СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» НА ТЕМУ: «Эволюция человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для студентов ССУЗов, а так же может использоваться преподавателем для контроля знаний по теме «Эволюция человека».

В пособии перечислены требования к знаниям и умениям, даны советы по изучению параграфов (что необходимо повторить, на что обратить внимание), предложены вопросы и задания для самопроверки и закрепления изученного материала, представлены тестовые задания среднего и повышенного уровней сложности, вопросы для блицопроса по теме, программированный опрос. Вопросы повышенной трудности помечены звёздочкой (*).

Информация данного пособия способствует более глубокому пониманию теоретического материала, запоминанию и закреплению изученного, позволяет повысить уровень подготовки  обучающихся, расширить кругозор, сформировать адекватную оценку окружающего мира и собственной роли в нём.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» НА ТЕМУ: «Эволюция человека»»

Министерство образования Пензенской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Каменский техникум промышленных технологий

и предпринимательства»



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ:

«Эволюция человека»




















г. Каменка, 2014 г


Одобрена цикловой комиссией

общеобразовательных и социально – экономических дисциплин

Протокол № __________

От ___________ 20____г.

Председатель

_____________ Богомолов С.Г.







Разработал:

Кортышкова С.А. – преподаватель биологии, географии ГБОУ СПО КТПТП

Каменка: Издательский центр ГБОУ СПО КТПТП, 2014. – 22 стр.








Данное пособие предназначено для студентов ССУЗов, а так же может использоваться преподавателем для контроля знаний по теме «Эволюция человека».

В пособии перечислены требования к знаниям и умениям, даны советы по изучению параграфов (что необходимо повторить, на что обратить внимание), предложены вопросы и задания для самопроверки и закрепления изученного материала, представлены тестовые задания среднего и повышенного уровней сложности, вопросы для блицопроса по теме, программированный опрос. Вопросы повышенной трудности помечены звёздочкой (*).

Информация данного пособия способствует более глубокому пониманию теоретического материала, запоминанию и закреплению изученного, позволяет повысить уровень подготовки обучающихся, расширить кругозор, сформировать адекватную оценку окружающего мира и собственной роли в нём.







©Издательский центр ГБОУ СПО КТПТП,2014

Содержание


  1. Задания для организации работы с учебником на уроке при изучении нового

материала по темам: 4

Доказательства происхождения человека от животных 4 Движущие силы (факторы) антропогенеза 6 Направления эволюции человека. Древнейшие люди 8

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 8

II. Задания для закрепления и проверки усвоения знаний по темам: 9

Доказательства происхождения человека от животных 9

Движущие силы (факторы) антропогенеза 9

Направления эволюции человека. Древнейшие люди 9

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 10

III. Задания для организации самостоятельной работы 11

Доказательства происхождения человека от животных 11

Движущие силы (факторы) антропогенеза 12

Направления эволюции человека. Древнейшие люди 13

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 14

IV. Программированный опрос 15 V.Тестирование 16

VI. Вопросы для блицопроса 21

Литература 22













В результате изучения темы «Эволюция человека» студенты должны знать:

  • Современные гипотезы о происхождении человека.

  • Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

  • Эволюция человека.

  • Единство происхождения человеческих рас.

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.



  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Доказательства происхождения человека от животных

  1. Заполните таблицу:

Доказательства

Примеры

Эмбриологические

Анатомические

Физиологические

Палеонтологические



Какие доказательства представляются вам наиболее важными и почему?


  1. Рассмотрите рисунок 26 в учебнике «Общая биология» и заполните таблицу:

Различия скелетов человека и обезьяны


Отделы скелета

Специфические особенности


Причины

различий

у человека

у человекообразных обезьян

Череп

Шейный отдел позвоночника

Грудная клетка

Грудной отдел позвоночника

Пояс верхних конечностей

Верхние конечности

Поясничный отдел позвоночника

Пояс нижних конечностей

Нижние конечности





  1. Внимательно рассмотрите рисунок, особое внимание обратив на черты сходства между зародышами человека (2) и обезьяны (1) (гладкая черепная коробка, слабо развитая лицевая часть черепа, большая длина рук, дугообразная форма позвоночника).











