МКУ «Отдел образования» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Введенско-Слободская ООШ»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан»
I районная научно-практическая конференция исследовательских
работ обучающихся имени Александра Николаевича Алексеева
«Моя малая Родина: земляки, которыми я горжусь,
история села, история школы»
Секция «История школы »
Научно – исследовательская (или исследовательская) работа
« Учитель- дарящий свет»
Выполнила Блинкова Элина,8 класс
МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Верхнеуслонский муниципальный район РТ
Научный руководитель:
Дадыкина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Верхнеуслонский муниципальный район РТ
Введенская Слобода-2024
Оглавление
Введение____________________________________________ С. 3-5
Глава I. Жизненный путь и педагогическая деятельность
Орловой Клавдии Ивановны.
1.1. Детство и юность.________________________________ С. 6-8.
1.2. Мастер своего дела. _______________________________С. 9- 11.
1.3.Человек с большой буквы___________________________С.12-14.
Заключение_________________________________________ С.15-16
Список используемой литературы______________________ С. 17
Введение
«Учитель - священное слово для всех,
За ним и победа, и первый успех.
Сокровища знаний и щедрость души,
И искренний смех, и беседа души…» [1]
Учитель - это самая древняя и самая благородная профессия. Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель!
Известные строки Н.А. Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю. Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком, дарит свет, который освещает жизненный путь.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
Я считаю, что именно учитель истории подает пример высокого гуманизма, патриотизма, честности, благородства и порядочности. Мы должны помнить о беззаветной преданности учителя Родине и уважительно относиться к профессии педагога. Так как он ведёт с собой в мир знаний миллионы любопытных ребят, которые составят будущее всего человечества.
Данной работой мы начинаем исследовательскую серию «Жизнь замечательных учителей», в которой будут раскрываться личности выдающихся наставников, работавших и работающих в нашей школе.
Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом и заслуженном Учителе всех поколений нашего села, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту – об Орловой Клавдии Ивановне.
Цель исследования: изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя математики и истории Орловой Клавдии Ивановны, определить какое значение ее деятельность сыграла в жизни её выпускников.
Задачи:
1.Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Орловой Клавдии Ивановне.
2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и
школьного архивов.
3. Оформить собранный материал.
Методы исследования:
1.Интервью с Орловой Клавдией Ивановной.
2. Работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки.
3. Встречи с выпускниками учителя, коллегами, родственниками.
изучение и исследование литературы, материалов периодической печати.
4. Обобщение полученных данных.
Объектом исследования является история жизни и педагогической деятельности Орловой Клавдии Ивановне в истории школы, села.
Предмет исследования: Исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя.
Новизна данного исследования: Собрать материал об Орловой К.И., и довести его до широкого круга общественности.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьный музей.
Глава I. Жизненный путь и педагогическая деятельность Орловой Клавдии Ивановны.
1.1 Детство и юность.
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка. [1]
24 марта 1949 года в селе Удельное Нечасово Тетюшского района ТАССР в семье Горбуновых Ивана Дмитриевича и Анастасии Ивановны родилась первая дочка Клавдия. Необычное имя девочка получила в честь знаменитый певицы Клавдии Шульженко. Её дед Силантьев Иван Семенович ветеран Великой Отечественной войны на фронте был тяжело ранен. И вот когда он находился на лечении, в госпиталь приехали артисты, среди них была и Клавдия Ивановна Шульженко. Когда родилась у фронтовика первая внучка, да еще и 24 марта ( это день рождения певицы) то выбора у родителей не было.
Затем в семье родятся еще четверо детей, в последствие они все станут учителями, все получат образование в Тетюшском педагогическом училище, а затем высшее образование в Казанском Государственном педагогическом институте. Александр Иванович учитель истории, директор школы, а сестры Любовь Ивановна, Нина Ивановна, Татьяна Ивановна, учителя начальных классов, русского языка и литературы. Педагогическая семья, все четверо старались быть похожими на свою старшую сестру Клавдию Ивановну.
Родители воспитывали в детях ответственность и трудолюбие. Папа Иван Дмитриевич работал трактористом, хорошо разбирался в технике. К сожалению, в 1959 году погиб в аварии. Старший Клавдии было всего десять лет, а младшей Татьяне девять месяцев. Трудное тогда было время. Жили не богато. Мама Анастасия Ивановна всю жизнь работала, в возрасте 18 лет, окончила курсы трактористок, и всё войну работала в тракторной бригаде. Затем учетчиком в тракторной бригаде, дояркой в совхозе, перед выходом на пенсию техническим работником в школе. Дети рано остались без отца, были дружными, много работали, больше всех приходилось трудиться старшей Клаве.
