правового обеспечения охраны здоровья. Общепризнанно, что нуждаются в развитии методологические подходы к оценкам общественного и группового здоровья, на основе которых можно было бы сформировать позитивные критерии целевой функции по охране здоровья.
В последнее время проблемы здоровья населения неоднократно рассматривались в связи с укреплением безопасности страны, разработкой неотложных мер по поддержанию здоровья менее защищенных групп населения в сложных условиях социально-экономических преобразований. Все аспекты деятельности государства, как общественного института, утрачивают свой смысл, если процессы депопуляции, социальной дезадаптации, ухудшения здоровья населения выходят из-под контроля и приобретают характер необратимый.
Цель учебно-методического пособия: оказать методическую помощь студентам «Саткинского медицинского техникума» при самоподготовке к занятию по лечебному делу в ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность, на тему: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».
Задачи:
1. Изучить общественное здоровье населения как экономическую категорию.
2. Изучить основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье.
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик фельдшера.
Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения лечебного дела – 5 курса по дисциплине: ПМ.06. Организационно-аналитическая деятельность. МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности, по теме: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».
По программе на изучение темы всего предусмотрено 6 часов: 2 часа теоретические занятия – лекция, 4 часа – практика.
Методические указания
Предлагаемый материал предназначен для самостоятельной подготовки к занятию по теме: «Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья».
Внимательно изучите все разделы учебного пособия. Чтобы проверить свои знания, ответьте на заданные тесты, предлагаемые Вам в конце пособия. Сверьте ответы с эталоном. В случае неуверенности при ответе на какой-либо вопрос вернитесь вновь к изучению методического пособия. Также решите задачи и сверьте с эталоном ответов.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
– основные нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
– уровни здоровья;
– основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье.
Уметь:
анализировать эффективность своей деятельности;
внедрять новые формы работы;
использовать нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность;
вести утвержденную учетно-отчетную документацию, в том числе с использованием компьютера.
Освоить следующие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 6.1. | Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде |
ПК 6.2. | Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность |
ПК 6.3. | Вести медицинскую документацию |
ПК 6.4. | Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики |
ПК 6.5. | Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы |
OK 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
OK 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
1. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЕ
В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей.
Правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные о здоровье населения служат основой для планирования оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.
1.1 Общественное здоровье населения как экономическая категория
В современной литературе существует большое количество определений «здоровья», однако основным, признанным во всех странах, является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Исследованием здоровья населения занимается медицинская статистика – один из разделов биостатистики, она изучает основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики.
Общественное здоровье (социологическое понятие) – это состояние общества, которое обеспечивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниях физическими и психическими расстройствами, т.е. такое состояние, когда обеспечивается формирование здорового образа жизни.
Общественное здоровье – совокупное здоровье людей, проживающих на определенной территории или в государстве. Общественное здоровье рассматривают в контексте демографической ситуации, трудоспособности, активной жизнедеятельности, социального благополучия человека и семьи, затрат на лечение и предотвращение заболеваний; оно характеризует жизнеспособность общества.
Показатели общественного здоровья:
Индекс общественного здоровья (ИОЗ) – соотношение удельного веса фактор здорового и нездорового образа жизни.
Индекс здорового образа жизни (ИЗОЖ) – % лиц, ведущих здоровый образ жизни.
Потенциал общественного здоровья – это мера здоровья людей, накоплено обществом, и его резерв, создаваемый активным, здоровым образом жизни.
Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при выработке стратегии «Здоровье для всех в XXI веке» выдвинуты следующие показатели общественного здоровья:
– процент внутреннего валового продукта (ВВП), идущего на здравоохранение;
– доля ВВП на душу населения;
– доступность первичной медико-санитарной помощи;
– обеспеченность населения безопасным водоснабжением;
– процент лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;
– состояние питания детей, в частности процент детей, родившихся с низкой массой тела (
– уровень детской смертности;
– средняя продолжительность жизни;
– уровень грамотности взрослого населения.