Рис. 1 Рис. 2


Дайте научное обоснование этому сходству. Почему его нет у взрослых организмов?

  1. Заполните таблицу:


Доказательства происхождения человека от животных

Научные данные

Примеры

Сравнительно – анатомические:

а) общие черты строения

б) рудименты

в) атавизмы

Эмбриологические

Физиологические

а) Клеточное строение, сходство в строении всех систем органов и т.д.


  1. Заполните таблицу. Рассмотрите черты сходства человека и высших человекообразных обезьян, относящиеся к внешнему облику, анатомо – морфологическому строению, физиологическим процессам, высшей нервной деятельности и поведению.



Движущие силы (факторы) антропогенеза

  1. Заполните схему:

Факторы эволюции человека

Факторы эволюции человека







Биологические

Социальные








  1. Какие факторы эволюции человека являются ведущими и почему?

  2. Поясните, что имел в виду Ф. Энгельс, утверждая: «Рука, таким образом, является органом труда, она также и продукт его».


Направления эволюции человека. Древнейшие люди

  1. Заполните таблицу к теме

Краткая характеристика антропогенеза

Этапы антропогенеза


Какие органы претерпели наибольшие изменения в эволюции

Характер

изменений

Причины

изменений

Предшественники

человека – австралопитеки

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

Неандертальцы

Кроманьонцы и современные люди





  1. А) Какие особенности строения высшей нервной деятельности, поведения, образа жизни помогли древним обезьяноподобным предкам человека устоять в борьбе за существование с другими животными?

Б) Как развитие этих особенностей в процессе естественного отбора привело к возникновению качественной грани между обезьянами и древнейшими людьми?

11. Какое значение для изучения эволюции человека имеют находки австралопитековых?

12. Заполните таблицу:

Стадии

Хронологичес

кий возраст

Места находок

Особенности строения

Орудия труда

Древнейшие люди (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, африканский питеканторп и др.)




Древние люди (неандертальцы)

Первые современные люди

600 – 400

тыс. лет

Остров Ява, Китай, Европа, Африка

Черепная коробка низка, из толстых костей; лоб сильно покатый со сплошным костным валиком над глазами. Объём мозга примерно 1100 см3

Ручные рубила, скребки


  1. Найдите в тексте учебника признаки, отличающие современных людей от их предшественников – древних людей.



Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

  1. Внимательно прочитайте текст к теме «Каменные наконечники стрел, привезённые с самых отдаленных концов земли и принадлежащие самой отдалённой древности, почти тождественны между собой… Этот факт может быть объяснен только сходством изобретательных и умственных способностей у различных рас» (Ч. Дарвин).

Приведите научные доказательства, подтверждающие правильность этого высказывания Ч. Дарвина.

  1. На рисунке 3 представлены разные расовые типы людей. Определите каждый из них.











Рис. 3. Человеческие расы


Характерные осбенности

Расы

австралонегроидная

европеоидная

морголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Разрез глаз

Первоначальный ареал





Заполните таблицу, исполдьзуя рисунок и учебник (стр.73,74)

  1. Перечислите доказательтства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens.

  2. В чём идеологическая сущьность расизма и социал – дарвинизма?



  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ


Доказательства происхождения человека от животных

  1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

  2. Установите родство человека с животными на уровне типа и подтипа, класса, отряда и отдельных родов отряда приматов.

  3. Докажите, что в биологическом отношении человеческий организм существенно не отличается от организма других позвоночных животных.

  4. Почему именно приматов называют лабораторным двойником человека?

  5. В чём существенные отличия человека от всех животных, в том числе и таких высокоразвитых, как человекообразные обезьяны, дельфины, слоны?


Движущие силы (факторы) антропогенеза

1. Какое значение для антропогенеза имел переход предков человека к прямохождению?

Почему, хотя прямохождение не является биологически наиболее выгодным способом передвижения, в процессе эволюции оно не исчезло? .Какие преимущества компенсировали отрицательные последствия прямохождения?

2.Почему идея о труде как главном факторе эволюции человека считается основополагающей в антропологии?



