СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование ИЗО 5 класс с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет  имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству направлен на продолжение решения следующих основных задач:

-  коррекция недостатков развития познавательной деятельности воспитанников путём систематического  и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

 - развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-  расширение и уточнение словарного запаса воспитанников за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

- развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование ИЗО 5 класс с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству направлен на продолжение решения следующих основных задач:

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности воспитанников путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- расширение и уточнение словарного запаса воспитанников за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

- развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены виды занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы.

Рисование с натуры

Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у воспитанников умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- делить лист на глаз на две и четыре равные части;

- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

- различать и называть цвета и их оттенки;

- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

- анализировать свой рисунок с помощью учителя.
























уро ка

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во уроков

Универсальные учебные действия

Тип урока

Повторение

Вид контроля

Дата прове

дения

1

Декоративное рисование – 5ч.

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1




Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственные расположение предметов.



Урок - практикум



Последовательность в построении узоров;

простые элементы гжельских узоров.



Фронтальный опрос, рисунок










2

Рисование шахматного узора в квадрате.

1


3

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1


4

Знакомство с работами гжельских мастеров.

1


5

Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма).

1


6

Рисование с натуры – 7ч.

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

1





Уметь анализировать цвет, форму, пропорции изображаемых предметов.



Урок - практикум




Соблюдение пропорций изображаемого предмета, его формы и цвета;


Интенсивность нанесения цвета на бумагу путем разведения красок с водой.


7

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишнёвого дерева).

1


8

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко и груша).

1


9

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (огурец и помидор).

1


10

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе).

1


11

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

1

Уметь анализировать цвет, форму, пропорции изображаемых предметов.



Повторить простейшие элементы и формы для построения узоров; правила нанесения цвета на бумагу путем разведения красок с водой.



Взаимоконтроль и самоконтроль


12

Рисование с натуры игрушечного домика.

1


13

Рисование на тему – 6ч.

Рисование на тему «Деревья осенью».

1



Выполнять иллюстрации по сказкам и заданным темам.



Урок - практикум


14

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

1


15

Рисование на тему «Сказочная избушка».

1


16

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1


17

Рисование на тему: «Осенний урожай».

1


18

Итоговый урок.

1


Итого

18






19

Декоративное рисование – 5ч.

Рисование узора в полосе по клеточкам.

1



Уметь самостоятельно выполнять эскизы узоров.

Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного

искусства с их практическим назначением.



Урок - практикум



Повторить порядок выполнения эскизов.



Фронтальный опрос, рисунок


20

Узор в полосе из кругов и квадратов.

1


21

Узор в полосе (веточка ели).

1


22

Рисование узора в

полосе (снежинки).

1


23

Морозные узоры.

1


24

Рисование с натуры – 5ч.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы: игрушечный домик.

1




Уметь анализировать произведения изобразительного искусства;

выполнять с натуры рисунок в нужной

последовательности.



Урок - практикум





Повторить правила нанесения (интенсивности) цвета на бумагу путем разведения красок с водой.



Фронтальный опрос, рисунок


25

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1


26

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1


27

Праздничные флажки.

1


28

Новогодние игрушки.

1


29

Рисование на тему – 4ч.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

1

Уметь последовательно работать над тематическим рисунком; выбирать сюжет для

рисования; строить композицию.



Урок - практикум


Последовательность работы над тематическим рисунком, построение компазиции.


30

Рисование на тему: «Лес зимой»

1


31

Рисование на тему «Нарядная елка»

1


32

Итоговый урок.

1


Итого

32


33

Декоративное рисование – 6ч.

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

1




Уметь выполнять простые элементы хохломской росписи; передавать форму и

пропорции, объем

предмета, простейшие

приемы выполнения

хохломской травки - ягодки, травинки,

кудринки, листочка






Тренировочные упражнения по написанию элементов хохломской росписи и несложных композиций.



Фронтальный опрос, рисунок


34

Составление дымковского узора в полосе для закладки.

1



Урок - практикум


35

Рисование симметричного узора

по образцу

1


36 -

37

Хохломская роспись

2



38

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1


39

Рисование с натуры – 6ч.

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

1




Уметь передавать пространственное положение предметов;

анализировать про

порции, очертания, цветовую окраску.



Урок - практикум




Анализ пропорции, очертания и цветовой окраски изображаемых предметов.



Фронтальный опрос, рисунок


40

Рисование с натуры игрушки – светофора.

1


41

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

1


42

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1


43

Рисование с натуры молотка

1


44

Рисование с натуры теннисной ракетки

1


45

Рисование на тему – 6ч.

Рисование на тему «Снеговик».

1


Уметь составлять композицию.

Уметь выполнять работу карандашом и в цвете.



Урок - практикум



Порядок составления компазиции.



Фронтальный опрос, рисунок


46

Рисование на тему «Зимние развлечения».

1


47

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

1


48

Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке»)

1


49

Рисование на тему «Дере­вья весной».

1


50

Итоговый урок.

1


Итого

50


51

Декоративное рисование – 6ч.

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).

1



Знать особенности композиции узора в круге, квадрате; составлять узоры из геометрических фигур.



Урок - практикум














Особенности композиции узора в квадрате и круге.



Фронтальный опрос, рисунок


52

Декоративное рисование – узор в круге.

1


53

Геометрический узор в полосе из треугольников.

1


54

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма)

1


55 -

56

Сказочная гжель.

2



57

Рисование с натуры – 5ч.

Рисование с натуры

1




Уметь анализировать форму, цвет, пропорции изображаемых предметов.



Урок - практикум



Порядок анализа формы, цвета, пропорции изображаемых предметов.


58

Рисование с натуры праздничного флажка.

1


59

Рисование с натуры насекомого (жук, бабочка, стрекоза).

1


60

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1


61

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

1


62

Рисование на тему – 5ч.

Тематический рисунок «Я ракету нарисую»

1





Уметь последовательно работать над тематическим рисунком;

выбирать сюжет для

рисования;

строить композицию.



Урок - практикум




Последовательность работы над тематическими рисунками.



Фронтальный опрос, рисунок



63

Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки)

1


64

Рисование на тему «Мы победители»

1


65

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся)

1


66

Итоговый урок.



Итого

66