Оценку общественного здоровья населения проводят на основании индикаторов, объединенных в четыре группы:
Показатели медико-демографических процессов:
– численность и состав населения;
– миграция населения;
– брачность, рождаемость, плодовитость;
– средняя продолжительность жизни;
– смертность;
– естественный прирост или естественная убыль населения.
Показатели заболеваемости и распространенности болезней.
Показатели инвалидности и инвалидизации.
Показатели физического развития.
Уровни здоровья
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья выделяют три уровня здоровья:
первый уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;
второй уровень - здоровье социальных (по полу, возрасту, профессии), этнических групп, здоровье населения административных территорий (региональное) - групповое здоровье;
третий уровень - здоровье популяции, общества в целом - общественное здоровье или здоровье населения.
В статье 41 Конституции Российской Федерации (1993 г.) закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.
С 01.01.12 года вступил в силу закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Такое внимание к здоровью связано с тем, что здоровье является экономической категорией.
Во-первых, здоровье оказывает прямое воздействие на производительность труда, и только полноценное здоровье позволяет добиваться высокой производительности труда. Состояние здоровья населения предопределяет благополучие семей, предприятий разного профиля, экономическое благополучие региона и страны.
Во-вторых, чем лучше состояние здоровья населения, тем меньше расходов на здравоохранение.
Экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью населения, делятся на прямые и косвенные.
Прямые экономические потери:
– затраты на оказание медицинской помощи (амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, подготовка кадров, научно-исследовательская работа);
– оплачиваемые листы по временной нетрудоспособности;
– пенсии по инвалидности.
Косвенные экономические потери:
– снижение производительности труда;
– снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте.
Косвенные экономические потери во много раз превышают прямой экономический ущерб вследствие заболеваемости.
По данным американских аналитиков, на долю прямых экономических потерь приходится около 10% общего экономического ущерба из-за болезней, в то время как косвенные потери составляют почти 90%.
Группы здоровья
По состоянию здоровья взрослого населения выделяют 3 группы здоровья:
1. группа – практически здоровые;
2. группа – имеются факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете медицинской профилактике;
3. группа – имеющие заболевания (состояния), подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.
По состоянию здоровья детского населения выделяют групп :
1. группа – здоровые;
2. группа – практически здоровые (с функциональными нарушениями);
3. группа – больные в состоянии компенсации;
4. группа – больные в состоянии декомпенсации;
5. группа – инвалиды.
Такое разделение по группам важно при организации профилактических мероприятий. Группа здоровья влияет на объем и частоту профилактических или диспансерных осмотров.
По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.
1.2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье
Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.
Формирование здорового образа жизни – основано на индивидуальной первичной профилактике.
Основными показателями индивидуального здоровья человека считают:
– гармоничность физического и нервно-психического развития;
– наличие или отсутствие хронического заболевания;
– уровень функционирования и резервные возможности органов и систем организма;
– уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.
Здоровье формируется под влиянием факторов:
– эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки);
– природно-климатических (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, лесов);
– социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).
Ведущие факторы, формирующие здоровье населения – социально-экономические. Факторы риска здоровью (с учётом их «рейтинга» данные ВОЗ).
Первичные большие факторы риска:
1. курение,
2. злоупотребление алкоголем,
3. нерациональное питание,
4. гиподинамия,
психоэмоциональный стресс.
Вторичные большие факторы риска:
1. диабет,
2. артериальная гипертензия,
3. холистеринемия,
4. аллергия,
5. иммунодефициты и др.
Факторы, влияющие на здоровье:
– на 50% – от образа жизни;
– на 20% – зависит от наследственных факторов,
– на 20% – от воздействия окружающей среды,
– на 10% – от уровня развития медицины и оказания медицинской помощи.

Рисунок 1. – Доля отдельных факторов риска в формировании здоровья населения (академик Ю.П. Лисицын)
Образ жизни населения – оказывает наибольшее влияние на формирование
здоровья населения.
Образ жизни:
– трудовая деятельность – один из главных факторов риска;
– хозяйственно-бытовая деятельность – условия жилища и быта;
– рекреационная деятельность – активная деятельность, возможность уединения природой, возможность восстановления физических сил.
