Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству направлен на продолжение решения следующих основных задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности воспитанников путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- расширение и уточнение словарного запаса воспитанников за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены виды занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы.
Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Развитие у воспитанников умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя.
№ уро ка | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во уроков | Универсальные учебные действия | Тип урока | Повторение | Вид контроля | Дата прове дения |
1 | Декоративное рисование – 5ч. | Рисование узора в полосе из веток с листочками. | 1 | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственные расположение предметов. | Урок - практикум | Последовательность в построении узоров; простые элементы гжельских узоров. | Фронтальный опрос, рисунок | |
2 | Рисование шахматного узора в квадрате. | 1 | |
3 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | |
4 | Знакомство с работами гжельских мастеров. | 1 | |
5 | Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма). | 1 | |
6 | Рисование с натуры – 7ч. | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. | 1 | Уметь анализировать цвет, форму, пропорции изображаемых предметов. | Урок - практикум | Соблюдение пропорций изображаемого предмета, его формы и цвета; Интенсивность нанесения цвета на бумагу путем разведения красок с водой. | |
7 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишнёвого дерева). | 1 | |
8 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко и груша). | 1 | |
9 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (огурец и помидор). | 1 | |
10 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе). | 1 | |
11 | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. | 1 | Уметь анализировать цвет, форму, пропорции изображаемых предметов. | | Повторить простейшие элементы и формы для построения узоров; правила нанесения цвета на бумагу путем разведения красок с водой. | Взаимоконтроль и самоконтроль | |
12 | Рисование с натуры игрушечного домика. | 1 | |
13 | Рисование на тему – 6ч. | Рисование на тему «Деревья осенью». | 1 | Выполнять иллюстрации по сказкам и заданным темам. | Урок - практикум | |
14 | Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». | 1 | |
15 | Рисование на тему «Сказочная избушка». | 1 | |
16 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | |
17 | Рисование на тему: «Осенний урожай». | 1 | |
18 | Итоговый урок. | 1 | |
Итого | 18 | | | | | |
19 | Декоративное рисование – 5ч. | Рисование узора в полосе по клеточкам. | 1 | Уметь самостоятельно выполнять эскизы узоров. Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. | Урок - практикум | Повторить порядок выполнения эскизов. | Фронтальный опрос, рисунок | |
20 | Узор в полосе из кругов и квадратов. | 1 | |
21 | Узор в полосе (веточка ели). | 1 | |
22 | Рисование узора в полосе (снежинки). | 1 | |
23 | Морозные узоры. | 1 | |
24 | Рисование с натуры – 5ч. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы: игрушечный домик. | 1 | Уметь анализировать произведения изобразительного искусства; выполнять с натуры рисунок в нужной последовательности. | Урок - практикум | Повторить правила нанесения (интенсивности) цвета на бумагу путем разведения красок с водой. | Фронтальный опрос, рисунок | |
25 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 1 | |
26 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | |
27 | Праздничные флажки. | 1 | |
28 | Новогодние игрушки. | 1 | |
29 | Рисование на тему – 4ч. | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 1 | Уметь последовательно работать над тематическим рисунком; выбирать сюжет для рисования; строить композицию. | Урок - практикум | Последовательность работы над тематическим рисунком, построение компазиции. | |
30 | Рисование на тему: «Лес зимой» | 1 | |
31 | Рисование на тему «Нарядная елка» | 1 | |
32 | Итоговый урок. | 1 | |
Итого | 32 | |
33 | Декоративное рисование – 6ч. | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. | 1 | Уметь выполнять простые элементы хохломской росписи; передавать форму и пропорции, объем предмета, простейшие приемы выполнения хохломской травки - ягодки, травинки, кудринки, листочка | | Тренировочные упражнения по написанию элементов хохломской росписи и несложных композиций. | Фронтальный опрос, рисунок | |
34 | Составление дымковского узора в полосе для закладки. | 1 | Урок - практикум | |
35 | Рисование симметричного узора по образцу | 1 | |
36 - 37 | Хохломская роспись | 2 | |
|
38 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 | |
39 | Рисование с натуры – 6ч. | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 1 | Уметь передавать пространственное положение предметов; анализировать про порции, очертания, цветовую окраску. | Урок - практикум | Анализ пропорции, очертания и цветовой окраски изображаемых предметов. | Фронтальный опрос, рисунок | |
40 | Рисование с натуры игрушки – светофора. | 1 | |
41 | Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 1 | |
42 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | |
43 | Рисование с натуры молотка | 1 | |
44 | Рисование с натуры теннисной ракетки | 1 | |
45 | Рисование на тему – 6ч. | Рисование на тему «Снеговик». | 1 | Уметь составлять композицию. Уметь выполнять работу карандашом и в цвете. | Урок - практикум | Порядок составления компазиции. | Фронтальный опрос, рисунок | |
46 | Рисование на тему «Зимние развлечения». | 1 | |
47 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» | 1 | |
48 | Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке») | 1 | |
49 | Рисование на тему «Деревья весной». | 1 | |
50 | Итоговый урок. | 1 | |
Итого | 50 | |
51 | Декоративное рисование – 6ч. | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). | 1 | Знать особенности композиции узора в круге, квадрате; составлять узоры из геометрических фигур. | Урок - практикум | Особенности композиции узора в квадрате и круге. | Фронтальный опрос, рисунок | |
52 | Декоративное рисование – узор в круге. | 1 | |
53 | Геометрический узор в полосе из треугольников. | 1 | |
54 | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма) | 1 | |
55 - 56 | Сказочная гжель. | 2 | |
|
57 | Рисование с натуры – 5ч. | Рисование с натуры | 1 | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции изображаемых предметов. | Урок - практикум | Порядок анализа формы, цвета, пропорции изображаемых предметов. | |
58 | Рисование с натуры праздничного флажка. | 1 | |
59 | Рисование с натуры насекомого (жук, бабочка, стрекоза). | 1 | |
60 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. | 1 | |
61 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 1 | |
62 | Рисование на тему – 5ч. | Тематический рисунок «Я ракету нарисую» | 1 | Уметь последовательно работать над тематическим рисунком; выбирать сюжет для рисования; строить композицию. | Урок - практикум | Последовательность работы над тематическими рисунками. | Фронтальный опрос, рисунок | |
|
63 | Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) | 1 | |
64 | Рисование на тему «Мы победители» | 1 | |
65 | Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся) | 1 | |
66 | Итоговый урок. | | |
Итого | 66 | |