Направления эволюции человека. Древнейшие люди

  1. В чём качественные отличия вида Homo sapiens – человек разумный от всех других видов животных?

  2. Почему возникновение человека трудно представить в границах иного, чем приматы, отряда? Почему современные человекообразные обезьяны не могут превратиться в людей?

  3. Какие особенности австралопитеков можно рассматривать как биологические предпосылки превращения обезьяны в человека?

  4. Какие особенности физического строения приматов наиболее сильно изменялись в процессе становления человека современного вида?

  5. В чём принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных? Почему и как в процессе эволюции человека биологические закономерности постепенно уступили место социальным?

  6. На рисунке 4 представлены разные этапы развития орудийной культуры человечества. Наблюдается ли какой – либо параллелизм между совершенствованием физического типа человека и его орудий? Дайте развёрнутый ответ.












Рис. 4. Эволюция орудий труда человека



Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма


  1. Что такое расоведение? В чём его принципиальное отличие от расизма?

  2. Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

  3. Почему противоположные по содержанию расизм (попытки оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал – дарвинизм (попытки применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Доказательства происхождения человека от животных

  1. Заполните таблицу:

Рудименты и атавизмы у человека


Рудиментарные органы

Атавистические проявления и признаки




  1. Внимательно изучите данные, приведенные в таблице. Какие выводы можно сделать, сопоставляя эти показатели?

Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян

Признак

Род

гиббон

орангутан

шимпанзе

горилла

человек

Абсолютная масса мозга (г)

130

400

345

420

1360

Масса мозга по отношению к массе тела

1:73

1:88

1:61

1:220

1:45

Длина шейного отдела (% от длины туловища)

17

24

23

24

26

Полная длина нижних конечностей (% от длины туловища)

239

182

175

154

150

Количество позвонков:

шейных

грудных

поясничных

крестцовых

хвостовых (копчиковых)

общее


147

7

13

5

5

3 – 4

33 - 34

119

7

12

4

5

2 – 3

30 - 31

128

7

13

4

5

4 – 5

33 - 34

112

7

13

3

5

4 -5

32 - 33

171

7

12

5

5

4 – 5

33 - 34


  1. Какие опыты с человекообразными обезьянами вам известны? О чём они свидетельствуют?

  2. Сравните между собой два приведённых ниже высказывания и объясните их так, чтобы снять кажущееся противоречие между ними:

  3. Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всеми другими животными.

Обезьяна не почти что человек, а совсем не человек.



Движущие силы (факторы) антропогенеза

  1. Сравните скелеты человека человека и коаты на рисунке 5. В чём проявляются основные различия в скелетах двуногого и четвероногого организмов? Какие особенности строения скелета связаны с переходом к передвижению на двух ногах?


Рис. 5. Скелеты паукообразной обезьяны и человека


  1. Прочтите текст. Человек (Homo sapiens) относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растёт, стареет, умирает. Как у всех позвоночных, у него имеются двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет, основу которого составляет позвоночный столб. Как для всех млекопитающих, для человека характерны две генерации зубов (молочные и постоянные), постоянная температура тела, выкармливание детёнышей молоком. Сходство с приматами, особенно высшими, проявляется в хорошо развитой центральной нервной системе, наличии стереоскопического зрения, пятипалой передней конечности хватательного типа и ряде других признаков. Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, т. Е. социальная, наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных.

Какие из приведённых в тексте данных относятся к человеку как биологическому организму и какие – к человеку как социальному существу?

  1. Покажите взаимосвязь труда, сознания и речи.



Направления эволюции человека. Древнейшие люди

  1. Какое значение имеет изучение палеоантропологических находок? Какие из них найдены на территории РФ?

  2. Подтвердите фактическим материалом каждый из приведённых ниже выводов.

  3. В мире животных ближе всего к человеку по строению и физиологическим особенностям человекообразные обезьяны. Однако ни один из видов современных обезьян не является для человека исходной предковой формой. Сходство человека и человекообразных обезьян основывается на их происхождении от общей предковой формы.

  4. Какие качественные отличия человека от животных связаны не столько с эволюцией физического типа человека, сколько с развитием человеческого общества?