Таблица 1
Характеристика категорий образа жизни представлена
Категория | Определение | Характеристика |
Уровень жизни | Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения | Зависит от национального дохода государства, общего объема потребляемых материальных благ и услуг на душу населения, размера оплаты труда, реальных доходов населения, жилищных условий, доступности и качества образования, здравоохранения и культуры, уровня социальных выплат и льгот |
Стиль жизни | Совокупность образцов поведения индивида или группы | Определен исторически сложившимися национальными и религиозными традициями, профессиональными потребностями, а также семейными устоями и индивидуальными привычками |
Уклад жизни | Установившийся порядок, устройство общественной жизни, быта, культуры | Подразумевает удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, в том числе в общении, отдыхе, развлечениях; напрямую зависит от уровня культуры, климатических и географических условий |
Качество жизни | Восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами | Определено физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него большое значение и на него влияющими (уровень комфорта, работа, собственное материальное и социальное положение, уровень работоспособности). |
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятие «общественное здоровье».
2. Перечислите показатели общественного здоровья.
3. Каких лиц относят к 1 группе состояния здоровья?
4. Каких лиц относят к 2 группе состояния здоровья?
5. Каких лиц относят к 3 группе состояния здоровья?
6. Дайте оценку значимости факторов, влияющих на формирование здоровья?
7. Перечислите категории, которые можно выделить в структуре образа жизни?
8. Охарактеризуйте понятие «уклад жизни».
9. Охарактеризуйте понятие «уровень жизни».
10. Охарактеризуйте понятие «стиль жизни».
11. Охарактеризуйте понятие «качество жизни».
P.S. Если вы успешно справились с вопросами, переходите решать ситуационные задачи представленные в приложение №1, ответы сверите с эталонами в приложение №2.
Если у вас возникли трудности в ответе на вопросы, то повторите вновь пройденный материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Организационно-аналитическая деятельность [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434208.html Авторы С.И. Двойников
Дополнительная:
1. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433256.html Авторы В. А. Медик, В. К. Юрьев
2.Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435168.html Авторы под ред. С.И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015
Приложения
Приложение №1
Ситуационная задача №1.
В одном из районов города несколько лет работает крупное предприятие химической промышленности, выбросы которого загрязняют атмосферный воздух сернистым газом, парами серной кислоты и спирта. Для изучения влияния загрязнения воздуха на здоровье населения в исследуемом районе было обследовано 120 детей младшего школьного возраста. Из общего числа исследуемых тонзиллит диагностирован у 60 детей, конъюктивит обнаружен у 38, кариес – у 50, кожными болезнями страдали 12 человек. В контрольном районе обследовано 134 ребенка того же возраста, из них тонзиллитом страдали 16 человек, конъюктивитом – 8, кариесом – 12, кожные болезни не выявлены.
Вопрос:
Вычислите интенсивные и экстенсивные коэффициенты заболеваемости детей младшего школьного возраста тонзиллитом, конъюктивитом, кариесом зубов и кожными болезнями, проживающими в районе с загрязнением воздушного бассейна и в контрольном районе.
Ситуационная задача №2.
В лечебно-профилактических учреждениях города за отчетный период было зарегистрировано 400 000 первичных обращений населения, в том числе по поводу болезней органов дыхания – 130 000; травм, отравлений и других последствий внешних причин – 65 000; болезней нервной системы – 25 000. среднегодовая численность населения в отчетном году составила 600 000 человек.
Вопросы:
На основании представленных абсолютных данных рассчитайте относительные показатели.
Укажите, к какому виду относительных величин они относятся.
Назовите 4 вида относительных величин и раскройте их сущность.
Ситуационная задача №3.
Наименование заболевания | Число заболеваний |
Дизентерия острая | 100 |
Токсическая диспепсия | 500 |
Колит | 400 |
Всего | 1000 |
Вопрос:
Вычислите структуру заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта и изобразите ее графически
Ситуационная задача №4.