В 1957 году Клава пошла в первый класс местный школы. Клавдия Ивановна вспоминает: «Учительница начальных классов Александра Анисимовна Максимова рассказывала нам об истории села, больше всего запомнилось, что село наше очень старинное, в нем проживали удельные крестьяне ( крестьяне государственные) отсюда и название Удельное Нечасово». «С детства я была с детьми»- рассказывает Клавдия Ивановна, родной брат и три сестры, нужно за ними присматривать. Для них я организовывала игры, приходили и соседские дети, любимая игра в школу».[3.6]
В 1964 году закончила 8 классов. Перед ней не стоял выбор «Куда пойти учиться?». Она уже знала, что её призвание - это учитель, поступила в Тетюшское педагогическое училище, город Тетюши был в 10 километрах от села. В субботу после занятий в училище домой шли пешком, в воскресенье обратно. Учеба в педучилище была очень интересной любимые предметы математика и история. Практические занятия, лекции, научилась играть на музыкальном инструменте мандолине.
В 1968 году окончила педагогическое училище с красным дипломом, получила специальность учитель начальных классов. И в этот же год в училище приехали представители Казанского педагогического института набирать студентов. Клавдия Ивановна подала документы на заочное обучение на физико-математический факультет, успешно сдала экзамены и поступила. Учиться на очном отделении не могла, нужно было помогать семье. По распределению была направлена в Верхнеуслонский район в село Татарское Бурнашево в школу восьмилетку. В школе нужен был учитель математики. Так Клавдия Ивановна начала учить детей и сама учиться. У Клавдии Ивановны одна запись в трудовой книжке принята учителем математики в Татарско - Бурнашевскую основную школу. Так как школа была малокомплектная, то с 1973 года Клавдия Ивановна стала преподавать еще и историю по совместительству. Она рассказывает, что историю очень любила, пришлось заниматься самообразованием. «Я понимала, что учитель истории — это педагог, который специализируется на преподавании исторических знаний и навыков учащимся. Основная задача учителя истории — передача знаний о прошлых событиях, эпохах, культурах, исторических личностях и процессах учащимся. Именно учитель истории рассказывает учащимся о знаковых исторических событиях, произошедших в стране и мире. Он объясняет влияние различных исторических явлений на современную мировую обстановку и помогает лучше узнать отечественную и зарубежную культуру».[3.6]
1.2. Мастер своего дела.
С первых дней Клавдия Ивановна к работе в школе относилась с большой ответственностью и любовью, а было ей всего 19 лет. Учитель вспоминала «Было трудно, нет рядом мамы, брата, сестер. Поселили на квартиру к женщине почтальону. Она уйдет разносить почту, а я включу радио и плачу. Тоска по дому проходила лишь в школе» [3.6]
В школе нового учителя встретили с радостью, молодая, энергичная. Клавдия Ивановна вспоминает, что село Татарское Бурнашево было не большое, нет клуба, не было еще и телевидения. Практически сразу она стала работать старшей пионервожатой. «Жизнь пионерской организации старалась сделать активной и интересной. Проводила соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом, помогали совхозу. Помимо работы в школе, активно занималась общественной работой, агитатор, народный заседатель суда. Стала в школе создавать музейный уголок, собирать краеведческий материал, информацию о ветеранах войны. Торжественные линейки, посвященные 1 сентября, 25 мая, на новый год обязательно была дедом морозом. А еще концерты для тружеников совхоза, выездные выступления в близлежащее село Юматово». [3.6]
Село Клавдии Ивановне понравилось, расположено на живописном берегу реки Свияге. Вокруг лес, земляничные поля и грибные поляны. Круглый год можно любоваться удивительной природой. А главное рядом Казань и есть возможность продолжать учиться в институте.
В 1970году 9 мая Клавдия Ивановна вышла замуж за Орлова Виктора Федоровича и продолжала трудиться в школе. После уроков проводила краеведческую работу, была участником художественной самодеятельности. Она покоряла всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. Она успевала везде вместе с мужем и детьми жила в небольшой школьной квартире, топила печь, вела домашнее хозяйство.