  5. Выделившись из мира животных, человек вступил с природой в принципиально иные отношения, чем его предки. Если животное, говоря словами Энгельса, только пользуются внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, то человек в процессе трудовой деятельности познаёт и целенаправленно переделывает окружающую среду.

Покажите, как на разных этапах эволюции человека меняется степень его воздействия на природу.

  1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «…культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…оставляет после себя пустыню»?



Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма


  1. Подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов.

  2. Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.

  3. В периодической печати систематически печатаются материалы о положении негров в ЮАР, негров и индейцев в Австралии, цветных иммигрантовв европейских странах. Сделайте подборку таких материалов и дайте им оценку. Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.
























ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС

Цель: Закрепить ведущие понятия, необ­ходимые для изучения материала по теме «Эволюция человека».

Даны вопросы. Из предложенных вариантов отве­тов выберите правильный и проставьте его номер на­против вопроса.


Вопросы:

  1. Человек умелый по - латыни?

  2. Как переводиться слово «австралопитек»?

  3. К каким людям относят синантропа?

  4. «Человек прямоходячий» по – латыни?

  5. Гейдельбергский человек относится к тому же виду, что и:

  6. Как переводится слово «питекантроп»?

  7. К какому виду относят кроманьонца?


Ответы:

I – обезьяночеловек

II – Homo habilis

III – южная обезьяна

IV – оплодотворение

V –Homo erectus

VI –человек разумный

VII –питекантроп

VIII –древнейшие











ТЕСТИРОВАНИЕ

Эволюция человека

Вариант 1

Максимальное количество баллов – 20

  1. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первым представителем семейства ЛЮДИ (Hominidae) был:

А) австралопитек

Б) неандерталец

В) кроманьонец

Г) питекантроп

2. Человек умелый – это по латыни:

А) Homo sapiens

Б) Homo habilis

В) Homo erectus

Г) Auatralopithekcus africanus

3. Человек умелый, в отличие от австралопитека:

А) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

В) был покрыт шерстью

Г) имел меньший объём мозга

4. К рудиментам человека относят:

А) аппендикс

Б) хвост

В) многососковость

Г) волосатое лицо

5. У человека, тек же, как и у человекообразных обезьян:

А) объём мозга 1400 – 2000 мл

Б) 4 изгиба позвоночника

В) отсутствуют волосы на лице

Г) есть свод стопы


  1. Напишите отличия человека и человекообразных обезьян. (5 баллов)


  1. Нарисуйте схему зволюции человека, используя названия в скобках (Homo sapiens, Homo habilis, Auatralopithekcus afarensis, Auatralopithekcus robustus, Homo erectus, Auatralopithekcus africanus). Для каждого вида в схеме укажите особенности строения, поведения, культуры. (10 баллов)




Вариант 2

Максимальное количество баллов – 20


I.Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми представителями вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ был:

А) австралопитек

Б) неандерталец

В) кроманьонец

Г) питекантроп

2. Человек прямоходячий – это по латыни:

А) Homo sapiens

Б) Homo habilis

В) Homo erectus

Г) Auatralopithekcus africanus

3. Человек умелый, так же как и австралопитек:

А) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

В) принадлежал к роду Homo

Г) имел объём мозга 700 мл

4. К атавизмам человека относят:

А) аппендикс

Б) зубы «мудрости»

В) многососковость

Г) остаток третьего века

5. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти

Б) отсутствуют волосы на ладонях

В) отсутствуют волосы на лице

Г) есть свод стопы

II. Напишите сходства человека и человекообразных обезьян. (5 баллов)


III. Охарактеризуйте все известные вам способы полового размножения, используя подсказки в скобках (изогамия, обоеполые, наружное оплодотворение, анизогамия, внутреннее оплодотворение, оогамия, гермафродиты, яйцеклетка, спаривание, сперматофор, спермий, сперматозоид, гамета). (10 баллов)



Вариант 3

Максимальное количество 6аллов-20

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Первыми представителями рода ЧЕЛОВЕК (Homo) был:

А) австралопитек

Б) неандерталец

В) кроманьонец

Г) питекантроп

2. Человек разумный – это по латыни:

А) Homo sapiens

Б) Homo habilis

В) Homo erectus

Г) Auatralopithekcus africanus

3. Человек умелый, так же как и кроманьонец:

А) ходил на двух ногах

Б) был покрыт шерстью

В) принадлежал к роду Homo sapiens

Г) имел объём мозга 700 мл

4. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс

Б) зубы «мудрости»

В) многососковость

Г) остаток третьего века

5. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти

Б) отсутствуют волосы на ладонях

В) отсутствуют волосы на лице

Г) 4 изгиба позвоночника


II. Каковы основные направления эволюции человека? Охарактеризуйте и поясните, как в ходе эволюции человека изменялись объёмы лицевой и мозговой части черепа, массы скелета, мышц и мозга. (10 баллов)


III.Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека. (5 баллов)


Вариант 4

Максимальное количество баллов - 20

I. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1.К древнейшим людям относится:

А) австралопитек

Б) неандерталец

В) кроманьонец

Г) питекантроп

2.Единственный ныне существующий вид рода ЧЕЛОВЕК:

А) Homo sapiens

Б) Homo habilis

В) Homo erectus

Г) Auatralopithekcus africanus

3. Человек умелый, в отличие от неандертальца:

А) ходил на двух ногах

Б) умел изготавливать орудия труда, обороны, нападения

В) был покрыт шерстью

Г) имел меньший объём мозга

4. К атавизмам человека не относят:

А) аппендикс

Б) хвост

В) многососковость

Г) волосатое лицо

5. У человека, тек же, как и у человекообразных обезьян:

А) объём мозга 1400 – 2000 мл

Б) 4 изгиба позвоночника

В) есть ногти на пальцах

Г) есть свод стопы


II. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете? Охарактеризуйте каждую группу доказательств. Приведите примеры. (10 баллов)


III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно – двигательной системе. (5 баллов)


Вариант 5

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Максимальное количество баллов - 100

  1. В аптропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ:

А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди

Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, человек прямоходячий, человек разумный

В) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец, гейдельберский человек, зинж и ещё ряд находок со своими названиями.

Создайте обобщённую схему эволюции человека, объединяющую информацию этих трёх вышеупомянутых классификаций. (30 баллов)

  1. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека. (10 баллов)

  2. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предположите и обоснуйте не менее 2 – х гипотез. (15 баллов)

  3. Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) «Происхождение человека». (10 баллов)

  4. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические, цитогенетические. По рекомендованной преподавателем литературе самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков. (30 баллов)

  5. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей. (5 баллов)

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЛИЦОПРОСА ПО ТЕМЕ

1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете?

2. По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?

3. Как переводится с латинского «австралопитек»?

4. От какой группы произошли австралопитеки?

5. Какие виды этого рода вы знаете?

6. Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.

7.Чем все представите рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?

8. Как по латыни звучит «Человек умелый»?

9. Перечислите виды рода Человек в порядке их возникновения.

10. Латинское название «Человека прямоходящего».

11. Латинское название «Человека разумного».

12. Перечислите основные находки ископаемых предков человека (переходящий вопрос для нескольких студентов).

13. К какому виду относился неандерталец?

14. К какому виду относился кроманьонец?

15. К какому виду относился питекантроп?

16. К какому виду относился синантроп?

17. К какому виду относился гейдельберский человек?

18. К какому виду относился пилтдаунский человек?

19. Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим людям?

20. Какой представитель вида Homo sapiens относился к древнейшим людям?

21. Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?

22. Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких студентов).

23. Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких студентов).

24. Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?

25. Назовите основные направления эволюции человека.

26. Назовите социальные движущие силы эволюции человека.

27. Что такое рудименты и атавизмы?

28. Назовите атавизмы, присущие человеку?

29. .Назовите рудименты человека.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. - М.: Просвещение, 2010 год.

  2. Захаров В.Б., Сонин С.Т. Общая биология. – Издательский центр «Дрофа», 2008 год.

  3. Мамонтов С.Г, Захаров В.В. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2010 год.











23