В двух районах города за отчетный период были зарегистрированы инфекционные заболевания. В районе А с численностью населения 175 000 человек число заболевших составило: дифтирией – 6, скарлатиной – 505, полиемиелитом – 3, корью – 720, коклюшем – 632, цереброспинальным менингитом – 1, эпидемическим паротитом – 422, ветряной оспой – 304, вирусным гепатитом – 48. в районе Б с численностью населения 120 000 человек дифтирией заболели 4, скарлатиной – 410, полиемиелитом – 2, корью – 603, коклюшем – 541, цереброспинальным менингитом -2, эпидемическим паротитом – 348, ветряной оспой – 275, вирусным гепатитом -35 человек.
Вопросы:
Определите уровень инфекционной заболеваемости населения в районах А и Б, а также в городе в целом.
Укажите, к какому виду относительных величин относятся рассчитанные показатели.
Установите наличие (или отсутствие) различий в уровне инфекционной заболеваемости населения, проживающего в разных районах данного города.
Какие относительные показатели, исходя из имеющихся сведений, могут быть рассчитаны дополнительно.
Ситуационная задача №5.
В городском населенном пункте за отчетный период среднегодовая численность детского населения составила 10 000 человек. За прошедший год в лечебно-профилактических учреждениях города были зарегистрированы случаи острых инфекционных заболеваний у детей: в январе – 220, феврале – 230, марте – 180, апреле – 260, мае – 350, июне -600, июле -650, августе – 750, сентябре – 600, октябре – 440, ноябре – 350, декабре -250.
Вопросы:
Рассчитайте ежемесячные и годовой уровни инфекционной заболеваемости детского населения города.
Полученные данные представьте графически.
укажите, какие относительные показатели могут быть рассчитаны дополнительно.
Ситуационная задача №6.
Численность населения в сельском районе 20 000 человек, родилось за 2011 год 200 детей, умерло 376 человек
Вопросы:
Вычислите показатель рождаемости в сельском районе и дайте ему оценку.
Вычислите показатель общей смертности в районе и дайте ему оценку.
Ситуационная задача №7.
В течение года в стационарных учреждениях системы здравоохранения было пролечено 4 487 человек. Из общего числа госпитализированных работающие составили 2 169, неработающие – 2 318, в том числе лица пенсионного возраста – 1 046, инвалиды – 501, безработные граждане – 452, учащиеся – 310 человек. Общая численность населения составила 21 995 человек, из них работающих – 8798.
Вопросы:
На основании имеющихся данных рассчитайте интенсивные и экстенсивные показатели госпитализированной заболеваемости с учетом занятости населения.
Полученные данные представьте графически.
Ситуационная задача №8.
В лечебно-профилактических учреждениях города «стажированные» медицинские сестры (со стажем работы свыше 10 лет) составили 619 человек, из них только 214 специалистов имели квалификационные. Распределение аттестованных медицинских сестер по стажу работы в специальности представлено в таблице:
Стаж работы, годы | Всего медсестер | Из них аттестовано |
11-20 | 367 | 118 |
21-30 | 194 | 76 |
31 и более | 58 | 20 |
Всего | 619 | 214 |
Вопросы:
Рассчитайте уровень и структуру аттестованности «стажированных» медицинских сестер в зависимости от стажа их работы в специальности.
Полученные данные представьте графически.
Ситуационная задача №9.
Динамика общей заболеваемости по данным обращаемости в поликлинические учреждения на 1000 человек населения:
Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
обращае- мость | 860,0 | 840,0 | 930,0 | 920,0 | 850,0 | 830,0 | 890,0 | 950,0 | 1220,0 |
Вопрос:
Проведите выравнивание динамического ряда и сделайте заключение.
Ситуационная задача №10.
За отчетный период среднегодовая численность специалистов со средним медицинским образованием, работающих в сельских медицинских учреждениях, составила 1001 человек, из них только 240 специалистов были аттестованы и имели соответствующие квалификационные категории. Распределение состава аттестованных специалистов по типам сельских медицинских учреждений представлено в таблице:
Типы медицинских учреждений | Всего специалистов | Из них аттестовано |
Центральные районные больницы | 634 | 191 |
Участковые больницы | 290 | 36 |
Врачебные амбулатории | 77 | 13 |
Всего | 1001 | 240 |
Вопросы:
На основании имеющихся сведений определите уровень и структуру аттестованности специалистов со средним медицинским образованием сельского звена здравоохранения в зависимости от места работы.