Но, главное школа. Кабинет Клавдии Ивановны в течение многих лет занимал призовые места. Чистый, уютный, эстетично оформленный, с большим количеством дидактического материала, с интересными стенными газетами, привлекал учащихся. На уроках применяла педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний. Использовала на каждом уроке истории картографический и иллюстративный материалы, предоставляла возможность учащимся высказать свою точку зрения на исторические процессы и явления. Её методическая тема самообразования была: «Самостоятельная работа учащихся на уроках математики и истории».
Свою любовь к предмету она старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску. Ученики радовались, сострадали и сопереживали историческим процессам. При этом Клавдия Ивановна вела уроки и математики. Она всегда говорила, что именно математика помогала мне преподавать историю, «объяснять материал понятно и доходчиво». До сих пор ученики школы вспоминают ее с большим теплом, некоторые пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя. Сегодня в нашей школе работают её ученики Нуреева Татьяна Витальевна учитель математики. Бурукина Елена Вениаминовна учитель химии и биологии. Кукуль Анна Алексеевна – учитель географии. Гущина Алеся Николаевна – учитель начальных классов. Именно Клавдия Ивановна воспитывала в них любовь к детям. Она говорит: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя».[3.6]
Ведомственный знак отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения» получила 1983 году. Нагрудный знак "Отличник просвещения СССР" получила в 1985 году. Награждалась благодарственными письма и грамотами отдела образования Верхнеуслонского района.
В 1984 году в селе была построена новая школа. Клавдия Ивановна стала работать заместителем директора по учебной работе. Была мудрым наставником, справедливым критиком, учителя шли к ней за советом. Клавдия Ивановна была из категории тех учителей, которые относятся к своей работе как к искусству неутомимо и постоянно она искала новые педагогические приемы и подходы для всестороннего развития, как учителей, так и учеников. Посещала уроки коллег, умело и грамотно анализировала их. Помогала молодым педагогам. Учитель истории Дадыкина Ирина Николаевна вспоминает: «Когда пришла работать в школу, то поначалу даже побаивалась, когда на уроки приходила Клавдия Ивановна, а потом поняла, что она приходит не критиковать меня, а помогать, дать дельный совет, поделиться опытом. Она была моим наставником и другом. Изо дня в день своим примером, своим отношением к делу, своей увлеченностью и мастерством она воспитывала во мне учителя». [3.2]
Она делилась с коллегами своим опытом, выступая на республиканских и районных семинарах. Занималась самообразованием, у неё была прекрасная библиотека, созданная благодаря кропотливому труду, выписывала методическую литературу, журналы и газеты по предметам. Будучи завучем всегда вела большую патриотическую работу, проводила родительские собрания, для учеников организовывала туристические поездки по городам СССР.
1.3. Человек с большой буквы.
В 2004 году Клавдия Ивановна ушла на заслуженный отдых, отработав в сфере образования 36 лет. После выхода на пенсию начала заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур, цветов. Возле её дома раскинулись превосходные клумбы и удивительный огород. Каких только цветов и овощей нет на её грядках, которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени. А еще Клавдия Ивановна любит читать, много вышивает, прядёт.
Для односельчан она уважаемый авторитетный человек. Долгое время Клавдия Ивановна была депутатом сельского совета, всегда решала проблемы села, спешила на помощь людям. В 1978 году первый раз она сдала кровь, с тех пор она это делала постоянно. Клавдия Ивановна в 1983 году награждена знаком «Почетный донор».
У Клавдии Ивановны двое детей, четверо внуков. С октября 2023 года ее внук Максим находится по контракту в зоне СВО. Такие стихи бабушка написала внуку.
Сынок уехал на войну.
А матери сказал «Заказ»
Работа. Я на днях вернусь…
А сам умчался на Донбасс
Оттуда кратко сообщил
- Вернусь с Победой, мама жди
Да, армия дала мне сил
А юность - где то позади
Назначен я в стрелковый полк
Прадед Иван мой в нем служил
И в этом вижу я свой долг
Не зря же он на свете жил
Громил врага его «максим»
От «ЗИС» дрожал - фашист
Ты имя мне дала – Максим
Так пусть дрожит нацист
Нет, не деньгами я прельщён
Хоть тесно мы живем
Опасен враг его - сечем
И верю, разобьем.