Полученные показатели представьте графически.
Приложение №2
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Ответ к задаче №1.
Частота распространенности оториноларингологической патологии, болезней глаз, заболеваний зубов и кожных покровов у детей исследуемого района в 5 раз превышает аналогичный показатель контрольной группы (133,3% и 26,9% соответственно). В изучаемой группе тонзиллит обнаружен у каждого второго обследованного ребенка (50,0% против 11,9% в контроле), кариес зубов – у 47,7% (против 9,0% в контроле), конъюнктивит – у 31,7% (против 6,0% в контроле), кожные болезни – у 10,0% (против 0% в контроле). Данные показатели относятся к интенсивным.
В структуре выявленной патологии у детей исследуемого района преобладают болезни горла (37,5%) и кариес (31,2%), конъюнктивит и кожные болезни составили соответственно 23,8% и 7,5% от общего числа выявленных заболеваний. В структуре патологии контрольной группы почти половина (44,4%) всех заболеваний пришлась на тонзиллит, еще треть (33,3%) – на кариес и 22,2% - на конъюнктивит. Данные показатели относятся к экстенсивным.
Ответ к задаче №2.
За отчетный период уровень первичной заболеваемости городского населения составил 666, 7 на 1000 человек (интенсивный показатель).
В структуре выявленной патологии более половины всех заболеваний (55,0%) пришлось на три класса болезней, в том числе 32,5% - болезни органов дыхания, 16,3% - травмы, отравления и другие последствия внешних причин, 6,2% - болезни нервной системы. Остальные классы болезней составили 45,0%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям.
По своему содержанию относительные величины, чаще всего применяемые в медицинской статистике, подразделяют на 4 вида: экстенсивные коэффициенты (относительные величины распределения или структуры); интенсивные коэффициенты (относительные величины частоты); коэффициенты (относительные) соотношения; коэффициенты (относительные) наглядности.
Ответ к задаче №3.
Показатель структуры (или интенсивный показатель) вычисляется как отношение части к целому, то есть отношение числа заболеваний каждой нозологической формы к общему числу заболеваний, умноженное на 100:
Для острой дизентерии
х 100 = 10%
1000
Для токсической диспепсии
500 х 100 = 50%
1000
Для колита
400 х 100 = 40%
1000
Экстенсивный показатель можно изобразить в виде секторной или внутристолбиковой диаграммы.
Ответ к задаче №4.
В отчетном году уровень инфекционной заболеваемости городского населения составил 1647,8 на 100 000 человек. В районе А заболеваемость населения инфекционными болезнями на 18,4% ниже, чем в районе Б, и составила соответственно 1509,1 и 1850,0 на 100 000 населения каждого района.
Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям.
Для установления различий в уровнях инфекционной заболеваемости населения, проживающего в разных районах города, необходимо рассчитать средние ошибки относительных показателей и вычислить значение критерия Стъюдента. По нашим данным, величина критерия t равна 7,0, что означает наличие статистически достоверных различий в уровнях инфекционной заболеваемости населения района А и Б с вероятностью безошибочного прогноза более 99%.
На основании представленных сведений можно рассчитать структуру инфекционной заболеваемости городского населения в целом, а также структуру инфекционной заболеваемости населения, проживающего в районах А и Б.
Ответ к задаче №5.
Уровень первичной заболеваемости острой инфекционной патологии у детей составил 488,0 на 1000 детского населения. Частота распространения острых инфекционных заболеваний у детей варьирует по сезонам года. Так, в январе уровень показателя составил 22,0, феврале – 23,0, марте – 18,0, апреле – 26,0, мае – 35,0, июне – 60,0, июле – 65,0, августе – 75,0, сентябре – 60,0, октябре – 44,0, ноябре – 35,0, декабре – 25,0 на 1000 детского населения.
Сезонный характер изменения частоты распространения острых инфекционных заболеваний у детей следует изобразить с помощью радиальной диаграммы.
Для более наглядного и доступного сравнения рассчитанного ряда относительных величин необходимо применить коэффициенты наглядности. Они не позволяют выявить какое-либо новое качественное содержание и представляют собой лишь технический прием преобразования цифровых показателей для наглядного изображения имеющихся тенденций. При вычислении коэффициентов наглядности одна из сравниваемых величин приравнивается к 100, а остальные величины с помощью обычной пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Обычно за 100 принимается первая исходная величина ряда. Однако это не является обязательным, и 100 может быть принята любая величина (из середины или конца) ряда или его средняя величина.
Ответ к задаче № 6.
Коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение числа родившихся за год к численности населения, умноженное на 1000:
200 х 1000 = 10‰
20000
Уровень рождаемости в сельском районе оценивается как низкий.
Коэффициент общей смертности вычисляется как отношение числа умерших за год к численности населения, умноженное на 1000:
376 х 1000 = 18,8‰
20000
Уровень смертности в районе оценивается как высокий.
Ответ к задаче №7.
Уровень госпитализации населения в целом составил 20,4%. Частота госпитализации неработающего населения (17,6%) несколько ниже, чем работающего (24,6%). Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и наглядно могут быть представлены столбиковой диаграммой.
Из общего числа госпитализированных больше половины (51,7%) составили неработающие граждане, в том числе: лица пенсионного возраста – 23,3%, инвалиды – 11,2%, безработные – 10,1% и учащиеся – 7,1%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и наглядно могут быть представлены секторной или внутристолбиковой диаграммой.
Ответ к задаче №8.
Уровень аттестованности сестринских кадров со стажем работы свыше 10 лет весьма невелик и составляет только 34,6%, в том числе со стажем работы 11-20 лет – 32,2%, 21-3- лет – 39,2% и более 30 лет – 34,5%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и графически могут быть представлены столбиковой диаграммой.
Из общего числа «стажированных» медицинских сестер доля работавших в специальности 11-20 лет составила 59,3%, 21-30 лет – 31, 3%, свыше 31 года – 9,4%. Из числа аттестованных более половины (55,1%) составили медицинские сестры со стажем работы в специальности от 11 до 20 лет, почти каждый третий специалист (35,5%) имел стаж работы 21-30 лет, и лишь каждый десятый (9,4%) – свыше 31 года. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и графически могут быть представлены внутристолбиковой или секторальной диаграммой.
Ответ к задаче №9.
Выравнивание динамического ряда проводится в случае затруднения возможности выявить какую-либо закономерность или тенденцию изменения уровней ряда.
Выравнивание производится несколькими способами:
укрупнение интервала:
860‰ + 840‰ + 930‰ = 2630‰
920‰ + 850‰ + 830‰ = 2600‰
890‰ + 950‰ + 1220‰ = 3060‰
вычисление групповой средней – берем соседние уровни ряда и находим их среднеарифметическое значение:
860 + 840 = 850‰
2
и так далее.
вычисление скользящей средней – объединяем три смежных уровня ряда и находим среднеарифметическое значение, затем следующие три смежных значения, но с учетом предыдущих уровней: объединяем три смежных уровня ряда, находим среднеарифметическое значения, затем следующие три смежных значения, например:
860 +840 +930 = 876,7‰
3
840 + 930 + 920 = 896,7‰
3
и так далее.
Заключение: при выравнивании динамического ряда мы видим постепенное увеличение общей заболеваемости по данным обращаемости в поликлинические учреждения на 1000 населения.
Ответ к задаче №10.
Уровень госпитализации населения в целом составил 20,4%. Частота госпитализации неработающего населения (17,6%) несколько ниже, чем работающего (24,6%). Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к интенсивным показателям и наглядно могут быть представлены столбиковой диаграммой.
Из общего числа госпитализированных больше половины (51,7%) составили неработающие граждане, в том числе: лица пенсионного возраста – 23,3%, инвалиды – 11,2%, безработные – 10,1% и учащиеся – 7,1%. Рассчитанные статистические коэффициенты относятся к экстенсивным показателям и наглядно могут быть представлены секторной или внутристолбиковой диаграммой.