За годы работы в нашей школе Клавдия Ивановна выпустила много классных коллективов. Её ученики получили разные профессии, но главное они стали просто хорошими людьми и все они ей благодарны.
« Клавдия Ивановна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Для всех она была очень строгим и требовательным завучем, учителем, а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой». [3.1]
Бурукина Елена Вениаминовна – учитель химии и биологии МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», выпускница 1996года.
«Я помню всех учителей, которые меня учили, но к одному учителю у меня особое отношение. Это Орлова К.И., она преподавала в нашем классе математику. Я счастлива, что именно она вела в нашем классе этот важный предмет, так как превосходно его знала. Этот учитель доступно и понятно доносит материал урока до учеников. Она человек, который полностью отдается своему делу. Сколько сил, времени и здоровья она отдала нам». [3.4]
Муравьева Любовь Павловна пенсионер села Татарское Бурнашево, выпускница школы 1974года.
«Клавдия Ивановна стала нашим классным руководителем, когда я училась в 5 классе. Строгая на уроках, с чувством собственного достоинства, но открытая и душевная вне уроков, понимающая подростковые проблемы, с большим чувством юмора». [3.3]
Кукуль Анна – учитель географии МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», выпускница 1998 года.
« Уроки истории, которые вела Клавдия Ивановна, это были незабываемые путешествия по историческим местам нашей Родины, древних государств. На уроках она говорила, что без прошлого нет будущего, и каждому человеку необходимо знать историю своей страны и своего народа, делать соответствующие выводы». [3.7]
Тарасов Леонид - морской капитан, выпускник Татарско-Бурнашевской основной школы 1977 года.
II. Заключение
Работая над этой темой, я поняла, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем. Если не уметь разговаривать с учениками и доносить до них информацию правильно, никакие программы не помогут, даже если будут изучены вдоль и поперёк. Также и одно лишь умение общаться и находить общий язык не принесет плодов, если учитель не любит свой предмет, скучает и не хочет развиваться в профессии.
Профессия учителя - одна из самых почетных, но, в то же время, очень непростых профессий на планете. Она требует колоссального запаса сил и большой ответственности от человека. Кроме того, в нее необходимо вкладывать собственную душу, поэтому выбравший ее человек должен быть не просто хорошим специалистом, но и отличным педагогом и психологом.
В результате изучения документов и фотоматериалов из архива Орловой К.И., а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), родственниками, самой Клавдией Ивановной нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.
Даже уйдя на заслуженный отдых, она интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Её часто можно увидеть в школе, на сельских праздниках и мероприятиях. Она - учитель не только в стенах школы, но и за ее пределами. Бывшие ученики все ее любят, уважают, звонят, потому что она всем раздарила частички своего доброго сердца, всем подарила свет. Свет, зажженный когда-то Клавдией Ивановной , по-прежнему горит в сердцах - сердцах её учеников и коллег.
Итоги проделанной работы.
1. Изучили жизнь и педагогическую деятельность учителя математики и истории Орловой Клавдии Ивановны, определили какое значение ее деятельность сыграла в жизни её выпускников.
2.Собрали информацию о жизни и педагогической деятельности Орловой Клавдии Ивановне.
3. Изучили и систематизировали документы и фотографии из личного и
школьного архивов.
Изучив жизнь и педагогическую деятельность учителя, мы решили, что учащиеся нашей школы должны знать историю жизни учителей преданных своему делу, поэтому следующий более подробный материал будет собираться о бывшем директоре нашей школы Урошникове Юрии Александровиче.
Талантливого учителя, яркую личность, со щедрой душой Орлову Клавдию Ивановну. Мы поздравляем с юбилеем с 75 летием, и надеемся, что наша работа войдет в сборник об учителях ветеранах. Это будет наша маленькая благодарность за огромный труд Учителя математики и истории.
III. Список источников и литературы.
1. А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл.
«Время выбора и решений».
2. Источники:
Семейный и школьный архивы:
1. Документы
2. Награды
3. Семейные фотографии
4.Вырезки из СМИ
5. Приказы
6. Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.
3. Информаторы:
1.Бурукина Елена Вениаминовна
2.Дадыкина Ирина Николаевна
3. Кукуль Анна Алексеевна
4. Муравьева Любовь Павловна
5. Нуреева Татьяна Витальевна
6. Орлова Клавдия Ивановна
7. Тарасов Леонид Павлович