Приложение №3
1. Граждан, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний, по результатам диспансеризации относят:
а) к I группе здоровья;
б) II группе здоровья;
в) III группе здоровья.
2. Граждан, имеющих заболевания (состояния), которые требуют установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, относят:
а) к I группе здоровья;
б) II группе здоровья;
в) III группе здоровья.
3. Граждан, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечнососудистом риске, относят:
а) к I группе здоровья;
б) II группе здоровья;
в) III группе здоровья.
4. Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения определяют как:
а) уровень жизни;
б) стиль жизни;
в) уклад жизни;
г) качество жизни.
5. Установившийся порядок, устройство общественной жизни, быта, культуры определяют как:
а) стиль жизни;
б) уклад жизни;
в) уровень жизни;
г) качество жизни.
6. В структуре причин смерти населения в РФ 1-е место занимают:
а) болезни органов дыхания;
б) болезни системы кровообращения;
в) новообразования;
г) травмы и отравления.
7. Общественное здоровье – это:
а) наука о социологии здоровья;
б) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья;
в) наука о социальных проблемах медицины;
г) наука о закономерностях здоровья населения.
8. Здравоохранение – это:
а) наука о социологии здоровья;
б) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья;
в) наука о социальных проблемах медицины;
г) система социально-экономических мероприятий по охране здоровья.
9. Улучшение показателей общественного здоровья:
а) социальная эффективность;
б) экономическая эффективность;
в) медицинская эффективность;
г) предотвращенный экономический ущерб.
10. Непрямые (косвенные) экономические потери в здравоохранении связаны:
а) с оплатой труда медицинского персонала;
б) снижением уровня производства;
в) выплатами по листку нетрудоспособности;
г) выплатой пенсии по инвалидности.
Приложение №4
МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности
Распишите в нужные колонки варианты ответов (цифрами)
Различие между прямыми и косвенными экономическими потерями
Прямые экономические потери | Косвенные экономические потери |
| |
Снижение производительности труда.
Затраты на оказание медицинской помощи.
Пенсии по инвалидности.
Снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте
Оплачиваемые листы по временной нетрудоспособности.
Факторы, формирующие здоровье
Первичные большие факторы риска | Вторичные большие факторы риска |
| |
Курение
Диабет
Артериальная гипертензия
Злоупотребление алкоголем
Гиподинамия
Нерациональное питание
Холестеринемия
Аллергия
Психический стресс
Иммунодефициты
Заполните пропуски в таблицах по группам здоровья у взрослого и детского населения:
………………население
| Практически здоровые |
2 группа | |
| |
……………….население
| здоровые |
2 группа | |
3 группа | |
4 группа | |
| инвалиды |
Приложение №5
Ответы
МДК 06.01 Организация профессиональной деятельности
К первому заданию:
Прямые экономические потери | Косвенные экономические потери |
2; 3; 5. | 1; 4. |
Ко второму заданию:
Первичные большие факторы риска | Вторичные большие факторы риска |
1; 4; 5; 6; 9 | 2; 3; 7; 8; 10 |
К третьему заданию
Взрослое население
1 группа | Практически здоровые |
2 группа | Имеющие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете профилактике |
3группа | Имеющие заболевания, подлежат диспансерному наблюдению |
Детское население
1 группа | здоровые |
2 группа | практически здоровые |
3 группа | больные в состояние компенсации |
4 группа | больные в состояние декомпенсации |
5 группа | инвалиды |
Критерии оценки
100 % - 91 % | Оценка «Отлично» |
90 % – 81 % | Оценка «Хорошо» |
80 % – 70 % | Оценка «Удовлетворительно» |
69 % | Оценка « Неудовлетворительно» |
За 1 выполненное задание 10 баллов;
За 2 выполненное задание 20 баллов;
За 3 выполненное задание 10 баллов;
За 4 выполненное задание 10 баллов.
Где 50 баллов = 100%
30